Фото с экрана прямой телетрансляции выступления Джо Байдена в государственном департаменте США
Происходит кое-что интересное.
Сначала команда президента США Джо Байдена анонсирует фундаментальную речь в госдепе. Пресса торжественно пишет в обзоре ожиданий перед выступлением следующее: «Президент Байден намерен произнести свою первую внешнеполитическую речь с момента вступления в должность, дав первые сигналы для его планов по отказу от подхода бывшего президента Дональда Трампа к миру "Америка прежде всего!"».
И следующее: «Байден намерен заявить, что американские демократические ценности «в последние годы подверглись сильному давлению» и «за последние несколько недель были поставлены на грань» - намек на восстание 6 января в Капитолии США, когда Конгресс собрался для подведения итогов результаты выборов».
И следующее: «Байден пообещал работать с партнерами и союзниками над проблемами, начиная от пандемии до изменения климата».
И следующее: «В течение первых двух недель его работы возникли два новых кризиса, которые покажут, как Байден планирует действовать в соответствии со своим обещанием подтвердить, что Соединенные Штаты будут демократическим лидером на мировой арене: задержание лидера российской оппозиции Алексея Навального и военный переворот в Мьянме».
И следующее: «В своей речи Байден объявит о прекращении поддержки США наступательных операций в Йемене. Администрация приостановит продажи оружия Объединенным Арабским Эмиратам и Саудовской Аравии - сделки, заключенные администрацией Трампа».
И следующее: «Ожидается, что Байден расскажет о своей цели по увеличению числа беженцев, принимаемых в США. Байден обещал поднять годовой лимит до 125 000 человек в год, по сравнению с уровнями от 70 000 до 80 000 человек при администрациях Обамы и Буша».
Интерес подогревался, а потом…
А потом Байден вдруг отказывается выступать 1 февраля, сославший на… снегопад, который накрыл Вашингтон. «Президент будет рад посетить госдепартамент позже на той неделе, когда сотрудники ведомства и дипломаты смогут более безопасно добраться до работы, чтобы посетить мероприятие», - объяснил прессе сотрудник Белого дома.
И встал вопрос: «Если они даже снега пугаются, то, как они будут решать более серьезные проблемы?»
А снег-то был не слишком «опасным». Вот два кадра из местной хроники от 1 февраля 2021 года. Вашингтон утром и вечером. Гляньте сами:
Значит, причина крылась не в снежной буре? Трудно поверить, что какой-то, чуть ли русский, снегопад помешал Джо Байдену приехать в госдеп для формулирования своих внешнеполитических позиций.
В общем, чтобы как-то объяснить откладывание важнейшей речи новоиспеченного POTUSa, можно было предположить, что первичный документ, положенный на его стол, совсем Байдену не понравился. Он потребовал доработки, и наблюдаемый «подергунчик» весьма опасен с точки зрения глобальных решений новой администрации США. Коли они даже о варианте концепции внешней политики не могут договориться, то, что от них можно ждать дальше?
И, вот, 4 февраля Джо Байден пришел в госдеп с вице-президентом Камалой Харрис, которая также – вслед за принимавших высоких гостей теперешним госсекретарем США Блинкеном, произнесла несколько фраз и поприветствовала собравшихся.
Со стороны Блинкена прозвучало, в частности, вот что:
«- Никто никогда не приносил столько знаний и опыта в области внешней политики на посту президента, как Джо Байден. Два десятилетия или около того, что я работал с ним, я просто пытался не отставать... Для меня было одной из величайших привилегий и удовольствий в жизни наблюдать за действиями президента Байдена по всему миру.
- Вице-президент Харрис полностью разделяет приверженность президента выработке внешней политики, которая ставит дипломатию на первое место, обеспечивает безопасность нашей страны и приносит реальные результаты американскому народу.
- Господин президент, госпожа вице-президент, мы благодарны вам за то, что вы посетили нас, несмотря на остатки снега на улице. Мы знаем, что вы хотите сделать государственный департамент настолько сильным, насколько это возможно для нашей страны. И мы знаем, что вы рассчитываете на то, что мы сделаем все возможное для американского народа. От имени всех сотрудников государственного департамента я обещаю, что мы не подведем вас.
- Наш президент и вице-президент знают, насколько важен государственный департамент для безопасности и процветания Америки. И они знают, насколько привержены сотрудники дипломатической и государственной службы нашей стране служить.
- И президент Байден, и вице-президент Харрис ясно дали понять, что во всем, что мы делаем, первый вопрос, который мы должны задать себе, таков: как это пойдет на пользу нашим соотечественникам-американцам? Это первый вопрос, который мы должны задать. И мы будем придерживаться этого стандарта на каждом этапе пути.
- Нам повезло, что этот президент и этот вице-президент у руля в такое поворотное время для нашей страны и всего мира».
Ждали, что скажет Байден, и он сказал буквально так:
«- Я пришел сегодня поговорить со всеми в государственном департаменте… Вы – невероятная группа людей. И я много раз говорил на протяжении многих лет, что те из вас, кто находится за границей и был за границей, вы – лицо Америки.
- Америка вернулась. Дипломатия вернулась. Вы – центр всего, что я собираюсь сделать. Мы собираемся восстановить наши союзы, мы собираемся снова вовлечь мир и решить огромную проблему, с которой мы сталкиваемся, борясь с пандемией, борясь с глобальным потеплением. И снова, отстаивая демократию и права человека во всем мире.
- Нужно сделать большую работу, и многое нужно наверстать, и многое нужно сделать заново.
- Весь мир надеется…»
Конкретика поначалу была невелика, но затем Байден поднялся на этаж госдепартамента и там уже выступил с фундаментальной речью.
Изложим её ключевые моменты:
«- Это послание, которое я хочу, чтобы мир услышал сегодня.
- Америка вернулась. Америка вернулась. Дипломатия снова в центре нашей внешней политики. (Да, демократы всегда предпочитают «мягкую силу» – С.Ф.).
- Мы восстановим наши союзы, снова будем взаимодействовать с миром, не для решения вчерашних проблем, а для решения сегодняшних и завтрашних проблем.
- Американское руководство должно встретить этот новый момент наступающего авторитаризма, включая растущие амбиции Китая соперничать с Соединенными Штатами и решимость России нанести ущерб и подорвать нашу демократию. (Ну, вот и началось, вернее, продолжилось – «русские подрывают нашу демократию». И это после скандальных выборов, которые они сами себе устроили и опозорились на целый свет – С.Ф.).
- Мы должны встретить новый момент, ускоряющий глобальные вызовы, которые состоят от пандемии до климатического кризиса и распространения ядерного оружия, бросают вызов воле, которая должна присутствовать у стран, работающих вместе и сообща. Мы не можем сделать это в одиночку. Мы должны начать с дипломатии, основанной на самых заветных демократических ценностях Америки. (Интересно будет посмотреть, как выглядят эти «заветные ценности» в варианте Байдена – С.Ф.).
- Бирманские военные должны отказаться от власти, которую они захватили… (Байден знает хорошо, как Обама несколько раз ездил в Мьянму/Бирму, чтобы настроить её против Китая через «переход к демократии», а теперь план срывается – С.Ф.)
- За последние две недели я разговаривал с лидерами многих наших ближайших друзей – Канады, Мексики, Великобритании, Германии, Франции, НАТО, Японии, Южной Кореи, Австралии, чтобы изменить привычки сотрудничества и восстановить мышцы демократического альянса, которые атрофировались за последние несколько лет пренебрежения к нему. Американские союзы – наш величайший актив… (Никогда не скажу «международные союзы». У них всегда только «американское лидерство». Ну, да – «исключительная» нация – С.Ф.)
- Под дипломатическим лидерством мы должны иметь в виду дипломатическое взаимодействие с нашими противниками и нашими конкурентами, когда это в наших интересах и способствует безопасности американского народа. Вот почему вчера Соединенные Штаты и Россия договорились продлить новый договор СНВ на пять лет, чтобы сохранить единственный оставшийся договор между нашими странами, гарантирующий ядерную стабильность.
- В то же время я дал понять президенту Путину в манере, очень отличной от моего предшественника, что прошли те дни, когда Соединенные Штаты «сворачивались» перед лицом агрессивных действий России, её вмешательства в наши выборы, кибератак, отравления своих граждан. (Похоже, методичка по общению с Москвой не меняется: тон менторский, поучающий и осуждающий – С.Ф.).
- Мы без колебаний повысим цену для России и будем защищать жизненные интересы нашего народа (?!). И мы будем более эффективны в отношениях с Россией, когда станем работать в коалиции и в координации с другими партнерами-единомышленниками. (Уже собирают антироссийский фронт – С.Ф.).
- Заключение в тюрьму Алексея Навального по политическим мотивам и усилия России по подавлению свободы выражения мнений и мирных собраний вызывают глубокую озабоченность у нас и международного сообщества. Г-н Навальный, как и все граждане России, имеет права согласно российской конституции. Его преследовали, преследовали за разоблачение коррупции. Он должен быть немедленно освобожден без каких-либо условий. (А это уже ультиматум, или Байден так красуется перед публикой? – С.Ф.).
- Мы будем противостоять экономическим злоупотреблениям Китая, противодействовать его агрессивному курсу действий, чтобы отразить наступление Китая на права человека, интеллектуальную собственность и глобальное управление. Но мы готовы работать с Пекином, когда это будет в интересах Америки. (Здесь – дружим, а здесь – не дружим. Главное не запутаться самим Штатам – С.Ф.).
- Мы будем возобновлять нашу роль в международных организациях и восстанавливать свой моральный авторитет, многое из чего было утрачено… Мы быстро предприняли шаги, чтобы начать восстановление американского участия на международном уровне и вернуть себе лидерство, чтобы стимулировать глобальные действия по решению общих проблем. (То есть мечта Трампа возродить страну отвергнута в пользу «мирового лидерства» и глобальных целей – С.Ф.).
- В первый день я подписал документы, чтобы присоединиться к Парижскому соглашению по климату... В День Земли в этом году я проведу саммит климатических лидеров, чтобы обсудить климатический кризис. Америка должна возглавить мир перед лицом этой экзистенциальной угрозы.
- Мы также возобновили сотрудничество со Всемирной организацией здравоохранения, чтобы повысить глобальную готовность к борьбе с COVID-19, а также выявлять и предотвращать будущие пандемии, потому что их будет больше. (Вот это заявление! – С.Ф.)
- Мы повысили статус киберпроблем в нашем правительстве, в том числе, назначили первого заместителя советника по национальной безопасности по кибернетическим и новейшим технологиям. Мы запускаем срочную инициативу по повышению наших возможностей, готовности и устойчивости в киберпространстве. (Воевать США будут уже не авианосцами, а кибероружием, и говорится об этом открыто! – С.Ф.).
- Министр обороны Остин проведет общий обзор состояния наших сил, чтобы наше военное присутствие было надлежащим образом согласовано с нашей внешней политикой и приоритетами национальной безопасности. Остин и госсекретарь Блинкен работают в тесном сотрудничестве. (То есть госдеп с Пентагоном будут трудиться в координации и кооперации – С.Ф.).
- Мы остановим любой план вывода войск из Германии.
- Мы активизируем нашу дипломатию, чтобы положить конец войне в Йемене, войне, которая привела к гуманитарной и стратегической катастрофе… Эта война должна быть прекращена, и, чтобы подчеркнуть нашу приверженность, мы прекращаем всякую американскую поддержку наступательных операций во время войны в Йемене, включая соответствующую продажу оружия. (Удивительно, что в речи ни слова про Афган или Ближний Восток, а Йемен что-то им дался – С.Ф.).
- Саудовская Аравия сталкивается с ракетными ударами, ударами БПЛА и другими угрозами со стороны иранских вооруженных сил. (Это кто же Байдену такую ложную информацию донес, что Иран воюет с Саудовской Аравией? Если они и дальше будут на подобном строить политику, это их далеко заведет… – С.Ф.) Мы собираемся и дальше поддерживать и помогать Саудовской Аравии защищать свой суверенитет, территориальную целостность и свой народ.
- Мы светим светом Свободы угнетенным людям. (От скромности не умрут точно – С.Ф.). Мы предложили убежище тем, кто спасается бегством от насилия или преследований, и наш пример подтолкнул другие народы также широко распахнуть свои двери. Поэтому сегодня я утверждаю распоряжение о начале работы по восстановлению нашей программы приема беженцев, чтобы помочь удовлетворить беспрецедентную глобальную потребность.
- Я также отправляю президентскую записку, чтобы укрепить наше лидерство в вопросах ЛГБТ и сделать это на международном уровне.
- Мы считаем, что свободная пресса – не противник, она важна для здоровья демократии. (Но у сторонников Трампа право на свободу слова отнимают – С.Ф.).
- Мы предприняли шаги, чтобы признать и устранить системный расизм и бич белого превосходства в нашей собственной стране. Расовое равенство будет проблемой не только для одного отдела в нашей администрации, это должно быть делом всего правительства и всей нашей федеральной политики и институтов.
- Мы будем проводить саммит демократий, чтобы сплотить народы мира для защиты демократии в глобальном масштабе, чтобы оттолкнуть продвижение авторитаризма. (Похоже, давняя идея создания некоей альтернативы ООН и заложена в этом «саммите демократий» - С.Ф.).
- Между внешней и внутренней политикой больше нет четкой границы. Каждое действие, которое мы предпринимаем, и наше поведение за границей вы должны предпринимать с учетом интересов американских рабочих семей. Продвижение внешней политики в интересах среднего класса требует неотложного внимания к обновлению нашей внутренней экономики.
- Я немедленно выдвинул американский план спасения, чтобы вывести нас из экономического кризиса… Вот почему я буду работать с Конгрессом, чтобы делать далеко идущие инвестиции в исследования и разработки преобразующих технологий. Эти инвестиции позволят создать рабочие места, поддержать конкурентоспособность Америки во всем мире и обеспечить всем американцам долю в дивидендах.
- Мы инвестируем в нашу дипломатию не только потому, что это правильно для всего мира – Америка не может позволить себе больше отсутствовать на мировой арене».
…Судя по всему, при нынешней администрации Вашингтон вместо трамповского «Make Amerika Great Again!» будет переход к лозунгу «Restore America's place in the world!» - «Восстановим место Америки в мире!»
Вопрос только один, который прежде никогда не возникал, а сегодня стал, чуть ли, не ключевым: «Справятся ли?»