В последнее время очень много говорят о ситуации в Азиатско-Тихоокеанском регионе, как об арене будущего противостояния Китая и США. При этом достаточно мало внимания уделяется другим странам данного макрорегиона и их роли в происходящих событиях. Но среди них Япония занимает ключевое место в американской стратегии на Дальнем Востоке.
Фактически именно Япония на протяжении многих лет занимала позицию форпоста, который должен был при неблагоприятных обстоятельствах сдерживать силы направленные против интересов США. И если к СССР это относилось в меньшей степени из-за разницы в военных потенциалах, то по отношению к другим странам это было вполне применимо. Правда, до недавнего времени. Рост военных технологий Китая и КНДР, а также экономическое доминирование Китая позволяют сейчас рассматривать Японию в качестве вероятной первой жертвы возможного конфликта как с военной, так и с экономической точки зрения. Правда в военный конфликт на Дальнем Востоке верится с большим трудом, а вот экономический практически уже начат.
При этом Япония фактически остается один на один не только с Китаем, но и Южной Кореей, которая видит в Токио не партнера, а конкурента и потенциального противника, как бы американским властям не захотелось обратного.
В этом контексте попытка США опереться на Австралию (в рамках нового соглашения Австралии, США и Великобритании) в отличие от традиционной опоры на Японию выглядит как признание ненадежности Токио в качестве потенциальной точки опоры и необходимость более надежного основания для антикитайских действий.
И ситуация туту не столько в военно-политической составляющей. В этом компоненте и Австралия по большому счету не сильно то серьезный союзник. А вот в экономическом плане уязвимость Японии оказалась более существенной, чем Австралии. Плюс к тому удаленность территории австралийского континента от Китая добавляет дополнительные бонусы в пользу выбора именно Австралии в качестве ключевой точки антикитайского противостояния.
При этом, сама Япония как бы была введена скобки противостояния американским истеблишментом, однако, заявлениями своих лидеров снова возвращается в большую политическую игру. Правда не ясно до конца, как самостоятельный игрок в регионе, или всё же как проводник интересов американкой политики.
В таком случае, необходимо проанализировать, изменение в позиционировании Японии со стороны США является лишь попыткой создать новые точки концентрации сил, или всё же Япония уже списана американцами в качестве точки опоры?
Япония и международное положение
Для начала следует отметить, что для США Япония была всегда удобна тем. что фактически не имела партнерских отношений с другими странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Виной тому историческое наследие Японии и существующее до сих пор стремление японцев считать свою страну центром азиатской политики, что отчасти подтверждается их активной полью в Транс-тихоокеанском партнерстве.
Между тем международное положение Японии является более чем шатким. Страна фактически окружена государствами, имеющими по отношению к Японии либо откровенно враждебное, либо настороженное отношение. Со многими странами у Японии незакрыты территориальные претензии, причем легче найти соседние страны, которые имеют территориальных споров с Японией, чем те, которые лишены такой опции. Проблемы «Южно-курильских островов» (с Россией), островов Токто (с Южной и Северной Кореей), принадлежности Синкаку (с Китаем) и т.д. делают Японию практически безоговорочным лидером по конфликтности с соседними странами. При этом, сама страна погружена в национализм, который проявляется от политики и мира искусства, до бытовых моментов.
При этом. соседи не забыли Японский милитаризм, который в прошлом оборачивался многочисленными конфликтами и претензиями к Японии, как к агрессору. Корея (как северная, так и южная) припоминает многочисленные оккупации страны Японией, и террор по отношению к местным жителям. Китай до сих пор прекрасно помнит Нанкинскую резню и миллионы жертв японской оккупации, в современной российской практике спецслужб стало популярным публиковать документы о зверствах японских военных в годы Второй мировой войны.
Особую реакцию вызывает любая попытка Японии вспомнить о своем военном прошлом, будь то посещение официальными лицами Японии военного храма, или новые законы, всё более расширяющие возможности использования сил самообороны Японии. Во всём этом мерещится восстановление японского милитаризма, а значит угроза для всей Азии. С таким основанием Япония не может иметь устойчивые точки опоры в Восточной Азии. Да и за пределами тоже. Хотя Япония и имеет достаточно привлекательную культуру «на экспорт», она менее динамична, чем у соседей. И сейчас Япония откровенно пригревает в этом компоненте своим соседям Южной Корее и Китаю. А это значит, что в сложившейся ситуации у Японии практически нет шансов улучшить свою международную позицию и изменить свое положение своеобразного изгоя в Азии.
Таким образом с точки зрения международных связей Япония имеет крайне негативные позиции практически неизменяемые в короткой перспективе. При этом попытка цепляться за партнерство с США делает эту позицию более уязвимой.
Япония и мирный договор
Ситуация в международной политике могла бы измениться, если бы японские власти могли проявить политическую гибкость и ушли от идеологических штампов в восприятии соседей. В отношении с Россией это могло бы быть более гибкой позицией по вопросу заключения «мирного договора» и разрешения конфликта вокруг Южных Курил.
Более того, Россия предлагает новые маршруты в достижении компромисса, в частности готова открыть острова Южно-курильской гряды для японского бизнеса. Речь тут, конечно, идет не о варианте «Шпицберген», но в значительной мере также полезен для Японии. Сейчас проблема «северных территорий» для Японии негативна с точки зрения ее экономического преломления. Да, она, возможно, дает политические очки в игре на струнах японского милитаризма и национализма. Но при этом является абсолютно депрессивной составляющей, так ка не дает экономического эффекта с одной стороны, а с другой приводит к осознанию обществом, что даже в условия экономических и политических проблем у России (как это было в 90-е годы XX века) Япония не в силах решить ситуацию в свою пользу. А это путь к социальной депрессии.
В то же время следование по пути российских предложений могло бы обеспечить рост экономических потенциалов Японии, за счет хозяйственного освоения Южных Курил, а также участие в крупны экономических проектах в России от тоннеля, соединяющего Японию с российской транспортной (в том числе железнодорожной) системой. А также освоение нефтегазовых месторождений в Арктике, освоение ресурсной базы Дальнего Востока. Это могло бы дать мощный толчок развитию экономики Японии, прибавило ей по 2-2,5 % ВВП ежегодно в следующие 20 лет, что с учетом мультипликативного эффекта могло бы дать суммарный прирост экономики порядка 35 %.
И японские власти это понимают, но. находясь под американской зависимостью, не способны это реализовать. Даже дружественное по отношению к России правительство Иосиро Мори и Синдзо Абэ не смогли в этом преуспеть. Как только речь заходила о каких-то реальных вариантах выхода на заключение мирного договора, японские СМИ (находящиеся там, как, впрочем, и во многих других странах под контролем американских фондов) начинали прокачивать негативные контексты работы правительств. В результате процесс примирения не просто затихал, но и оборачивался новыми порциями обостряющих заявлений со стороны нового правительства Японии.
В такой ситуации не только «мирный договор» видится несбыточным вариантом будущего, но и снятие мишени со спины Токио для всех сран Дальнего востока не представляется реальным. Япония продолжает изображать из себя врага для всех вокруг. И этот ареол враждебности может стать губительным для страны.
Запас экономической прочности
Но основной сложностью для Японии является не международно-политическая изоляция, или военные угрозы. Жить в сравнительной изоляции для Японии привычно, а военные действия с Японией и вовсе никто вести не собирается, даже Северная Корея, так как такая война не имеет особой экономической ценности.
Проблем для Японии сейчас в экономике. И она кроется в первую очередь в кажущейся выигрышности позиции. Дело в том, что многие аналитики предрекают позитивный сценарий для Японии только потому, что она из-за всеобщей инфляции смогла выйти из дефляционного кризиса и сейчас показывает вполне умеренный рост потребительских цен. Если в 2020 году дефляция в Японии составляла около 0,027 % (то есть была возле нуля), то сейчас она составляет примерно 0,1- 0,2 %. Показатель неслыханный для большинства современных стран, показывающих 3-5, а то и все 8 % инфляции.
В такой ситуации Япония становится одной из немногих стран, которые могут позволить себе количественные смягчения, тогда, когда другие от этой опции уже отказываются. А это играет важную роль в росте ВВП. Но долго ли продлится такая ситуация? На самом деле не долго. Проблема заключается в том, что экономические проблемы Японии – структурны, а значит, как только пройдет череда количественных смягчений дефляция снова появится, вызывая кризис. С другой стороны, на фоне текущего шторма в мировой экономики, экспортная ориентированность Японии может пострадать. Банально ее товар могут перестать брать. Тем более, что по многим позициям ее продукция уже хуже южнокорейской и даже китайской. А это оказывает новое давление на экономику Японии.
В таком случае стабильность может стать предвестником ямы, когда все, выходя из инфляционной спирали начнут показывать умеренные темпы роста цен, Япония рискует уйти в очередную волну повышения цен и сокращения экспорта. Попадание Японии в очередную дефляционную спираль. Да еще приправленную энергетическим кризисом и кризисом экспортного продвижения товаров может существенно подорвать показатели социально-политического благополучия данного государства.
И американские «партнеры» всё это понимают. Недружественная к соседям и страдающая серьезным экономическим недугом Япония в будущем периоде станет идеальной жертвой в мировой политико-экономической войне. И в таком случае японцам придется либо приспосабливаться к новому миру на Дальнем востоке. Либо стать первой на пути возможного серьезного экономического удара. Военный сценарий мы исключаем потому, что всем очевидно, что стоит только подождать и Япония сама просядет.
Потенциалы будущего
Эта просадка Японии предопределена. И неизбежна. Вопрос лишь в том, сможет ли Япония выбрать правильное позиционирование в будущем и как быстро поймет, что уже практически списана США в качестве главной опоры на Дальнем Востоке. США серьезно подставляют Тайвань под китайский удар и формируют новые рубежи на австралийском побережье. В таком случае Япония неизбежно окажется очередной брошенной жертвой. Хотя и не так драматично, как это было в Афганистане.
Можно ли Японии на что-то рассчитывать? Гипотетически да. Но для этого нужно приложить усилия и перебороть свои японские традиции в пренебрежении к соседям. Гипотетически наиболее выигрышной стратегией было бы заручиться поддержкой Китая в контексте сохранения экономического и политического нейтралитета в разворачивающемся планетарном конфликте США и Китая. Американцы откровенно используют правительство Японии, как собаку, лающую на Китай. И эта позиция чрезвычайно ущербна.
При этом, Пекин с радостью бы согласился на японский нейтралитет и активизировал некоторые каналы экономических связей. Учитывая, что вскоре Япония начнет отставать в технологической гонке и проседать в экспорте, вытесняясь с рынков тем же Китаем торговый, а вместе с ней и политически договор был бы более чем уместен.
В отношении с Россией давно пора сделать решительные шаги по заключению «мирного договора» и включению в проекты экономического освоения Арктики и Дальнего Востока. Это реальный шанс, чтобы удержать японскую экономику на плаву еще как минимум лет на 20. Но увы, Япония, до сих пор являясь квази-оккупированной страной, не может себе позволить такой вольности. А значит будет наращивать негатив в отношении с соседями.
Идея Японии присоединиться к альянсу США, Австралии и Великобритании является не просто неумным, а катастрофическим, так как при таких раскладах Япония становится основным врагом Китая. Причем без шанса на восстановление нормальных отношений в ближайшей перспективе. И тогда получается, что Японии не суждено выйти из этого порочного круга. Есть еще вариант уйти на очередной круг японской исторической вечности, попросту закрывшись ото всех. Но нельзя быть уверенными, что это подействует нормально, а не как всегда.
В итоге резюме неутешительное. Хоть США и проводят сейчас консультации с Японией, это скорее не консультации, а попытка убедить Токио в том, что США по-прежнему видит вы Японии основного партнера и союзника на Дальнем Востоке. А это совершенно не так. Япония для США не более чем жертва и приманка для Китая. США окапываются уже у новых берегов.
М.Тирских
Рейтинг публикации:
|