Где-то на грани разрушения социализма в Европе, в 1980-х годах был такой фильм «Большая скука» («Great Boredom») болгарского производства. Похоже, что находившиеся ближе к эпицентру европейских событий и настроений болгары уловили раньше, чем в Москве, это накатывавшееся на Старый Свет и его обитателей чувство «скуки». Оно, к слову, было вполне себе пристойным вариантом отторжения того ужаса, который пережили в предыдущем поколении европейские страны и народы в годы Второй Мировой войны.
Война та была уже исторической категорией для молодежи, но, тем не менее, «живой историей» для миллионов пожилых европейцев, переживших тот страшный период. И если для старшего поколения хватало опыта переживаний и острейших чувств от произошедшей катастрофы и периода её послевоенного преодоления, то их молодняку уже не хватало ни напора военных эмоций, ни всплесков адреналина в крови. Действительно, в Европе той поры начиналась эта «Большая скука», точно определенная болгарином Богомилом Райновым, написавшим роман, по которому и был снят одноименный фильм.
И эта скука – год за годом – нарастала, породив поколение потребителей, которое сытно жевало и сладко спало. Уж сколько раз было сказано о Европе 1980-х-2000-х годов: «сытая» и «сонная».
Кое для кого такое растительное существование было вполне себе комфортно, да и само слово «комфорт» прочно обосновалось в европейском лексиконе. Но, часть молодых людей, неудовлетворенная эмоционально, пошла искать «острых впечатлений». И нашла их в экстремальных видах спорта ради сильных душевных встрясок и переживаний, которых им так не хватало в повседневной жизни. Революций и войн в Европе как-то не намечалось, вот и стали появляться, как грибы после дождя, все новые и новые виды «экстрима» - историческое явление, порожденное той самой «большой скукой». Возьмите статью Википедии «Экстремальные виды спорта», и найдете в ней почти полсотни их вариантов для «сорви-голов».
Доктор медицинских наук, профессор Олег Чабан характеризовал это так: «Склонность к экстремальному спорту не имеет медицинского определения. Скорее, это явление, которое могут объяснить психологи. Или социологи. А в медицине диагноза «экстремал» нет… Вне всякого сомнения, эти люди решают свои психологические проблемы.
Давайте сначала попытаемся разобраться, когда и почему общество начало увлекаться экстремальными видами спорта? Конец ХХ века ознаменовался полным раскрепощением человека. Пали тоталитарные режимы, были сняты всяческие запреты на образ и стиль жизни. С развитием демократии в мире возник и экстремальный спорт. Именно в демократическом обществе у человека появляется возможность самореализоваться: ты можешь делать все, что хочешь, и говорить то, что думаешь… Очень важную роль в этом сыграли масс-медиа, получившие возможность популяризовать экстремальное движение: вот, мол, крутые парни и девушки, которые решают все свои проблемы, живут на вершине адреналина, кайфуют, получая опьянение сродни наркотическому. И вот – ваша серая жизнь, ребята». Другими словами, профессионал психолог говорит: Экстрим – это выход из состояния общественной скуки.
И главное в его исследовании «Наше время – время экстремалов» сказано так экстрим = «скрытая аутоагрессия, то есть агрессия, направленная на себя». Нет войн, негде выражать свою агрессию, вот и пошло в гору в 1990-х количество европейских любителей «экстремальных игр».
Действительно, английское слово «extreme» вполне можно перевести как «чрезвычайный», а можно, как «высшее достижение». Но как бы этот термин не переводили, смысл слова останется прежним – нечто из ряда вон выходящее, отмечает другой исследователь вопроса.
Взгляните – насколько надо отрешиться от повседневности в большом городе, чтобы так рисковать жизнью и здоровьем ради сильных ощущений, которых требует твой организм и мозг:
Фото от H-i.su
Конечно, столь героическое развлечение для многих превратилось в хорошую альтернативу «большой скуки». На тему того, как можно разнообразить свою жизнь в обществе массового потребления, где «нижние чакры» победили «чакры верхние», мы писали недавно в материале «”Make America Great Again!” Вариант Хиллари Клинтон». Главное для таких экстремалов – не отпускать свою жизнь, скажем, вниз по дорожке, прочерченной в Великобритании, откуда этот феерический снимок обошел в свое время многие интернет-ресурсы. Вот так некоторые бритты решают вопрос борьбы со скукой через борьбу с «зеленым змием»:
Фото Maciej Dakowicz
Не потому ли американцы, наблюдая за братьями по разуму в Европе, запустили в 1990-х один из первых «поисковиков» под знаменитым теперь именем Yahoo? Вы же помните, что в классическом романе Джонатана Свифта «Путешествия Гулливера», именно так назывались… человекоподобные тупые существа, встреченные героем в одном из путешествий. И сколько людей, не обратив внимание на такой явный «подкол», пользуются этим поисковиком?
Предисловие, полагаю, дает определенную картину, с которой столкнулось в психологическом плане европейское общество накануне 2020 года.
А то, что здесь начало происходить в 2020 году, маркированном коронавирусом, экономическим кризисом и обострением межрелигиозных отношений – причем надо ещё понять, что в «этой троице» стало причиной, а что следствием – мы уже видим, как говорится, «прямо за окном», прорубленным для нас Петром Первым в Европу. И картина там предстает нашему взору не только не привлекательная, но и совсем не духоподъемная.
Евро-молодежи уже не до скуки
Ну, там теперь не до спорт-экстрима: что ни день – адреналин зашкаливает. И уже не у любителей-одиночек, а у толп, одна из которых собралась в эти дни в центре «пани Варшавы». Куда там белорусским протестам против такой массовости:
Фото от wykop.pl
Это – нынешний стотысячный протест поляков против ужесточения законодательства об абортах. Лидер польской «женской забастовки» Марта Лемпарт заявила уже политические требования: «Правительство Польши должно уйти! В этих протестах массово принимают участие молодежь, дети и студенты. Мы будем бороться с вами, чтобы изменить эту страну к лучшему, чтобы вам не пришлось убегать отсюда, чтобы вам не было стыдно за Польшу…»
На что ответил замминистра юстиции Польши Михай Вож (Micha? Wo?): «Получите до 8 лет тюрьмы за организацию протестов». Демократия должна уметь защищаться!
Вот свежий Твитт:
Взбудоражена стабильно спокойная бюргерская Германия.
На совещании канцлера Меркель с главами земельных правительств принято решение ввести по всей стране до конца ноября «локдаун-лайт». Закрывается почти всё, а граждан призывают сократить контакты «до абсолютного необходимого минимума», не собираться в публичных местах более, чем вдесятером и только из двух домохозяйств, а вечеринки, в том числе, в квартирах и на частной территории, признаются «неприемлемыми», и от поездок по стране без крайней необходимости настоятельно рекомендуется отказаться.
И в часы, когда публика, наконец-то, сбросила с себя иго скуки – вокруг начинается «FUN!», ТАСС из Берлина сообщает: «Агрессивно настроенная молодежь – до 800 человек (sic!) – напала на полицейских в центре Франкфурта-на-Майне. В полицейских летели камни и бутылки».
А теперь – вслушайтесь в объяснения офицеров полиции о причинах агрессии: «У них не хватает возможностей переключиться, например, на клубы или стадионы». Нападения молодежи, которая в связи с закрытием баров, клубов и пивных стала собираться на площадях и улицах, употреблять спиртные напитки и слушать музыку, были зафиксированы во многих других городах Германии – в знак протеста. Народ вышел «разогнать скуку», а ему не позволяют!
А озабоченная угрозой экстремизма, прежде всего, со стороны исламистов, германская пресса начала говорить о другом…
Ещё пять лет назад над Германией летал ангел-хранитель, приведший в эти края массу мигрантов, якобы, из «районов боев в Сирии». И Ангела Меркель встречала их, как родных. Это сейчас она заявляет: «Исламистский терроризм – наш общий враг». А в 2015 году было так:
Тогда же, в 2016 году, мало, кто обратил внимание на предупреждение директора Европола британца Боба Уэйнрайта: «Преступные группировки зарабатывают 3-6 млрд евро в год на незаконной транспортировке мигрантов… Мы крайне озабочены возможностью террористических организаций использовать миграционные маршруты».
Это отнюдь не мешало европейцам гасить свою скуку, кто как мог. Некоторые открыли двери своих домов и пригласили мигрантов жить в их квартирах. «Веселее – вместе!» Не сработало.
Одиссея «Charlie Hebdo». Пока плывет…
В этой повсеместной сонливой атмосфере Европы прекрасно чувствовало себя парижское издание, прославившееся в последние годы тем, что вокруг него накопилось немало людской крови. Помните, как «Charlie Hebdo»в первый раз сам стал место расстрела их редакции, опубликовавшей непристойные карикатуры на Пророка? А сейчас, после очередной антиисламской выходки этого журнала, во Франции началось то, что президент Макрон назвал: «Наша страна подверглась нападению исламистских террористов. Франция находится в опасности. Если на нас нападают, то это из-за наших ценностей – наших ценностей свободы и нашего желания не поддаваться террору».
Показательно, что кредо «Charlie Hebdo» было сформулировано ещё в 1970 году, когда журнал начинал свою деятельность сразу после «цветной революции» 1968 года в Париже, затеянной руками молодежи и при поддержке иностранных спецслужб против великого президента страны Шарля Де Голля. Сейчас дело прошлое, но, кто знает, возможно, журнал намеренно взял себе имя президента? И провозгласил устами своих основателей: «”Нет ничего святого” – принцип №1». А также: «Мы можем шутить обо всем».
Дошутились до того, что разбудили сонную Европу, впрыснув адреналин мусульманской умме, обосновавшейся в Старом свете, и начали разгонять общеевропейскую скуку звуками выстрелов и взрывов исламистов.
Вот что писала ещё пять лет назад о происходящем вокруг этого журнала американская «New York Times» в репортаже из Парижа «French Humor Turned Into Tragedy» - «Французский юмор обернулся трагедией»:
«В современной Франции молодые повстанцы 1968 года давно стали культурным истеблишментом, даже если они все еще придерживаются левых и либертарианских идеалов своей молодости. «Charlie Hebdo», при всем своем хваленом анархизме, был членом истеблишмента в течение очень долгого времени. Так журнал воспринимается в пригородах, которые окружают все крупные французские города и являются домом для огромного количества иммигрантов, в основном, из бывших французских колоний на Ближнем Востоке, в Африке и Азии. То, что в центре Парижа воспринимается как «поправление носа власти» – религиозной или политической – рассматривается в banlieues, как высокомерие тех, кто находится у власти, и которые могут высмеивать то, что им нравится, включая глубоко укоренившиеся религиозные убеждения мигрантов».
И кто-то сделал выводы ещё тогда, в 2015-м, когда исламисты расстреляли половину редакции журнала? Во всяком случае, не президент Макрон, который в интервью для арабской «Al Jazeera» сейчас заявляет: «Я понимаю, что карикатуры могут шокировать, но я никогда не соглашусь с тем, что насилие можно оправдать. Наши свободы, наши права – я считаю своим призванием защищать их». А чуть раньше он говорил: «Мы будем защищать свободу... и будем продвигать секуляризм, мы не откажемся от карикатур, рисунков. Даже если другие отступят».
Неизменный принцип колониального подхода
Впрочем, когда погибли первые европейцы – как символ ответа экстремистов (опять – экстрим, но уже террористиыческий…) на оскорбительные картинки незнающих границ приличия сотрудников «Charlie Hebdo», в Европе поднялись сразу две волны. Одна волна страха, и бюргеры попрятались по домам. А другая волна – молодежных эмоций, когда любой повод становится претекстом для протеста против привычного и уютного, хоть и скучного, мирка обывателя. Вы думаете, что поляки восстали против запрета на аборты? Полноте – это лишь спусковой крючок недовольства, который власти вовремя не увидели и не блокировали.
При этом, оплакивая свои потери, Европа и не обращает внимание на более трагические утраты сирийцев – для Европы в Дамаске «режим», а исламисты, бежавшие оттуда, сегодня у них под окнами Вены и Парижа разгуливают, как «беженцы». Европейцам нет дела до гибели людей в Афганистане или до многочисленных жертв в ходе боевых столкновений в Карабахе.
Века воспитанное колониальное чувство превосходства над афро-азиатскими жителями, приводит не только к гипертрофированному самомнению евросчастливцев, но и к почти полной амнезии в отношении любого горя, происходящего за пределами их сферы обитания, а часто этот круг – квартира да ближайший бар.
Поэтому, когда канцлер Австрии Курц говорит о теракте в Вене: «Это не конфликт между австрийцами и мигрантами, это борьба между цивилизацией и варварством», можно попросить уточнить: «Чьей “цивилизацией” и чьим “варварством”?» Колониализм, «сжигание ведьм», концлагеря, газовые камеры и многое другое, кажется, придумали европейцы – нет?
И это ещё одна весомая причина, по которой в ответ на публичное оскорбление Пророка поднялись массы мусульман, не забывающие времена европейского колониализма. Посмотрите, что в Бангладеш, например, делается:
Или в центре Берлина теперь собираются – свобода же собраний – восточные мигранты с нетолерантными криками: «Аллах Акбар против Эммануэля Макрона! Мы убиваем вас и будем убивать, и вы нам ничего не сделаете!»
Поэтому так озаботилась пресса:
«Сам факт того, что здесь люди проводят демонстрации против карикатур, а не против убийств исламистов из-за карикатур, показывает, что эти люди, приехав в Европу и, очевидно, не заинтересованы в интеграции. Свобода выражения мнений и свобода художественного творчества являются фундаментальными основополагающими ценностями. Любой, кто нападает на наши ценности, ставит себя на один уровень с убийцами».
«В Берлине проходит демонстрация против Макрона и против свободы слова, но нет никакой демонстрации против исламизма и ненависти, которая в настоящее время бесконтрольно распространяется».
«Это показывает, что было ошибкой пускать кого-то в страну. Будем надеяться, что натурализация беженцев будет отменена».
Может, и будет отменена, но скучно уже в Европе не будет…
Тем более, когда усекается «продовольственная пайка», что возвращает Германию морально в годы войны. Вот как там начали оформлять витрины. На кассе объявление про отпуск товара «в одни руки»: 4 л пастеризованного молока, 2 л свежего молока, 2 уп. яиц, 2 уп. дрожжей, 1 уп. туалетной бумаги или бумажных полотенец, 3 уп. сахара, 4 уп. муки, 2 уп. макарон или риса, 2 банки консервов.
В Испании такая же картина – молодежь бузит. Столкновения с полицией прошли во многих испанских городах, большинство из них последовало за протестами против карантинных мер: Мадрид, пл. Пуэрта дель Соль – 12 пострадавших, из них 3 полицейских, 32 задержания; Логроньо, Ла Риоха – 7 полицейских ранено, 6 задержанных, разграблено несколько магазинов, разбиты витрины; Страна Басков, Бильбао – 4 ареста; Сантандер – ночи беспорядков, 5 арестов, 1 полицейский с лёгкими травмами; Гранада, Малага, Сеута – поджоги и преследования полицией вандалов.
В Швейцарии власти Женевы переводят кантон на строгий карантин в связи с ростом случаев COVID-19 – закрываются все бары, рестораны, спортзалы, салоны красоты, места развлечений и непродовольственные магазины.
На территории Великобритании с 4 ноября на месяц вводится карантин, закроются пабы, рестораны, непродовольственные магазины.
А вот, когда власти Франции стали «закрывать» общественную жизнь Парижа и скомандовали всем жителям «По домам!», многие не захотели оставаться в объятиях скуки, ограниченных четырьмя стенами столичных апартаментов. Ехидные англичане на страницах «Times» прописали: «Улицы Парижа забиты автомобильным транспортом, жители пытаются нарушить комендантский час и покинуть город. Французы загромождали дороги и опустошали полки супермаркетов, когда страна мрачно возвращалась в режим изоляции, и многие обвиняли президента Макрона в том, что он не смог остановить возрождающийся коронавирус. Проведя, как минимум, месяц в закрытых помещениях, Франция стала первой большой страной, которая решила полностью вернуться к общенациональному карантину, с пустыми улицами и приказом никого не пускать в свои дома». Скучно стало в Париже…
Ну, как же без Лондона-то?
Кстати, можно ли вспомнить здесь о странной экзистенциальной связи выхода Великобритании из Евросоюза и начавшими накатываться на ЕС – параллельно с этим бедствием – волнами кризиса экономического и кризиса коронавируса, а также обострением межрелигиозных отношений в Европе? Не связано ли одно с другим?
Никто не задавался вопросом – кто реальный владелец провокационного «Charlie Hebdo»? Поинтересуйтесь – к очень интересным выводам можно прийти…
Континентальная Европа веками была для британцев противником – кроме короткого периода их пребывания в рядах ЕС, которые они спешно покидают. И кто сказал, что теперь она не превращается для Лондона в привычного конкурента (и это ещё мягко сказано)? Поэтому нынешние проблемы могут быть вызваны также и рукотворными причинами – нет?
Почему, например, атакована тихая и спокойная Вена? Там провокаций против мусульман не было – атаковали именно столицу Австрии. Можем ли мы предположить, что это нервная реакция противника на то, что здесь начали поднимать вопрос о возрождении Австро-Венгрии?
Или, вон, Турция, имеющая добротные связи с британскими спецслужбами, активизировалась на Кавказе. Не случайно, видно, как только недавно руководителем разведки MI-6 стал бывший посол Лондона в Анкаре Ричард Мур, то сразу вспыхнул Карабах? И для Британии сегодня поднять Турцию и исламистов, находящихся под её контролем, против континентальной Европы, не столь уж и нереальная задача. Тем более, что между ними «была без радости любовь – разлука будет без печали…»
Зато такое впечатление, что британцы просчитали, что скоро – после посткризисного переформатирования – делить старый мир на новые части начнут без них. Вот и демонстрируют и России, и Европе, что «они ещё о-го-го какие крутые», и без них обойтись никак не получится. А показать можно свою «скрытую силу» и возможности, например, через отработанные веками специальные операции.
Похоже, что в Турции кое-что поняли. «Анкара осуждает террористический акт в Вене и призывает мировое сообщество объединиться в борьбе с терроризмом. В Вене террор снова показал ужасное лицо. Терроризм - наш общий враг. Чтобы противостоять этому злу, необходимо честное международное сотрудничество», - заявил глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу. Добро бы так…
Начинается трагическое расставание Европы с «Большой скукой».
Так хорошо там жили десятилетиями, но, история строга – «ничто не вечно под Луной», и происходящее глобальное переформатирование мира никого не оставит без своего влияния. Бумеранг колониальных отношений вернулся. И скучать там более не придется. «Charlie Hebdo» вам подтвердит…