Будущее происходит уже сейчас
Ключевое: глобализация, как общий рынок планеты Земля, более неактуальна. Мир необратимо делится на союзы, валютные зоны и технологические кластеры, где далее всё будет определяться твёрдостью того фундамента, на который тот или иной регион будет опираться.
Небольшое отступление.
Есть сложившиеся стереотипы, уже поколениями впитываемые с молоком матери:
- стратегический гений Китая мыслит столетиями,
- Запад играет вдолгую,
- Россия проигрывает, потому что живёт здесь и сейчас и не имеет образа будущего.
Сейчас я покажу, как на наших глазах идёт ломка означенных стереотипов.
Для начала: в мире правят не стереотипы, а объективные реальности и историческая логика, спорить с которыми можно, но бессмысленно. Стереотипы характерны для незрелых людей и сообществ и призваны скрывать настоящие стратегии, которые проявляются тогда, когда приходит их время.
Очевидная вещь: если у тебя самая сильная армия, что есть сумма лучших передовых вооружений и духа личного состава, то ты потенциальный победитель в любой потенциальной войне. Это аксиома. Такая же аксиома, как и то, что сила экономики определяется не виртуальными рейтингами по хитрым методикам, не хитромудорыми финансовыми махинациями, а способностью к мобилизации на самых ключевых направлениях, когда через немогу как раз и строится будущее, опирающееся на тот самый твёрдый фундамент.
А теперь спустимся на землю и посмотрим, как оно здесь в реальности, а не там – в виртуальности. На землю, где уже очевидно: мир разделился, как минимум, на три зоны, каждая из которых опирается на свою реальность и эти реальности сильно, принципиально отличаются между собой.
- Запад или, если хотите, коллективный Запад.
Оставим в стороне внутренние противоречия и отметим главное: основа доминирования этого региона – финансовый диктат доллара и, в некоторой степени, евро. То есть, независимо от внутреннего состояния самих экономик, соотношения и пропорций производства и услуг, создан механизм двух крупнейших резервных валют, являющихся одновременно и средствами платежа.
Что это означает?
Очень просто: резервная валюта – это последнее убежище в случае, когда всё вокруг падает и сыпется. Это позволяет, в частности, доллару, несмотря на его гигантские объемы в мире, не обесцениваться, не сваливать США в гиперинфляцию, а быть тем последним звеном, которое имеет постоянный спрос тогда, когда уже вообще некуда вкладывать обесценивающиеся спекулятивные капиталы. Именно поэтому доллар, как индикатор, пользуется постоянным спросом и практически постоянно растёт по отношению к другим валютам. А в моменты серьёзных кризисов ещё и растёт скачкообразно.
По поводу средства платежа проиллюстрирую это в некоторых цифрах. Не знаю точно каков сейчас объём валютных операций, но, скажем, по 2015-му году доминанта доллара выглядела так: за одну торговую сессию объём валютных транзакций – это $5-8 трлн, львиную долю которых (свыше 90%) составляли валютные пары в сочетании с американским долларом, то есть EURUSD, USDCHF, GBRUSD, USDJPY, USDRUB и т.д.
То есть, все мировые платежи контролировались (и в значительной мере продолжают контролироваться) одним-двумя мировыми центрами, что позволяло делать мгновенный макроанализ и принимать нужные оперативные решения.
При этом, надо понимать – это и есть тот фундамент, на который пока опирается современный Запад, но фундамент виртуальный, то есть, банальная виртуальная надстройка. Надстройка довольно эффективная, но и, одновременно, весьма хрупкая именно в силу своей виртуальности.
И ещё: упор на виртуальность оказал плохую услугу всему Западу, так как и сами его экономики ушли в значительной степени из сферы производства реальных товаров в услуги, прежде всего, в финансовые операции. В тех же США структура экономики выглядит так: 20% производство и 80% услуги, где в последних доминируют биржевые спекуляции.
Если добавить к сказанному то, что крупные мировые игроки взяли уверенный курс на избавление от финансового диктата Запада, неуклонно снижая валютные операции в паре с долларом, то участь этого региона, состояние которого ещё усугубляется и внутренними противоречиями, весьма незавидна. Причём, по общему мнению многих экспертов (в том числе и в самом Западе), контрольный срок здесь – это 2024 год, после чего о былом величии Запада можно будет либо забыть сразу, либо начать забывать, что, кстати, наиболее предпочтительно для всех, ибо катастрофическое обрушение любого крупного кластера никому невыгодно.
- Китай.
На сегодняшний день Китай – самодостаточный регион, опирающийся во многом на гигантское положительное сальдо внешнего торгового баланса. Фактически это мировая мастерская, где производится практически всё, что необходимо. Это, как бы, лицевая часть медали, у которой есть оборотная сторона – Китай на сегодняшний день вошёл в жёсткое противоборство с Западом в силу того, что подвесил того на крючок своих поставок. Это плохая новость, потому как Запад исторически привык, что не он должен от кого-то зависеть, а все должны зависеть от него. Отсюда следует, что противостояние будет только нарастать и недалёк тот день, когда начнется процесс переноса производств из Китая в другой регион, которым, по многим признакам, должна стать Индия.
В этом смысле в среднесрочной перспективе участь Китая, как мировой мастерской, также довольно незавидна, ибо он стоит на пороге, когда из-под него начнут вынимать ту опору, на которой он строил своё производственное будущее, основанное на дешёвой рабочей силе, которая, к тому же, сегодня уже далеко не дешёвая.
По инерции это может продлиться ещё десяток-другой лет, но для Китая это не тот срок, ради которого стоит цепляться за старое. Однако пока в самом Китае не очень наблюдается осознание такого будущего, более того, те проекты «шёлковых путей», которые широко анонсировалась совсем недавно, очевидно пробуксовывают именно в силу того, что все они замыкались на идею сильного роста поставок именно в Европу, которая, во-первых, не безразмерна, во-вторых, уже осознала текущую и грядущую зависимости, и пытается слезть с китайского крючка.
Таким образом, получается не очень хорошая картина маслом, особенно если учесть, что у Китая, по многим признакам, очень активно работает свой «печатный станок», рисующий миллиарды (а скорее триллионы) юаней и которые жизненно необходимо стерилизовать, прежде всего, на внешних рынках, в частности, на строительстве и эксплуатации тех же «шёлковых путей». В противном случае это есть внутреннее накопление собственной валютной массы, которая неизбежно когда-нибудь рванёт с непредсказуемыми последствиями.
Что касается других аспектов китайской ситуации, то огромное количество производств, а также растущий спрос населения – это как раз та бомба, которая уже сработала и привела к текущему жёсткому энергетическому кризису, когда по всему миру забегали китайские эмиссары с попытками скупать все плохо лежащие углеводороды и всё, что, так или иначе, крутится вокруг них.
Но есть нюанс: в последнее время начали всплывать странные парадоксальные подробности похождений означенных эмиссаров. Выяснилось: куда бы они не пришли, они сталкиваются с одним и тем же явлением, под названием русский след.
Поясню.
Точка отсчёта – Китаю жизненно необходимы источники энергии, каковыми до сих пор являются, прежде всего, нефть и газ. Кто в мире, помимо России, обладает крупнейшими разведанными запасами этого ископаемого сырья, всем давно известно:
- нефть - это Венесуэла, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Нигерия и ещё кое-кто,
- газ - это Иран и Катар.
Как видим, в списке, по понятным причинам, отсутствует Норвегия, у который запасы на исходе, а также нет США, где широко разрекламированная сланцевая революция фактически умерла, так и не родившись полноценно, в том числе и по внутриполитическим причинам.
Далее, со странной регулярностью начали происходить события, вполне понятные для тех, кто в курсе: куда бы не сунулись китайцы, везде они натыкаются на российские структуры, у которых уже всё схвачено. Приходят в Венесуэлу (откуда Китай, кстати, сразу же ушёл, как только возникла угроза американского вторжения), а там полностью рулит Роснефть. Приходит в Катар, а там главный шейх уже всё порешал с малоизвестной российской структурой, имеющей правительственные квоты. Приходит в Нигерию, а там вся ключевая правительственная челядь, состоящая из одной семьи, также трясёт бумагами, подписанными на самом высоком уровне, о том, что свободных объемов нет и обращайтесь по такому-то скромному московскому адресу.
И так практически везде, несмотря на то, что сейчас у Китая денег, как у дурака махорки. Это та реальность, которая вдруг сложилась в пазл, сложенный «кем-то» из разрозненных сведений о российских скромных действиях в том или ином регионе.
И уже Китай официально обращается к России с просьбой нарастить подачу электричества, ибо приходится вводить ограничения на потребление своим предприятиям.
Добавлю к сказанному, что Китай, всё-таки, ищет выход из положения и одна из основных ставок – это мировое доминирование в производстве электроники, за которым незримо, но всё более настойчиво, просматривается жизненная необходимость возвращения в «родную гавань» пока ещё условно независимого Тайваня, являющегося крупнейшим производителем чипов. Конечно, в силу китайской ментальности, вполне можно было бы подождать ещё лет 50, когда всё может произойти естественным путём, но события развиваются настолько стремительно, что необходимость присоединения уже сейчас встала во весь рост. Так что, это вопрос ближайших года-двух, максимум трёх, что опять нас упирает в ключевой 2024-й.
Ну а на закуску простая вещь: чем больше человечество уходит в электронику и цифру, тем больше требуется электричества и энергоносителей, что вновь неизбежно упирается в третий мировой регион под названием...
- Россия или ЕврАзия
И вот тут начинается самое интересное.
Начну с текучки, парадоксальным образом превращающей любое действие против России в свою противоположность. К примеру, оказалось вдруг, что чем позже произойдёт запуск СП-2, тем нам выгодней, ибо зима на пороге и цена на спотовом рынке, который протащила Еврокомиссия, бьёт все мыслимые и немыслимые рекорды.
В принципе, подобного развития событий вокруг трубопровода изначально никто не предполагал, по-крайней мере, я вообще подобной гипотезы раньше ни от кого не слышал.
В эту же копилку аккуратно кладём «зелёную энергетику», основанную на Солнце и ветре: кладём и, самое главное, не мешаем. Ибо данное действо претендует на звание крупнейшей афёры 21-го века, потенциально способной, в случае её дальнейшего педалирования, поставить на колени всех, кто к ней прикасается, посчитав, что это может стать основным источником энергии.
И вновь все пряники получает Россия, когда в текущем году выяснилось, что даже вечное Солнце, не говоря о ветре, не есть постоянная величина, к тому же с чрезвычайно низким КПД. В результате, из-за интенсивных и аномальных климатических колебаний Запад, параллельно с Китаем, накрыл аналогичный энергетический кризис, катастрофически задравший цены на уже упомянутый газ, а теперь ещё и на нефть и даже, прости господи, на уголь. «Зелёные технологии» тут же отодвинулись в сторону, тем более, что северное полушарие как-то вдруг и неожиданно встало перед наступающим зимнем сезоном.
По-английски это кажется так: «What an unpleasant surprise!» (Какой неприятный сюрприз), что является некоторым примитивным аналогом русской пословицы «Вот тебе бабушка и Юрьев день!». Хотя, сдаётся мне, лучше всех сказал «наше всё» Виктор Степанович Черномырдин, стоявший у истоков нынешнего триумфа Газпрома и гениально предсказавший сегодняшнюю ситуацию простыми человеческими словами: «Никогда такого не было и вот опять!». Большой широкой души был человек, светлая ему память.
Таким образом, уже сейчас можно констатировать: при всём разнообразии стран, добывающих углеводороды, именно Россия в настоящий момент становится мировой энергетической державой, извлекающей колоссальную выгоду из всех мировых проблем, связанных с энергопотреблением. И фундамент, на котором стоит Россия, самый, что ни на есть, реальный, ибо, повторю, спрос на традиционные энергоносители в ближайшие десятилетия будет только расти.
Сказано же одним умным человеком: «Русские всегда приходят за своими деньгами…» (Отто фон Бисмарк). Впрочем, можно и по-другому: отныне и впредь русофобия стоит неподъёмно дорого.
А теперь поговорим о будущем, где гипотетически на смену углеводородам, всё-таки, пришло нечто принципиально другое. Безуглеродное, естественно.
- Будущее
Так вот, в этом будущем место для сегодняшних «зелёных технологий» отведено настолько скромное, что даже упоминать их не стоит. В этом будущем, если рассматривать перспективу на 20-30 лет, постепенно начнут доминировать безопасные атомные электростанции, а вместе с ними на самом верху этой энергетической пирамиды окажется никто иной, как российский «Росатом», уже сегодня имеющий в своём портфеле более 50% мирового спроса на реакторы и сопутствующие услуги. И преимущество это, опирающееся на высочайшие технологии и передовую российскую науку, будет только наращиваться.
Что касается управляемого термоядерного синтеза, то сегодняшние российские, западные и опять же китайские наработки позволяют осторожно предположить: если и будет, наконец, создан первый промышленный образец термоядерного реактора, выдающего энергии больше, чем потребляет, то произойдёт это также не ранее, чем через 20-30 лет. Так что, пока говорить об этом рано, поговорим, когда произойдёт.
А пока суть да дело, несколько штрихов к текущей ситуации в энергетике и не только:
- в Германии выпустили социальный ролик, призванный подготовить население к жизни без света и тепла.
- в Англии ежедневные драки на автомобильных заправках плавно перетекли в казино, где в качестве ставок выступают канистры с бензином.
- британский журнал The Economist выпустил очередной номер с обложкой, символизирующий приближающийся крупный обвал. На изображении показаны падающие в пропасть монеты с символами доллара США, фондового рынка, банков и криптовалют.
- в Европе, с подачи чехов, всерьёз обсуждаются меры наказания России за то, что Брюссель когда-то выстрелил себе в ногу, заставив поставщиков газа продавать сверхконтрактные объёмы на спотовом рынке.
- Польша захотела приобрести несуществующие ядерные реакторы малой мощности у американской NuScale Power LLC при том, что подобные миниреакторы есть только у России. По словам российского эксперта Сергея Александрова:
«Это продажа даже не ушей от мертвого осла, а права на отрезание ушей после того, как умрет осел, который родится в следующем месяце».
- Роскосмос срочно увеличил портфель заказов у завода Хруничева на космические корабли «Союз» для запуска в космос иностранных туристов. Всё случилось после того, как космотуристы постепенно осознали, что Илон Маск слишком торопится на Марс, культивируя, так называемую, «культуру риска», когда отправляет в космос людей без надлежащего испытания модификаций обитаемых космических кораблей, что принятого в мировой космической индустрии. Отказы от полётов коснулись сначала японцев, стартующих на «Союзе» в декабре 2021 года, а затем и американцев, выбирающих наиболее надёжные российские средства доставки.
Александр Дубровский
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 2378
Рейтинг поста: