У Вергилия есть строчка «бойтесь данайцев, дары приносящих». На минувшей неделе таким данайцем стал президент США Джо Байден, вдруг предложивший провести прямые переговоры «Путин - Байден» в какой-нибудь европейской стране. Тут же нашлись и желающие принять такую встречу – Финляндия и Австрия. Причем, судя по скорости реакции и те, и другие выступали в качестве своеобразного рояля в кустах, заранее подготовленного.
Но, как и у Вергилия, дары новы данайцев мягко говоря «с душком», если не сказать, что ядовитые. Предложение Байдена не только поражает своей неожиданностью, но и при этом ставит множество вопросов. С чего вдруг Байдену говорить с Путиным, которого совсем недавно назвал «киллером»? И тем более, о чем Путину говорить с Байденом, раз уже неоднократно было сказано, что любые соглашения с США не стоят бумаги, на которой они написаны?
И если вопрос американской целесообразности такого диалога объясним текущими потребностями, то российский более сложен. Байдену разговор с Путиным нужен скорее, как финальная точки тех услуг, которые Байден в предварительном порядке стремиться получить от России. Эти стремления сводятся к трем вопросам – реалистичным, возможным и фантастическим, что вполне в духе американской стратегии бизнес переговоров. Начинай с реалистичного, переходи к возможному, а если удастся получить и это - требуй фантастического, раз начало фартить. Помните Трампа на встрече Ким Чен Ыном? Как раз там американцам начало фартить и Трамп перешел к фантастическим пожеланиям. Неудачно.
Реалистичное. Байдену. безусловно нужен безопасный маршрут вывода войск из Афганистана. Это можно сделать через территорию России. Но нужно договариваться. Ранее такой маршрут предоставлялся и аэропорт временного базирования в Ульяновске тоже. Байден стремится повторить.
Второй целью является Иран. С Ираном диалог не клеится. Процент обогащения урана Тегеран поднимает и угрожает поднять еще, Израиль провоцирует Иран на сильный ответ (чего стоит только взрыв на иранском ядерном объекте, устроенный Моссадом). В этом случае США трудно будет удержаться в русле конструктива в отношениях с Ираном. Тем более, Байден не хочет признавать, что действия Трампа по выходу из договора по ядерному разоружению с Ираном было ошибкой. Это поставит его в неловкое положение. Ему нужна сторона, которая бы наладила диалог напрямую, не делая США просителем. Россия на этот счет подходит лучше всего.
Третьей целью следует назвать Украину, которая в последние недели активизировала обстрелы Донбасса и стягивала войска к зоне конфликта. Ответный ход Кремля в виде перемещения к западным границам России нескольких армий и соединений ВДВ, переброске в Крым десантных кораблей, видимо, для противника было неожиданностью. США откровенно подталкивали Зеленского в спину начать активные боевые действия на Донбассе, дабы в очередной раз обвинить Россию в агрессии против Украины тогда. Когда украинским войскам будут прилетать ответные удары с территорий ДНР и ЛНР. К умеренной реакции России в духе политических заявлений или ограниченного военного участия США и их сателлиты были вполне готовы, в том числе к потере нескольких населенных пунктов (в конце концов их могли и обратно вернуть, как условие возвращение Украины в формат «Минск-2»). Но количество и качество российских сил в приграничье свидетельствует о том, что просто небольшим участием дело не обойдется, сил достаточно (и даже с избытком), чтобы и Киев взять и вообще покончить с украинской «государственностью». А это значит, что провокация может обернуться большими потерями (в том числе контроля над украинскими органами власти), чего США, очевидно, совсем не нужно.
Возможной целью, которая может быть предъявлена вслед за первыми тремя – участие России в антикитайской коалиции с США. Это России не нужно, но уверяю Вас, как только встреча Путина и Байдена замелькает на горизонте из всех рупоров американского госдепа начнет нестись одна и та же песня. Китай не уважает права человека. Китай стремится оккупировать территорию России. Китай главная угроза для российского государства. К этому стройному хору присоединятся «эксперты на окладе», как заокеанские, так и местные, готовые на многое ради зарубежного гранта. Цель проста, раскачать публику и дать российскому руководству сигнал о том, что «общество хочет держаться от Китая как можно дальше». Это же подтвердит и пятая колонна внутри страны. По крайней мере О. Дерипаска, Г. Греф и ряд других политических акторов уже высказались в поддержку переговоров «Путин-Байден» (из-за своих шкурных интересов). Все как написано в американских учебниках политологии. Правда это вряд ли реализуемо. России не выгодна конфронтация с Китаем, зато вполне устраивает китайско-американское противостояние.
Фантастическим предложение, надо полагать было бы (его не будет, поскольку уже второй пункт не реализуем в принципе) предложение «вернутся в семью цивилизованных народов» и собственно в пресловутый G8, выполнив ряд условий по «демократизации по американскому сценарию». То есть, если называть вещи своими именами – призвали бы к капитуляции России и сворачиванию всех тех начинаний. Которые происходили с момента памятной Мюнхенской речи Владимира Путина. Уверяю, в России найдутся те, кто за «чечевичную похлебку» готов будет встроится в тесные ряды поддакивающих американских сателлитов. Ведь они так давно не видели своих американских и британских активов.
Но в таком случае возникает резонный вопрос. А России то это нужно? Что ценного можно получить от такой встречи «Путин-Байден» и стоит ли ее вообще проводить?
А нам оно нужно?
Нужна ли России данная встреча? Вряд ли. Сама встреча не имеет никакого существенного значения. Это некий показательный ритуал. Причем, судя по всему именно на такую показательность американцы и рассчитывают больше всего.
В их восприятии Владимир Путин рядовой автократический лидер, возможно даже диктатор (ну это зависит от политического позиционирования говорящего) который стремится удовлетворить свое чувство собственного величия посредством встречи «с самым великим лидером планеты, президентом США» [В американском мировосприятии даже идиот или маразматик, выбранный американским президентом, становится «великим лидером»]. Но с Путиным это не действует, он сам по себе уже вписал свое имя в мировую историю, а в историю России и подавно. Ему тешить самолюбие встречей со слабоумным и самовлюбленным Байденом как минимум не нужно.
США уже выкатили следующий аргумент в пользу встречи. Дескать эта встреча станет «мостом» для возвращения России в мировое сообщество. Аргументация России о том, что высшее политическое руководство не считает Россию изолированной, что прохолодят встречи на высшем уровне, Россия представлена в Совете Безопасности ООН и проводит масштабные саммиты, например, саммит «Россия-Африка» не принимается в США, так как там убеждены в ряде заученных мантр «Россия изолирована», «экономика разорвана в клочья», «российская политическая элита страдает от отсутствия общения с элитой американской». Но через некоторое время придет осознание, что это не аргумент в пользу каких-то встреч и тем более, каких-то уступок.
Видимо, после этого в ход пойдет новый аргумент, связанный со снятием с России некоторых санкций. Вероятно, специально для усиления этого довода американские власти ввели очередной санкционный пакет и в очередной раз пригрозили санкциями по «северному потоку - 2». Естественно отзывать легче вновь введенные санкции, фактически ничего не теряя и создавая видимость каких-то уступок. Но дело в том, что собственно американские санкции на Россию особого давления не оказывают из-за того, что уровень деловых контактов между странами и без того был традиционно низок. А значит и аргумент в пользу встречи мягко говоря сомнительный. Тем более с учетом шулерских действий США.
Так, значит, не стоит встречаться в таком формате «Путин-Байден», не стоит вестись на американские уговоры и делать что-либо из того, что они хотят? В принципе да, но есть нюансы, которые следует учесть и принять во внимание. Но это уже в последней части данного повествования.
Санкции и контрсанкции.
На фоне громких заявлений о готовности к переговорам в формате «Путин-Байден» активно развернулась тема санкционной политики, введения новых санкций и ответов на них со стороны России.
США ввели очередной санкционный пакет, на этот раз якобы из-за взлома российскими хакерами американских серверов. Местами он стандартен, пара должностных лиц (руководители региональных управлений федеральных ведомств в Крыму), введение персональных санкций к нескольким юридическим лицам. Опять же не очень системные и не болезненные. Высылка дипломатов? Очередная миллион первая. Ничем не примечательная. При Обаме высылали, при Трампе высылали, при Байдене тоже. Привычка уже выработалась минимум раз в год высылать друг у друга дипломатов.
И сравнительно новое. Ограничения для американских компаний и банков на покупку на первичном рынке российских долговых бумаг. Болезненно ли это? Вряд ли. Дело в том, что объем таких долговых бумаг сравнительно небольшой, а оставленные лазейки для инвесторов столь широки, что никакого практического эффекта это не вызовет, ни инфляции, ни просадки бюджетных расходов, ни роста стоимости долга. Серьезных санкций и быть не могло, так как это бы ударило по американским же инвесторам, а оттуда и по администрации Байдена. А устраивать выстрел в себя – это не американская забава.
Ответ был более серьезным. Высылка американских дипломатов будет сопровождаться запретом найма на работы в посольстве граждан России и запрета на временные командировки американских дипломатов для целей работы в посольстве (фактически так США обходили российские контрсанкции, проводя ротацию состава раз в три месяца). Персональные санкции по не допуску на территорию России затронули не неизвестных широкому кругу имярек, а Кондолизу Райс и Джона Болтона, о чем наверняка напишет пресса, все же эти имена на слуху. Санкции на юридические лица затронут американские фонды, работающие еще в России (дай Бог на все), а это для США большая потеря. Как бы готовясь к неизбежному такие структуры, как «Радио Свободы» и «Голос Америки» начали переводить свои офисы из Москвы в Прагу и Киев. Потому что знают, что последствия будут. Так что ответ вполне достойный, плюс ряд карт еще припрятана в кармане.
Параллельно секционная активность охватила и американских сателлитов в Европе. На ниве высылки дипломатов отметились Великобритания, Польша, Чехия, Эстония. В ответ они получили высылку своих дипломатов. Ничего нового.
Примечательной является чешская история. Санкции решили ввести за давний (2014 года) взрыв военных складов (красть надо меньше военного имущества, господа чехи, следите за своими прапорщиками) в котором обвинили известных российских любителей шпилей Петрова и Баширова [это уже вызвало в России бурю восторга, так как такой, откровенно идиотской версии никто не ожидал, интернет наполнился мемами и шутками на эту тему]. При этом чешская провокация крайне серьезна. Она, фактически поставит под сомнение перспективы Росатома на работу на чешской АЭС «Темелин». Проект серьезный, но видимо уходящий американскому Вестингаузу (а заодно и обреченный на долгострой из-за этого).
Наверняка Российское руководство придумает ответные контрсанкции на чешские провокации, но дело не в нем, а в том, что язык деструктивного санкционного давления стал сопровождать предложение США о переговорах. Стандартная тактика, обреченная на провал.
Украина и все, все, все
Отдельной строкой стоит тема Украины. Фактически на протяжении последних нескольких недель мы наблюдали эскалацию на Донбассе, обстрелы, взрывы, диверсии, погибшие мирные граждане. Все свидетельствовало о том, что украинские вооруженные силы собираются начать операцию по возврату контроля над территориями ДНР и ЛНР.
Своему стремлению они получали вполне осязаемую поддержку в виде как заявлений руководства США и Великобритании о поддержке, так и в виде поставок оружия (хоть и мало, но ощутимо). Это в худших традициях 2008 года в Грузии убедило украинское руководство, что они могут начать провокации и при этом могут ожидать от США и других стран НАТО вмешательства в случае российского участия в конфликте.
Тот факт, что Россия вмешается уже не вызывает никаких вопросов. Это заявляется и российскими политиками в том числе министром обороны Шойгу. Это очевидно по количеству перемещаемой техники, по прибывшим в Крым десантным кораблям. Очевидно, что Россия вполне готова ответить на украинские провокации так, что сомнительным станет не только присутствие во власти Зеленского и его клики, но и само существование Украины как государства.
При этом, внезапно украинские власти оказались в весьма серьезной ситуации. Так как партнеры, на вмешательство которых они рассчитывали, мягко говоря не горят желанием вмешиваться в возможный конфликт с Россией. Зеленский посетил Катар, Турцию и Францию, но поддержу нашел только в Турции. Да и то она была дезавуирована после грозного предупреждения российского МИД. США свои корабли в Черное море не направила, а британская помощь выглядит неубедительно. Украина рискует остаться с Россией один на один, что равносильно самоубийству.
При этом для Зеленского нет хороших путей к отступлению. Если он начнет операцию на Донбассе, то получит российский удар. Если он ее не начнет, то получит внутренний протест со стороны националистов и оппозиционных партий, который вполне может скинуть его с кресла президента. Зачистить националистов Зеленский не может. Нет сил. Дилемма, в которой нет хорошего решения, а продолжение неизбежно.
Тем более, весьма вероятно, что это не поможет, так как Россия получила крайне серьезный повод для потенциальной операции на Украине, даже если сами украинские власти ничего не предпримут. Выявление группы лиц якобы готовившей покушение на Лукашенко, которую, как заявлялось поддерживали высшие руководители США [а именно так это прозвучало в заявлении Лукашенко], что может интерпретироваться как попытка вмешательства во внутренние дела государства – члена ОДКБ. Остается лишь прочертить причинно-следственную связь с отдельными экстремистскими группами и высшими должностными лицами Украины, которые могли бы взаимодействовать с заговорщиками (а это вероятно вскоре будет озвучено) и вот вам железный повод для ультиматума украинским властям, а следом и основание для того, чтобы начать операцию против Украины по защите суверенитета Белоруссии не только с территории России, но и с территории Белоруссии. Казус белли, как есть. Разумеется, у России и без того много поводов к решительным действиям против Украины. На Донбассе сотри тысяч граждан России, которые страдают от украинских обстрелов. Защита своих граждан – обязанность государства.
Начнется ли российская операция против Украины, или нет (а начаться она может уже вскоре, если верить тому, что на 23 число назначено заседание Совета Федерации), в любом случае это политический удар по руководству Украины и сигнал, посланный США – мы не боимся Ваших провокаций и готовы реагировать на них должным образом с применением всех доступных сил и средств.
Как и о чем стоит говорить с американцами
Но вернемся к основной теме. Стоит ли вести переговоры в формате «Путин - Байден»? Если от санкций это не спасает, а толкового что-то дать в копилку России не может. Тешить свое самолюбие встречей с невнятным американским «лидером» вообще не в традиции Путина, а полезные результаты не видятся при первом приближении.
Их собственно и нет. США первоначально хотят сделать одну нехитрую вещь. Продать саму встречу как одолжение взамен реальных услуг от России. Но это не значит, что их не будет, нужно лишь четко формулировать, что мы хотим получить до встречи ля того, чтобы встреча состоялась и добиваться этого. Сама встреча не имеет значения. А вот то, что некие действия могут быть сделаны до нее, имеет вес неких гарантий. Утром деньги, вечером стулья, как говорил известный персонаж из «12 стульев» Ильфа и Петрова. Так что в таком контексте встречаться вполне желательно.
Причина номер один. России выгодно, чтобы американские войска покинули Афганистан и военное имущество не осталось боевикам террористических организаций, так что наверняка коридор для вылета им будет дан.
Также России выгодно открытие экономических возможностей по Ирану. Так как снятие с него международных санкций откроет доступ России на иранский рынок вооружений, технологий, авиационной техники, станков и агрегатов, транспорта, продовольствия и т.д. Это выгодно. А значит помочь Ирану в возврате к 6 сторонним переговорам отвечает интересам России.
Россию также возможно интересует и то, чтобы украинские вооруженные силы не начали активную фаз наступления на Донбассе. А Байден в числе тех, кто может это предотвратить. Но все это должно быть сделано до встречи, а не после нее, т.к. иначе не имеет практической ценности.
Что-то большее вряд ли удастся реализовать, поскольку у США нет стремления работать с Россией на равных, а у России нет никакого желания поступаться собственными интересами ради непонятных целей. тем более целей американских. Существенных прорывов на уровне памятной «Peregruzka» все равно не будет, так как это не в интересах обеих сторон.
Таким образом, очевидно, что сама по себе встреча не несет негативных эффектов. Но может дать хоть что-то только тогда, когда осуществление тех или иных действий будет предшествовать встрече, а не сопрягаться её исходом. На встрече стороны могут принять либо незначительную декларацию за мир и сотрудничество, а вероятней даже обойтись без этого просто констатацией факта самой встречи. В предварительном же формате стороны вполне могут получить некоторые бонусы от взаимовыгодных тем, которых хотя и мало, но все же есть.
М.Тирских
Рейтинг публикации:
|