Удивительный документ! Неделя за неделей прибавляется число его подписантов. Эксперты самого высокого уровня из многих стран мира проявили заинтересованность в своем участии в этой показательной акции.
Речь идет о докладе, выпущенном в декабре 2020 года Институтом Европы РАН и Институтом США и Канады РАН при поддержке «Европейской сети лидерства» («European Leadership Network»). Этот документ получил название «Рекомендации участников диалога экспертов по сокращению рисков военной конфронтации между Россией и НАТО в Европе» и вызвал очень высокий интерес в элитах многих стран.
Документ был подписан поначалу членами Рабочей группы, которая его готовила, а за три первые месяца 2021 года к ним присоединилось большое количество экспертов, а также политиков, дипломатов и военных из России, США и европейских стран. Конечно, многие из них уже в отставке, однако, не вызывает сомнений их профессиональный вес и авторитет.
Всего на эти дни под документом стоят 166 подписей. И это, действительно – цвет политической, военной, дипломатический и общественной мысли международного сообщества. Эксперты высочайшего уровня.
В обращении к читателям академик РАН, научный руководитель Института США и Канады РАН Сергей Рогов и член-корреспондент РАН, директор Института Европы РАН Алексей Громыко отметили, что в июне 2020 года их институты выступили со-организаторами международного проекта «Диалог “Россия – НАТО”. Как снизить напряженность и избежать кризисов».
В самом начале постоянными участниками он-лайн семинаров по этой теме стали около сорока известных международных экспертов, бывших высокопоставленных политиков, дипломатов и военных из России, Соединенных Штатов и ряда стран Европы. Именно на базе этой дискуссии, состоявшей из двух десятков туров, и после почти полугодовой работы участники создали свои «Рекомендации».
Фундаментальная идея этих «Рекомендаций» - «остановить эскалацию в военной сфере между Россией и НАТО и принять срочные меры, направленные против рисков перерастания этой конфронтации в военный конфликт и, возможно, большую войну». По мнению авторов документа, «изложенные конкретные предложения, в случае своей реализации, даже неполной, могут внести вклад в более широкий процесс по нормализации в будущем отношений между Россией и Североатлантическим альянсом».
На конец марта 2021 года этот доклад уже поддержан более, чем 160-ю специалистами, включая 16 бывших министров иностранных дел и обороны, 24 послов и 27 отставных генералов и адмиралов. Причем, как указано в документе, выпущенном на русском и английском языках, «каждый из подписавших эти рекомендации согласен с большинством положений, но не обязательно со всеми».
Обратим внимание на самые важные, на наш взгляд пункты «Рекомендаций», хотя, по большому счету, весь документ очень содержательный и конструктивный, начиная с первых же строк, где говорится: «Мы призываем для поддержания стратегической стабильности предпринять неотложные действия с целью продления Договора СНВ-3 на последующие пять лет». Это было написано ещё до того, как Договор был продлен.
Текст «Рекомендаций» начинается с выражения высокой обеспокоенности:
«- Мы обеспокоены происходящим в последние годы ухудшением ситуации в сфере европейской безопасности. Создававшаяся десятилетиями система контроля над ядерными и обычными вооружениями стремительно разрушается без какой-либо альтернативы. Инциденты в ходе военной деятельности, которые происходят при непосредственном сближении вооруженных сил России и НАТО, вызывают тревогу и приводят к риску эскалации.
- Хотя члены нашей группы имеют разные оценки ключевых причин этого кризиса, мы выражаем озабоченность, что такое нарастание напряженности между Россией и НАТО делает все более реальной угрозу опасной конфронтации.
- Мы призываем лидеров наших государств продемонстрировать политическую волю для того, чтобы уменьшить риск военного конфликта. Необходимо предпринять действия в военной сфере и сфере безопасности независимо от того, приведут ли они к прогрессу в решении серьезных политических споров между нашими странами.
- По нашему мнению, такие шаги могут способствовать созданию атмосферы, в которой решение этих сложных политических вопросов станет более достижимым. Мы предлагаем комплекс мер, отдавая себе отчет в том, что не все из этих шагов могут быть осуществлены немедленно».
Рекомендации затрагивают следующие темы:
1. Возобновление практического диалога между Россией и НАТО и прямых контактов между командным составом вооруженных сил и экспертами России и государств-членов НАТО.
2. Разработка общих правил, которые уменьшат риск ненамеренных инцидентов на суше, море и в воздухе.
3. Укрепление стабильности посредством повышения транспарентности, воздержания от опасной военной деятельности и путем создания каналов связи, которые помогут не допустить эскалации возможных инцидентов.
4. Использование и, возможно, дополнение «Основополагающего акта Россия-НАТО» от 1997 года в целях кодификации сдержанности, транспарентности и мер доверия.
5. Выявление возможных мер ограничений на развертывание обычных вооруженных сил НАТО и России в Европе в целях повышения транспарентности и укрепления стабильности.
6. Создание консультационного механизма между Россией и США/НАТО по вопросам ракет промежуточной (средней) дальности и противоракетной обороны в целях предотвращения новой гонки ракетно-ядерных вооружений в Европе.
7. Сохранение «Договора по открытому небу».
Таковы задачи и цели, которые формулируют участники этой международной акции. Причем, заметим, подобных инициатив давно не было видно и слышно. А нынешняя напоминает тревожные годы «холодной войны», когда мировое общественное мнение через подобные призывы оказывало свое влияние и, надо сказать, некоторое давление на противоборствовавшие силы: СССР и Варшавский договор vs США-НАТО.
Эпоха миновала, а цепь США-НАТО осталась, и проблемы её противостояния с Россией вновь поднялись во весь рост. Только теперь к их урегулированию совместно – и это особенность нынешнего момента – призывают ответственные деятели с двух сторон конфликта.
В «Рекомендациях» выделены следующие направления:
- Необходимость диалога на самых разных площадках.
- Предотвращение инцидентов через выработку «единых совместных правил».
- Обеспечение стабильности, включая взаимное подтверждение политических обязательств по «Основополагающему акту Россия-НАТО» от 1997 года и «Заключительному акту конференции государств-участников ДОВСЕ» от 1999 года, согласно которым НАТО и Россия согласились воздерживаться от постоянного развертывания дополнительных существенных боевых сил в районах, которые расположены вблизи территории другой стороны в Европе.
- Развитие и дополнение положений «Основополагающего акта Россия – НАТО» от 1997 года.
- Возможные новые договоренности по обычным вооруженным силам в Европе, включая меры укрепления доверия.
- Необходимость ведения консультаций по ПРО – как стратегической и нестратегической, так ядерной и неядерной – с целью достижения большей транспарентности и преодоления существующих разногласий.
Вот, вкратце, какие идеи сформулированы в этих «Рекомендациях».
Несмотря на новое обострение отношений США и России, происходящее по инициативе американцев, некоторые предложения, сформулированные в «Рекомендациях» в конце 2020 года, как это не удивительно, реализуются.
В обращении к читателю сопредседатели экспертной группы Сергей Рогов и Алексей Громыко отметили: «Ряд идей, высказанных в «Рекомендациях», с тех пор уже нашли своё воплощение в жизнь. В частности, на пять лет продлён СНВ-3, и одновременно Москва и Вашингтон договорились рассмотреть вопросы о дальнейших переговорах в сфере стратегической стабильности. Кроме того, Россия приняла решение отложить начало процедуры выхода из «Договора по открытому небу» и дать США время до лета текущего года определиться со своей позицией по ДОН».
Можно только поддержать их надежду на то, что «и другие предложения авторов и подписантов «Рекомендаций» по контролю над обычными вооружениями в Европе, последствиям выхода США из ДРСМД будут использованы Россией и странами-членами НАТО для достижения новых договорённостей с целью деэскалации».
И все-таки удивительно, как за десятилетия произошло переформатирование сил, которые выступают против военной угрозы. Трудно было представить в 1950-1970-е годы, что такие призывы звучали бы от генералов НАТО и послов США.
Мир, действительно, не только меняется, но и становится более комплексным и сложным.