Любые совпадения носят,
как водится, случайный характер
Вступление
Реальным психологам, психотерапевтам и прочим психопаталогоанатомам, особенно дипломированным и обременённым регалиями, рекомендуется «перед прочтением сжечь» (с).
Глава первая и последняя
Роль личности в истории никто не отменял. Но есть нюанс.
Эта тема – одна из самых трудных, в которой всё ясно и понятно, пожалуй, только тем, кто всё знает, но сам по жизни лишь наблюдал не играя.
На самом деле здесь вопросов на порядки больше, чем ответов, что, впрочем, хорошо, ибо, как говаривали древние: «истина в вопросе».
Вот, например, можно сразу накидать целый ряд таких общих вопросов, которые охватывают некие, не совсем понятные процессы в геополитике:
- почему страна, ломающая сложившийся несправедливый миропорядок, оказалась в формальном одиночестве при том, что её явно поддерживает большинство?
- почему один «цивилизованный» регион регулярно «стреляет себе по ногам»?
- почему в уже сложившемся многополярном мире, при очевидной выгоде для себя, новые центры силы не проявляются как надёжные и последовательные союзники?
- можно ли провести параллели между индивидуальной и коллективной психологиями?
И т.д.
Последний вопрос из приведённых очевидно выбивается из контекста, но это только внешне, что я сейчас и попытаюсь раскрыть, для чего вновь, вопреки привычке, пойду снизу-вверх, то есть, от частного к общему.
Вот утверждают, что, мол, в коллективе уже от 9-ти человек и выше, как правило, изначально присутствует весь набор основных психотипов, ввиду чего само по себе такое сообщество представляет из себя пёструю разнородную массу. По-крайней мере, до тех пор, пока не выявится ярко выраженный лидер, который и поведёт за собой всех.
При этом, если лидеру доверяют, то будет фактически сформирована система, обладающая коллективной психологией, однозначно окрашенной в яркие краски психической структуры своего вождя, за которым все и пойдут.
Однако и в противном случае, когда лидера нет, разнородное сообщество также будет обладать коллективной психологией, где главной задачей, как правило, будет сохранение статус-кво.
Необходимое отступление на уровень ниже, то есть, от сообщества к психотипу отдельного условного персонажа.
Скажите, встречали ли вы в своей жизни «непризнанных гениев»?
Поясню.
Вот, скажем, перед вами личность, по рождению одарённая всем: и внешне, и внутренне. Но при этом, всё время чего-то не хватает, всё время что-то мешает, чтобы человек, благодаря своим исходным данным, добился в жизни больших результатов. Реализовался, так сказать, раскрыл свой потенциал, который остался в прошлом. Выйдя в жизнь, он не уживается ни в одном коллективе, бегает как перекати-поле, либо совершает поступки, которые обнуляют все его потенциальные достижения и каждый раз начинает с нуля. И так всю жизнь. При этом, если его внимательно послушать, то виноваты все вокруг, но только не он: недооценили, не поняли, не захотели услышать – вот пусть теперь мучаются без меня, а я пойду осчастливлю своим присутствием других и т.д., ведь я сам себе лидер, никогда не допускающий ошибок.
С точки зрения психологии, здесь, как минимум, два, в какой-то степени, противоположных исходных варианта (все остальные между ними):
- До вступления во взрослую жизнь человек катался как сыр в масле, ни в чём не нуждался, всё имел, получил очень хорошее образование и даже воспитание. С этим багажом вышел в мир, от которого ожидал продолжения привычного комфорта и манны небесной, но не тут то было, реальная жизнь начала жёстко причёсывать и ломать, вызывая внутреннее сопротивление.
- Противоположный случай: от рождения был действительно неординарен, но жил в нужде, ни образования, ни воспитания, всё время шпыняли за амбиции и попытки выделиться. Соответственно, вырвавшись из негативной атмосферы и попав во взрослую жизнь, нереализованные амбиции тут же потребовали быстрой компенсации, но опять не тут то было: чтобы чего-то достичь, требуются совсем другие навыки, которых ранее никто не дал. Пришлось продолжить воевать с окружающим миром за место под солнцем, но это место каждый раз оказывалось кем-то занятым.
Как видим, результат обоих вариантов примерно одинаковый, хотя и складывается из реально разных исходников.
Понятно, что я здесь сильно (для наглядности) упрощаю и сужаю вариативность, сводя её к крайним, но, более-менее, распространённым случаям, исключая всякие совсем уж патологические отклонения, подпадающие под интересы клинических психологов.
В общем, повторяю вопрос: встречали ли вы в жизни «непризнанных гениев», убеждённых, причём часто небезосновательно, в своей гениальности, но при этом регулярно «стреляющих себе в ногу»?
Полагаю, вопрос риторический, ибо заранее знаю ответ: встречали, ибо сплошь и рядом. Так вот, причина этого проста, как дважды два равно четыре: «непризнанных гениев» во все времена объединяет одна особенность – незрелость. Это качество, которое ни прямо, ни косвенно, не зависит от возраста, а зависит от осознанности и способности (врождённой либо приобретённой) работать над собой и менять свои сформированные ранее, но неработающие в новых условиях, установки.
При этом, сужай не сужай, но отмахнуться от случаев, когда человек, имеющий, казалось бы, скромные стартовые условия, достигает больших результатов, не получится, ибо также сплошь и рядом. Такие люди часто бывают, как говорится, «зрелыми не по годам», умеют делать выводы из своих ошибок и постоянно менять свои неработающие установки в зависимости от изменения внешних условий. В принципе, тоже сам себе лидер, только с обратным, в данном случае положительным, знаком.
А теперь, когда мы совсем чуть-чуть прикоснулись к двум уровням (индивидуальный и коллективный), где всё сложно, но часто предсказуемо, сразу перескакиваем на самый высокий – на уровень государств и выше.
Так вот, если упрощённо, государства, так или иначе, состоят из людей, представляя из себя большой набор всех возможных психотипов. Как показано выше, в любом большом коллективе однозначно присутствует коллективная психология, причём во всех её ипостасях: коллективное сознание, коллективное бессознательное и все прочие коллективные психические проявления, присущие, в том числе, и отдельным людям: стереотипы, комплексы, амбиции и даже эго, а также память (историческая память), зрелость или её отсутствие, способность к обучению и росту самосознания. Ну и, конечно, вопрос настоящего лидерства или его отсутствия.
Главное коренное отличие индивидуальной и коллективной психологий, на мой взгляд, лишь во временнóм факторе: у человека, так или иначе, жизненный цикл короче, нежели у государств. Все остальные проявления весьма схожи. Поэтому, чтобы найти ответ на один из поставленных в самом начале вопросов, который сейчас наиболее часто обсуждается всеми экспертами и аналитиками, и касается странного поведения одних из наших «цивилизованных» соседей, никуда далеко ходить не надо. Достаточно всего лишь посмотреть на своё окружение, где обязательно найдётся хорошо воспитанный и образованный «непризнанный гений», задержавшийся в своём развитии, сам себе лидер, привыкший к комфорту и всеми силами старающийся сохранить статус-кво, не признающий своих ошибок, не желающий видеть новые реалии, в которых прежние законы и установки уже давно не работают.
А теперь назовём некоторых поимённо.
P.S.-1
Временнóй фактор не работает в отношении недогосударств, жизненный цикл которых часто короче времени, отпущенного среднестатистическому человеку. Я про Украину, если что.
P.S.-2
Проще всего объяснить поведение Евросоюза происками заокеанского дяди Сэма, поставившего себе целью обнулить конкурента и захватить его большой рынок. Ещё проще включить конспирологический сценарий и с умным лицом нагнать тумана, а там поди разберись, когда ни одной фамилии, ни одной явки и ни одного адреса. Можно даже объединить эти два сценария, однако даже если оно всё так и есть, объяснить поведение, вроде бы взрослых, европейских подопытных кроликов без обращений к коллективной психологии, на мой взгляд, никак не получается. Потому как, регулярно стрелять себе по ногам – это типичное поведение незрелого «непризнанного гения», привыкшего к комфорту и не желающего признавать свои ошибки, за которые обычно всегда отвечал кто-то другой. Ну, а далее всё в полном соответствии с давно известным афоризмом, приписываемым кому ни попадя: «каждый народ достоин своего правителя». Что означает лишь одно: какой у народа коллективный запрос, такой и лидер.
P.S.-3
Называя страны своими именами, например, Россию и Китай, ответы на все прочие вопросы, касающиеся их поведения на мировой арене, поведения их близкого и дальнего окружения и даже особенности лидерства, мне кажется, также следует искать в области коллективной психологии, способной хорошо объяснить не только текущие события, но и предсказать их будущие итоги. Но об этом уже в другой раз.
Александр Дубровский
ТГ-канал «Спокойно Z Маша»
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментариев 2620
Рейтинг поста:
Когда человеку проще согласиться с неверным мнением большинства. Конформизм. Корни которого древние, от коллективизма, стайности приматов.
Группа испытуемых состояла из "подсадных уток", кроме одного участника - испытуемого. Подсадные давали заведомо неверный ответ на вопрос. Испытуемые, находясь в одиночестве, чаще предпочитали согласиться с неправильным ответом большинства, даже если его неправильность была им понятна.
Людям проще согласиться с неверным, чем испытывать дискомфорт, что они - "белые вороны".
Поток из, вроде бы, "свободных" СМИ, льющийся в мозги, создает впечатление, что большинство за то или иное мнение. И люди его принимают.
Это помимо других причин. Организованной травли "белых ворон", например. Мнение купленных "гуру общественного мнения", авторитетных в обществе. Обещаний пряников, после "победы", сопряженной с тяготами
Фраза "каждый народ.." - не верна. Скажем, жил себе император Павел 1 и народ был его достоин. Задушили его шарфиком заговорщики - стал "недостоин" ?
В Декларации независимости США были правильные слова, как ни странно:
История показывает, что терпение народа, порой, велико. И они не восстают против власти, которая им вредна. Можно, конечно, считать, что это и означает, что они его достойны, раз молчат. Но, нередко, наказание за несогласие сильно превышает вред такой власти. Меньшее зло предпочитают большему. Даже если им это только кажется. Пассионариев в обществе подавляющее меньшинство. Тех, кто готов рискнуть пойти против. Но, если их мнение регулярно выстригать из общества, центров зарождения возможного протеста просто не остается. Можно убить, посадить, ошельмовать, запугать, шантажировать, купить их самих...
Социум инертен. И его инертностью можно управлять. Это не презрение к нему, глупо презирать естество.
Просто, такова реальность.