Если не случится форс-мажор, то существует приличный шанс на урегулирование миграционного кризиса, разразившегося между Варшавой и Минском. В противном случае ситуация на польско-белорусской границе может стать неуправляемой. Такое мнение озвучил ФАН журналист и военный эксперт, а также постоянный член «Изборского клуба» Владислав Шурыгин.
Слезоточивый газ, водометы и выстрелы
Миграционный кризис на границе Белоруссии и Польши, впервые проявившийся весной 2021 года, резко обострился в ноябре, когда новости с места событий стали напоминать чуть ли не сводки боевых действий. Тысячи мигрантов, прибывших в Республику Беларусь и надеющихся оттуда через Польшу добраться до ФРГ, на «ленточке», разделяющей Белоруссию и ЕС, внезапно уперлись в живую стену польских силовиков. Возвращаться в свои страны беженцы не собирались, следствием чего стали неоднократные попытки прорыва через границу. Польская сторона купировала эти попытки крайне жестко.
Глава МИД России Сергей Лавров охарактеризовал происходящее на польско-белорусской границе следующим образом:
«Абсолютно неприемлемое поведение польской стороны. Я думаю, что и слезоточивый газ, и водометы, и выстрелы поверх голов мигрантов в сторону Белоруссии — все это отражает стремление скрыть свои действия. И не понимать того, что они нарушают все мыслимые нормы международного гуманитарного права и других договоренностей мирового сообщества, они не могут».
В ходе столкновений появились пострадавшие как со стороны мигрантов, так и со стороны польских силовиков. На фоне эскалации миграционного кризиса резко активизировалось дипломатическое давление на Белоруссию, президента которой представители Запада обвинили в «гибридной агрессии». Впрочем, все это нагнетание страстей, а также отказ Запада от признания легитимности президента Белоруссии не помешали врио канцлера Германии Ангеле Меркель провести по телефону переговоры с Александром Лукашенко. Вполне возможно, что в ходе них были достигнуты какие-то договоренности, устраивающие Минск. По крайней мере вечером 16 ноября белорусская сторона начала перемещать мигрантов из их временного лагеря в логистический центр в Брузги, одновременно обеспечивая их теплой одеждой и горячей пищей. Напряженность на польско-белорусской границе впервые с 8 ноября несколько спала.
Чего ждать дальше? На этот и другие вопросы ФАН ответил Владислав Шурыгин.
Первопричина остановки транзита
Стороннему зрителю из сообщений СМИ могло показаться, что мигранты с Ближнего Востока и из Южной Азии в Белоруссии появились только в этом году. Насколько такая точка зрения соответствует реальности?
«Реальности такое мнение ни в коей мере не соответствует», — ответил эксперт.
По словам Шурыгина, точкой отсчета истории текущего миграционного кризиса следует считать дестабилизацию положения в Афганистане, Ираке и Сирии, ставшую следствием авантюр коллективного Запада. Все последующие годы с Ближнего Востока и из Южной Азии через территорию Белоруссии в ЕС не прекращал течь поток мигрантов — легальных и не очень. Поток этот был не очень «полноводным», так как маршрут в ЕС через Республику Беларусь получался более протяженным и затратным, чем средиземноморский.
«Когда я говорю «более затратный», это не означает, что через Белоруссию и Польшу в Германию стремились попасть какие-то мигранты-миллионеры. Финансовое обеспечение транзита мигранта в ЕС брала на себя его семья, собирая на такое путешествие своему представителю деньги вскладчину. Расчет строился на том, что, оказавшись в Европе и там натурализовавшись, мигрант постепенно начнет «перетягивать» к себе остальных своих родственников», — отметил Шурыгин.
Спрос, как известно, рождает предложение. Постепенно на польско-белорусской границе сложилась интернациональная и, мягко говоря, не очень законная инфраструктура, обеспечивающая перемещение мигрантов с территории Республики Беларусь на запад за «ленточку». Эта инфраструктура достаточно успешно функционировала, если верить публикациям в польской прессе, минимум последние пять лет.
Что же случилось потом? Почему вышеупомянутый механизм транзита мигрантов вдруг вышел из строя?
По информации, которой располагает собеседник ФАН, первопричиной остановки транзита стало резкое увеличение стоимости прохода мигрантов на польскую территорию. Стало ли это событие следствием, например, смены руководства польской пограничной стражи на каком-то участке границы с Республикой Беларусь или же тут сыграло свою роль похолодание отношений между Польшей и Белоруссией после инцидента с посадкой в Минске авиалайнера, на котором летел Роман Протасевич, — неизвестно. Но факт остается фактом — добравшиеся чартерными рейсами до Минска мигранты весной 2021-го оказались не в состоянии оплатить переход через границу. Когда же они начали накапливаться на белорусской стороне, поляки окончательно опустили шлагбаум на границе, тем самым полностью заблокировав ранее «натоптанный» мигрантами маршрут в Германию. Это и привело к тому, что сейчас СМИ называют «миграционным кризисом на границе Белоруссии».
«Лично для меня самое удивительное в случившемся — это то, с какой скоростью локальная полукриминальная проблема, возникшая на польско-белорусской границе, оказалась раскручена до состояния масштабного политического кризиса, заставившего европейцев всерьез обсуждать возможность военного столкновения стран НАТО и ЕС с Белоруссией и Россией», — добавил Шурыгин.
Лишь бы не случился форс-мажор
Не секрет, что после политического кризиса, грянувшего вслед за президентскими выборами 2020 года в Белоруссии, страны ЕС не считают Александра Лукашенко легитимным президентом Республики Беларусь. В силу этого они всячески избегают прямых переговоров с Минском. Сейчас часто можно услышать, что Лукашенко использует миграционный кризис для давления на ЕС, дабы принудить европейские государства к диалогу с Минском, и тем самым опосредованно признать легитимность Александра Григорьевича как президента. Есть ли в таком предположении зерно истины?
«Нельзя сказать, что Лукашенко создал миграционный кризис. Но то, что президент Белоруссии постарался им воспользоваться в своих целях — да, так сказать, по-видимому, можно», — сообщил эксперт.
Шурыгин напомнил о президенте Турции Реджепе Тайипе Эрдогане, не раз успешно шантажировавшем Евросоюз угрозами «открыть границу на запад» перед миллионами скопившихся на турецкой территории беженцев. Скорее всего, предположил собеседник ФАН, как раз пример Эрдогана подсказал Лукашенко дальнейший способ действий, когда президенту Республики Беларусь сообщили о скапливающихся перед границей мигрантах. Александр Григорьевич сделал именно то, что обещал президент Турции, — открыл границу на запад. При этом де-факто предъявлять Лукашенко какие-то претензии довольно трудно: мигранты совершенно законно получают визы для временного пребывания на территории Белоруссии. Далее эти люди абсолютно добровольно добираются до погранпереходов, где и застревают из-за нежелания польской стороны пропускать мигрантов к себе. Возвращаться домой мигранты не хотят. Напряженность на границе растет, а значит, усиливается и давление на структуры ЕС.
Показательно, что Лукашенко не очень-то и требует от Европы немедленно забрать всех мигрантов к себе. Вместо этого Александр Григорьевич добивается диалога о проблеме мигрантов. 15 ноября в Минск позвонила Меркель, которой Лукашенко предложил рассмотреть несколько вариантов урегулирования миграционного кризиса. Хотя кабмин ФРГ в сообщении для прессы о разговоре Меркель и белорусского лидера не стал называть Лукашенко президентом Белоруссии, можно констатировать, что ЕС разговаривать с Александром Григорьевичем все же пришлось.
По состоянию на вечер 16 ноября миграционный кризис оказался поставлен на некоторую паузу, необходимую сторонам для кулуарных консультаций. Настрадавшихся от холода и польских силовиков мигрантов белорусская сторона стала размещать в логистическом центре. Что дальше?
Если не случится какого-то форс-мажора, считает Шурыгин, то существует приличный шанс миграционный кризис успешно урегулировать. Об этом свидетельствует участие в переговорах с Лукашенко такого «тяжеловеса» европейской политики, как Меркель, представляющей интересы главного «локомотива» Евросоюза — Германии.
Скорее всего, Минск и Берлин постараются найти какое-нибудь компромиссное решение. Допустим, Лукашенко заблокирует попадание новых мигрантов на территорию Белоруссии, а Берлин в обмен на это уже скопившихся на белорусской территории мигрантов эвакуирует в ЕС в обход территории Польши. Пока Минск и Берлин совместными усилиями станут «разруливать» противостояние на границе Белоруссии и Евросоюза, Лукашенко будет оставаться участником переговорного процесса.
«Главное, чтобы не случилось какого-то форс-мажора», — еще раз подчеркнул собеседник ФАН и добавил, что в противном случае ситуация на польско-белорусской границе может стать неуправляемой.
Когда Варшава стягивает к границе военную технику, а Минск просит у Москвы ракетные комплексы, в европейском воздухе начинает ощутимо пахнуть порохом. В таком положении опасность представляет любая искра.
Андрей Союстов
Рейтинг публикации:
|