С немалым удивлением ведущие западные СМИ начали писать о том, что санкции против России не имеют «высокой эффективности». Прямо указывают: «Санкции против России… являются самыми далеко идущими, наложенными на крупную державу со времен Второй мировой войны. В то же время, поскольку Россия является крупным экспортером сырьевых товаров, сильный удар по ней также означает боль для самой мировой экономики». Это – отрывок из публикации в «Washington post». С неё и начнем.
Столичная американская газета пытается дать широкую историческую картину санкционной политики Запада и предлагает свои взгляды вот такого свойства:
- Санкции — это экономические рестрикции, призванные нанести ущерб цели — лицу, компании, группе или целой стране — путем ограничения торговли, доступа к финансовым активам или возможности обрабатывать транзакции в долларах США или евро (вот, что для них очень важно в финансовой системе Запада! – С.Ф.)… Компании или отрасли могут быть заблокированы в определенных видах экспорта или импорта. Правительства могут оказаться не в состоянии выйти на рынки капитала.
- Использование санкций, как формы ведения войны восходит к истории тысячелетней давности, когда город-государство Мегары запретил торговлю с Афинами в 432 г. до н.э. Президент США Вудро Вильсон в начале ХХ века возглавил движение за использование санкций в качестве альтернативы боевым действиям. База данных глобальных санкций Университета Дрекселя документирует неуклонный рост количества наборов санкций, действующих в конкретный год – с 2-х в 1949 году до 230-х в 2019 году. Согласно отчету Министерства финансов за 2021 год, использование санкций США выросло в 10 раз за два десятилетия после терактов 11 сентября.
- Хотя санкции призваны оказать давление на лидеров страны, они часто наносят побочный ущерб рядовым гражданам, разжигая инфляцию и создавая нехватку товаров первой необходимости… Также могут быть негативные последствия для стран, которые сами вводят санкции, что вызывает у них огромную озабоченность. Например, в случае санкций против такой страны, как Россия – второго по величине в мире экспортера сырой нефти и значительного источника удобрений, пшеницы и металлов, включая никель, платину и алюминий. «Рост цен на энергоносители и продовольствие, вызванный ужесточением санкций в отношении России, привел к устойчивому инфляционному шоку, грозящему замедлить глобальный экономический рост».
То есть – санкции против России грозят самому Западу и всему миру, поскольку могут «замедлить глобальный экономический рост» - «A surge in energy and food prices triggered by the tighter sanctions on Russia has fueled a sustained shock of inflation that threatened to slow global economic growth». Так и запишем…
«Forbes» о «бумеранге» антироссийский санкций
Ещё более развернутую картину дает знаменитый журнал «Forbes» в статье «Watch Western Sanctions On Russia Boomerang: A Global Energy And Food Crisis In The Making» - «Смотрите на бумеранг западных санкций в отношении России: Назревает глобальный энергетический и продовольственный кризис». Автор статьи пишет буквально следующее.
После начала СВО России на Украине 24 февраля «США, Великобритания и Европейский Союз вместе со своими ближайшими союзниками предприняли самую всеобъемлющую и беспрецедентную экономическую атаку на суверенную страну в новейшей истории». Западный альянс экспроприировал половину валютных резервов российского Центробанка, которые к этой дета составляли около 650 миллиардов долларов, и заблокировал доступ ключевых российских банков к международной платежной системе SWIFT. Тотальная экономическая война, начатая против России, должна была разрушить российскую экономику, обвалить рубль и, возможно, привести к смене режима.
Но! «Forbes» с удивлением пишет: «Россия — это не Куба, Северная Корея, Иран или Венесуэла. Россия географически является самой большой страной на земле с населением 140 миллионов человек на 11-ти часовых поясах. У нее третья по мощи армия в мире, располагающая самым большим арсеналом ядерных боеголовок. Эмброуз Эванс-Причард из «Daily Telegraph» называет Россию «сверхдержавой, производящей широкий спектр сырьевых товаров, менее уязвимой для санкций, чем сама Европа» (sic!).
Россия также является крупным производителем продуктов питания, занимая третье место в мире по производству пшеницы и ведущий чистый экспортер. Она также является крупнейшим в мире экспортером удобрений и занимает третье место по экспорту алюминия и четвертое или пятое место среди крупнейших в мире экспортеров железа и стали (в зависимости от того, входит ли в этот список весь ЕС).
Кроме того, пишет «Forbes», Россия является ведущим экспортером ключевых промышленных металлов, таких как палладий, платина, никель и медь, которые имеют решающее значение для амбиций Запада по «энергетическому переходу» на возобновляемые источники энергии, такие как ветровая и солнечная энергия и электромобили. Что наиболее важно, Россия является крупным экспортером ископаемого топлива на мировых рынках. Это крупнейший в мире экспортер природного газа, второй по величине экспортер нефти (после Саудовской Аравии) и третий по величине экспортер угля (после Австралии и Индонезии).
В ответ на введенные в отношении России «шокирующие и трепетные» финансовые санкции президент Путин 31 марта подписал Указ, обязывающий все «недружественные» страны, то есть те страны, которые ввели односторонние финансовые санкции против России, платить в рублях за ее природный газ. Лидеры ЕС было возразили, что требование Кремля «рублей за газ» противоречит «контрактной неприкосновенности», на что «Forbes» с издевкой замечает: «А, по их мнению, односторонняя экспроприация западным альянсом суверенных богатств России не считается нарушением договора?»
В результате через два месяца после того, как лидеры ЕС отвергли кремлевский план «рубли за газ», по меньшей мере двадцать европейских импортеров природного газа, включая ведущие компании, такие как ENI, Uniper и OMV, открыли счета в «Газпромбанке» для осуществления платежей в рублях, а еще четырнадцать импортеров запросили аналогичные условия. После нескольких недель противоречивых советов из Брюсселя ЕС дал свое согласие на оплату российского газа своими членами в рублях.
Да, Россия приостановила поставки газа в Польшу и Болгарию в апреле и в Финляндию в мае – из-за неуплаты за газ в рублях. Нет оплаты – нет газа.
Что касается торговли нефтью, то США, Великобритания, Канада и Австралия запретили ввоз сырой нефти и нефтепродуктов из России. Однако, например, ЕС пока не предпринимает никаких действий, учитывая гораздо более сильную зависимость Европы от импорта российской нефти. Около 27% импорта нефти ЕС поступает из России.
Хотя порты ЕС на словах «закрыты» для российских нефтяных танкеров, греческие судовладельцы утроили свою долю в транспортировке российской нефти в апреле по сравнению со средним показателем 2021 года. Мощное лобби греческих судовладельцев подтолкнуло ЕС к снятию санкций с российской нефти, экспортируемой в третьи страны.
Индия и, в меньшей степени, Китай скупают дешевую российскую нефть, которую не берет западный альянс. В настоящее время на Индию приходится около 10% экспорта российской нефти, тогда как в начале 2022 года она была почти нулевой. Вот так в первой неделе апреля экспорт российской нефти вернулся к нормальному уровню.
«Европа идет на экономическое самоубийство» – «…And Europe Goes For Economic Suicide»(sic!), утверждает «Forbes»
ЕС зависит от России более чем на 40% своих поставок природного газа, в то время как зависимость Германии от России еще выше, около 50-60%, выдает цифры «Forbes». Европейская комиссия опубликовала планы сократить зависимость ЕС от российского газа на две трети в этом году и прекратить его зависимость от российских поставок топлива «задолго до 2030 года», но это трудная задача по любым меркам.
У Европы нет альтернативы тому, чтобы ежемесячно тратить миллиарды евро на российский трубопроводный природный газ в краткосрочной перспективе (то есть в течение 3-5 лет). Решения по организации альтернативных поставок газа потребуют годы для создания необходимой инфраструктуры СПГ, а также поставщиков с «дополнительными возможностями для достижения усилий ЕС по диверсификации» (интересно, о чем эта фраза? – Но именно в таких формулироваках весь политический задор ЕС! – С.Ф.). Тем временем, пишет «Forbes», немецкие лидеры могут прибегнуть только к «мерам со стороны спроса». На обычном языке это означает «затянуть пояса».
Манфред Кноф, генеральный директор «Commerzbank» — второго по величине частного банка Германии — предупредил, что «цунами банкротств» может обрушиться на крупнейший производственный центр Европы, поскольку риски стагфляции возрастают из-за западных санкций в отношении экспорта энергоносителей из России.
И на фоне этих алармических оценок ситуации в Европе, «Forbes» абсолютно адекватно оценивает ситуацию в более широком плане: «Подавляющее большинство стран, не входящих в трансатлантический союз США, ЕС и их ближайших союзников, на которые приходится более 80% населения мира, не участвовали в антироссийских санкциях. «Поразительное единство цели» США и Европы в отношении санкций против России мало что значит для большинства правительств Ближнего Востока, Азии, Африки и Латинской Америки, стремящихся ориентироваться в том, что выглядит как «быстро разветвляющаяся мировая экономика» (sic!).
Для ведущих развивающихся стран, таких как Бразилия, Индия, Китай и Южная Африка, защита их свободы торговли с сырьевой сверхдержавой, такой как Россия, так же важна, как и обеспечение того, чтобы они не стали следующими «жертвами глобализирующегося Запада», использующего свое господство в международных финансовых делах, заключает «Forbes».
«Вокруг самого Запада опускается новый железный занавес»
Вопрос удивительный, но созревший: «Is America the Real Victim of Anti-Russia Sanctions?» («Является ли сама Америка настоящей жертвой антироссийских санкций?») спрашивает портал «Tabletmag». И дает свое видение сложившихся обстоятельств: «By misjudging the size and importance of Russia’s economy, the West might have taken steps toward its own isolation» - «Неверно оценивая размер и значение российской экономики, Запад смог предпринять шаги к собственной изоляции».
Логика автора такова. Он начинает свой комментарий с вопроса: «Помните заявления о том, что “российская экономика не имеет значения”, поскольку она всего лишь эквивалент какой-нибудь маленькой, не очень впечатляющей европейской страны?» Но, с ростом дипломатического и геополитического влияния России в Европе, на Ближнем Востоке и в Восточной Азии уже в 2019 году «The Economist» задавался вопросом: «Как страна с экономикой размером с Испанию… достигла всего этого?»
Сразу вывод – редко, когда Запад «так грубо недооценивал» ситуацию с Россией. Французский экономист Жак Сапир, специалист по российской экономике, преподающий в Московской и Парижской школах экономики, объяснил, что «российская экономика гораздо важнее, чем мы думали». И, когда вы измеряете ВВП России на основе паритета покупательной способности (ППС), становится ясно, что экономика России на самом деле больше похожа на экономику Германии: около 4,4 триллиона долларов в России против 4,6 триллиона долларов в Германии.
Россия поднялась до уровня «крупнейшей экономики в Европе и одной из крупнейших в мире». При этом Сапир уверен, что «экономика России значительно больше, чем экономика Германии, и составляет, вероятно, 5 или 6% мировой экономики», поскольку доля услуг у России меньше, а «когда дело доходит до драки, то более ценно предоставить людям то, что им действительно нужно для выживания, например, еду и энергию, чем нематериальные вещи, такие как развлечения или финансовые услуги». То есть, экономика России более эффективна с точки зрения объемов реального производства, тогда как именно на «сектор услуг» приходится примерно 77% экономики США и 70% экономики ЕС, а производственный потенциал ниже 30 процентов ВВП.
Размер и значение российской экономики искажаются из-за игнорирования глобальных торговых потоков, в которых, по оценкам Сапира, на Россию «может приходиться до 15%». Хотя Россия, например, не является крупнейшим производителем нефти в мире, она является крупнейшим ее экспортером, опережая даже Саудовскую Аравию. То же самое относится и ко многим другим продуктам первой необходимости, таким как пшеница — самая важная продовольственная культура в мире, а Россия контролирует около 19,5% мирового экспорта пшеницы. Плюс — никель (20,4%), железные полуфабрикаты (18,8%), платина (16,6%) и мороженая рыба (11,2%). В отличие от «максимальных санкций» в отношении таких стран, как Иран или Венесуэла, попытка разорвать связи с Россией, вероятно, будет означать драматическую реорганизацию мировой экономики.
- Для сравнения: китайская экономика достигла почти 27,21 трлн долларов в 2021 году по сравнению с 20,5 трлн долларов в ЕС и 23 трлн долларов в США. Фактически, с точки зрения ППС, экономика Китая обогнала Америку еще шесть лет назад. В результате совокупная экономика Китая и России составляет сейчас около 30-35% мировой экономики (опять же, с поправкой на ППС и переоценку сектора услуг). На Запад приходится около 13% населения мира, а Китай и Россия вместе составляют около 20%. Это – около двух третей человечества. Это – «неприсоединившиеся», и эту позицию большинство из них хотело бы сохранить, отмечает «Tabletmag».
В то время, как на Запад приходилось более 50% мирового ВВП в начале «холодной войны», и тогда Соединенные Штаты доминировали в мировом производстве и имели огромное ежегодное положительное сальдо торгового баланса, сегодня Запад находится в более слабом положении, а его основные противники сейчас в определенном смысле сильнее.
«Поэтому прежде, чем мы с энтузиазмом примем новый «железный занавес», стоит остановиться и подумать, сколько стран в мире добровольно встанут на нашу сторону? По подсчету стран, участвующих в нынешних санкциях против России, по сути, трудно сказать, вокруг наших противников или вокруг самого Запада опускается новый железный занавес», замечает «Tabletmag».
«Европейские общества не желают терпеть боль санкций»
И как же без Bloomberg’a в таких делах?
Вот и Bloomberg: «Europe’s Push to Punish Putin Is Falling Short of the Rhetoric» - «Стремление Европы наказать Путина не соответствует риторике»:
- Поскольку тупиковая ситуация в Европейском союзе из-за якобы надвигающегося эмбарго на российскую нефть растянулась на дни, а затем и на недели, один посол процитировал своим коллегам пьесу Сэмюэля Беккета «В ожидании Годо»: «Ничего не происходит, никто не приходит, никто не уходит, это ужасно!» Дипломаты и официальные лица все больше разочаровываются в том, что ЕС, возможно, достиг предела боли, которую он может причинить России.
- Компании в странах Европы «настаивают на покупке российского газа через рублевые счета на фоне двусмысленных предупреждений Европейской комиссии не делать этого». Один министр на недавней встрече министров ЕС отметил, что вызывает сожаление тот факт, что некоторые операторы открыли счета в рублях вопреки тому, что они сообщали публично: «Мы можем увидеть сценарий, при котором единство ЕС начнет разрушаться», — сказала Натали Точчи, бывший советник главы ЕС по внешней политике Жозепа Борреля. – «Чем больше затягиваются военные действия, тем больше европейские общества не желают терпеть боль санкций, и это замедляет темпы введения санкций».
По словам официальных лиц, пишет «Bloomberg», «членам ЕС становится все труднее и труднее достичь соглашения, потому что рассматриваемые санкции означают более высокое бремя, ложащееся на их национальные финансы». Ну, как не вспомнить «унтер-офицерскую вдову» Н.Гоголя, которая «сама себя высекла»?
А Россия, как ожидается, что в этом году заработает около 320 миллиардов долларов от экспорта энергоносителей, что более чем на треть больше, чем в 2021 году по данным Bloomberg! И это в разгар «санкций из ада»…
…Вообще-то складывается впечатление, что этими санкциям Запад загоняет себя в состояние, когда политическая воля начала довлеть над экономической целесообразностью. А перебить эту волю никто там не может – слишком много было поставлено, включая авторитет самых высоких деятелей Европы, на русофобский санкционный накат.
Это даже не «выстрел себе в ногу», как принято сейчас говорить. Это уже похоже больше на «русскую рулетку», когда каждый новый выстрел в висок может стать не «осечкой», а трагическим и последним.
Русофобия становится не только безумно дорогим действом – совокупные потери Запада только из-за роста цен на нефть и газ, могут составить почти полтриллиона (500 млрд) долларов к концу 2022 года. Они там скажут – «ещё напечатаем», но тогда другим концом – инфляцией – западники сами огреют собственное общество.
Нынешняя русофобия ведет Европу к экономическому коллапсу с потерей производств, ростом безработицы и подъемом социального протеста. А – как они там сами пишут – 80% населения Земли, что живет вне Запада, продолжит заниматься своими делами, выстраивая новые связи, торгово-экономические пути и поддерживая нормальные отношения с Россией, от которой, как выясняется в этот кризис, в мире зависит очень многое.
Мы, видимо, даже сами не представляли, каково реальное – колоссальное! – влияние России на мировые экономические и торговые процессы. Обратите внимание на факты российского влияния, отмеченные выше в этом тексте – о них сейчас начали писать ведущие западные экономические издания, для которых подобные вещи также являются открытием!
Правильно говорят китайцы: «Кризис – это возможность», и мы начали использовать кризисные возможности в невиданных прежде объемах и форматах, чем сильно удивили даже самые продвинутые западные издания, обзор которых здесь представлен.