За последние недели отношения между Западом и Ираном заметно накалились. После недавнего доклада экспертов ООН о продолжении развития иранской ядерной программы страны ЕС и США задумались об ужесточении санкций против Исламской Республики. На этот раз они могут коснуться 100 иранских компаний.
Происходящее сильно напоминает психологическую войну. 19 мая семьи жертв терактов 11 сентября 2001 года подали против Ирана иск в Манхэттэнский федеральный окружной суд Нью-Йорка. И американские журналисты, словно забыв про бен Ладена, которому приписывали удары по небоскребам, тут же взялись за "иранский след". А на днях окружной федеральный суд Вашингтона приговорил Тегеран выплатить 600 миллионов долларов компенсаций американским семьям, пострадавшим в 1995-м и 2003-м годах в результате терактов со стороны ХАМАС и "Исламского джихада", которые якобы финансирует Иран. Правда, пока у США нет никаких возможностей, чтобы принудить Исламскую Республику выплатить указанную сумму, адвокаты потерпевших будут искать иранские счета в американских банках, чтобы их арестовать и передать истцам.
В свою очередь, Иран объявил о раскрытии настоящей шпионской сети ЦРУ из 30 человек. Согласно данным представителей службы безопасности Исламской Республики VEVAK, их целями было разжигание недовольства в обществе и антиклерикальная пропаганда. Кроме того, арестованные якобы планировали диверсии на особо важных объектах, включая ядерные центры, узлы связи, оборонные предприятия и электростанции.
Кроме того, американская агентура действовала также в тех странах, которые наиболее часто посещают иранские туристы — в Турции, ОАЭ и Малайзии. Работающие на ЦРУ люди, опирающиеся на американские посольства, пытались заводить знакомства с иранскими бизнесменами, специалистами по ядерной физике, телекоммуникациям, авиационными инженерами, работниками банков, таможни, чтобы выведать у них интересующую Вашингтон информацию. Кроме того, под прикрытием трудоустройства в США они пытались вербовать своих агентов.
По информации разведки Ирана, многие из агентов ЦРУ были перевербованы иранскими спецслужбистами для целенаправленной дезинформации американцев.
К этому надо добавить и заявление иранского президента Махмуда Ахмадинеджада, обвинившего Запад в использовании климатического оружия и реализации в Иране целенаправленной программы по "созданию засухи". Это утверждение небесспорное. Однако некоторые эксперты уверены в том, что осаждать дождевые облака в определенно заданном районе, как это утверждает президент Ирана, вполне возможно.
Западные СМИ расценили это плодом больного воображения некоторых иранских политиков, а также попыткой пиара иранского руководства перевести народное недовольство, вызванное в том числе международным эмбарго, на внешнего противника.
Но так ли нелепо выглядит версия о подрывной работе западных спецслужб? Попытки организовать что-то если не в духе "арабской улицы", то в виде "цветной революции" в Иране предпринимались и в 2009 году, и в начале этого года.
МI6 и CIA, набившие руку на организации переворотов во время холодной войны, неплохо используют полученный опыт и в настоящее время. Разного рода неправительственные организации и фонды используются для легального прикрытия финансового обеспечения подрывной деятельности. Тем более, что сейчас, в эру прогресса интернет-технологий и социальных сетей, сделать это еще проще.
Впрочем, уровень общественного недовольства сейчас слишком низок, чтобы власть оказалась в руках прозападных элементов. Однако иностранные спецслужбы продолжают свою подрывную работу. Причем она происходит сразу по нескольким направлениям: пропаганда среди наиболее восприимчивых групп населения, саботаж и откровенные акты террора. Достаточно вспомнить, что в результате терактов за последние годы Иран лишился целого ряда физиков-ядерщиков.
Особой обработке подвергаются и представители национальных меньшинств, включая жителей иранских Курдистана и Азербайджана. Расчет строится на том, чтобы вывести на улицу недовольных в "час Х".
Чего добивается Запад? Смены независимого иранского курса. Желание это обусловлено не только наличием пресловутой иранской ядерной программы. И даже не столько желанием взять под контроль колоссальные нефтегазовые ресурсы, по запасам которых Иран заметно превосходит Ливию.
Не в последнюю очередь Запад и Израиль опасаются амбиций Ирана на лидерство в стратегически важном регионе. Однако сдержать его военным путем не представляется в данную минуту возможным.
Почему же Запад избрал в отношении Ирана такую тактику? Дело в том, что единства среди военно-политического руководства стран НАТО и Израиля в отношении Исламской Республики не наблюдается. Сейчас осуществление прямой агрессии против нее не выглядит привлекательно. Во-первых, значительная часть сил потенциальных агрессоров связана Афганистаном и Ливией.
Во-вторых, югославский вариант обуздания Ирана путем воздушных бомбардировок не сработает. Взять хотя бы то, что Иран в нынешнем виде на порядок сильнее в военном плане Ливии и Ирака, вместе взятых. К тому же, никто точно не знает точный список всех его ядерных объектов, которые можно было бы уничтожить для гарантированного достижения задуманного.
В таких условиях напрашивается иракский вариант с оккупацией страны. Однако он гораздо больше Ирана по территории, контролировать которую оккупационным силам было бы очень проблематично.
К тому же, на Западе опасаются того, что Исламская Республика, даже при самом неблагоприятном развитии ситуации, легко перекроет судоходство в мелководном Ормузском проливе, через который проходят коммуникации танкеров, а также нанесет сокрушительный ракетный удар по нефтяной отрасли арабских монархий Персидского залива, чем создаст сильнейший в истории энергетический кризис.
Нельзя забывать и про позицию Китая, для которого Иран является важнейшим партнером и главным поставщиком нефти и в перспективе газа. Так что, в отличие от Ливии, Иран Китай не сдаст. Пока вероятные противники Ирана делают ставку на тайную подрывную деятельность, конечной целью которой и является смена правящего режима.
Сергей Балмасов Источник: pravda.ru.
Рейтинг публикации:
|