Начало здесь
2. Главные факторы формирования ментальности народа
Итак, в конце первой части мы остановились на вопросах причин устойчивости или неустойчивости многонациональных государственных образований, что неизбежно вывело нас в ментальную сферу, где легко заблудиться, если не поставить себе задачу жёстко отделять зёрна от плевел, важное от второстепенного.
На одной из площадок возник вопрос: что это за зверь такой «в России многонациональность — это возобновляемый ресурс». На мой взгляд, всё очень просто: данная формулировка, во-первых, отражает естественную данность явления, которое изначально присутствует в нашем обществе и, во-вторых, позволяет взглянуть на него не как на проблему, а как на источник дополнительных возможностей. Это надо прочувствовать, чтобы стала понятна другая сторона медали: на Западе многие годы создавалась искусственная многонациональность, выросшая в проблему, превратившуюся, в свою очередь, в большой чиновничий бизнес начиная с разработки странных нежизненных теоретических нагромождений, превративших нормальное явление в незаживающий нарыв и заканчивая отвлечением гигантских средств на его купирование.
Итак, повторю: мы вторгаемся в ментальную сферу и теперь нам необходимо прежде всего понять, какие самые основные факторы и явления формируют ментальность как, в частности, русскую, так и любую другую.
Для этого выделим и систематизируем несколько наиболее явных и очевидных факторов, без особого внимания к их мнимой или действительной важности, а также постараемся отгородиться от субъективного взгляда и личностных предпочтений, имеющих право быть, но только в виде частностей и поэтому могущих только мешать. То есть, нас будет интересовать только то, что потенциально или фактически формирует ментальность народа (этноса) и, как следствие, определяет отношение к окружающему миру и создаёт внутренние социальные императивы (этические нормы).
Поэтому в приведённом ниже перечне исключены индивидуальные особенности конкретного человека и его характер (как врождённые, так и приобретённые), и приведены лишь «внешние» факторы и «условия среды», в которых некий абстрактный человек рождается, формируется и, в соответствии с полученным ментальным наполнением, воспринимает окружающий мир, в котором уже совершает те или иные поступки:
- География распространения этноса, климат и природная специфика ландшафта.
При всей очевидности данного критерия, он не выдерживает критики, так как не даёт ответа на вопрос: почему иногда, при схожести природно-климатических условий, у народов, населяющих разные страны, разная ментальность? Тем более, что огромная территория России — это отнюдь не только бескрайние поля, но и значительные горные регионы, Заполярье, тропики, леса, степи, тундра и т.д. На мой взгляд, природно-климатический фактор относится к области, где бессмысленно доказывать недоказуемое и обосновывать необоснуемое.
- Гаплогруппы, выделенные генетическими исследованиями.
Предшественницами генетики были многочисленные расовые теории, так и не получившие завершённости и по пути своего развития часто уходившие в расизм. В действительности, ген — реальный специфический код, оставляющий свой след на протяжении всех последующих поколений потомков. Исследование генов — интересная наука, помогающая понять происхождение тех или иных народов, их распространение и взаимовлияние на перекрёстках истории. Тем не менее, как «Маугли», выросший и сформировавшийся в волчьей стае, будет всю жизнь способен только рычать и не будет иметь шансов стать полноценным человеком, так и представитель любого этноса, с младенчества оторванный от своих корней, наиболее вероятно превратится в 100%-го представителя своей новой родины. То есть, «Маугли», генетически являющийся человеком, неизбежно приобретёт ментальность зверя. Человек, несущий индивидуальный генный код другого этноса, впитает ментальность народа, в котором с младенчества будет формироваться его личность.
- Исторические преобразования, религия, традиции, культура, господствующая идеология, образование.
Я сознательно объединил несколько областей общественного самовыражения в одном пункте, не выделяя из них главного, так как, на мой взгляд, они несомненно взаимосвязаны, находятся во взаимовлиянии и все вместе составляют сложный конгломерат регуляторов человеческих отношений, формирующий поведенческие, нравственные, этические и другие их аспекты. Остаётся вопрос: оказывают ли влияние эти сферы человеческих отношений на ментальность народа? Безусловно, оказывают самое непосредственное влияние и практически участвуют в её формировании. Более того, в отличии от географии и генетики, по отношению к ментальности эти сферы отношений первичны. Просто потому, что личность начинает формироваться не генетикой (о ней человек узнаёт уже в более зрелом возрасте) или географией (которая в России максимально разнообразна), а чем-то более значимым, окружающим его с самого младенчества и всю жизнь.
Таким образом, мы приблизились к пониманию того, как и чем формируется ментальность народа — это та среда, в которой человек растёт и взрослеет, впитывая всё сложное её содержание, идущее из исторической глубины и что непосредственным образом влияет на его поступки.
Однако закономерно возникает следующий вопрос: каким образом религия, традиции, культура, идеология, образование, воспитание формируют ментальность, проникая через сознание в бессознательную область и буквально растворяясь в человеке? Посредством чего происходит это проникновение и дальнейшее усвоение и растворение?
Ответ единственный — посредством языка.
- Язык, как главный фактор формирования ментальности, а не только лишь средство общения и коммуникации.
Именно родной язык, являясь первым посредником между любым явлением и человеком, одновременно является главным инструментом познания мира и формирования отношения к этому миру. То есть, от того, как устроена архитектура языка, его внутренние логические основы, зависит, кто, в конечном итоге, получится из человека, каков будет его менталитет и господствующая коллективная ментальность всего народа — носителя языка. Вопрос этот архисложный и требует отдельного научного обоснования, но в первом приближении можно считать данную гипотезу чрезвычайно обоснованной: язык — первопричина формирования ментальности и, следовательно, отношения к миру. Таков закон, диктуемый русским языком и любым другим языком. Каков язык, таков и человек.
Таким образом, язык, в качестве социально-этического императива, является «матрицей», в которой изначально «зашито» отношение ко всему окружающему миру, как к живому, так и не живому.
И, наконец, самое главное и оно же самое интересное.
Впрочем, об этом в заключительной третьей части.
Александр Дубровский
Рейтинг публикации:
|