В Белоруссии продолжает сохраняться политический кризис, вызванный итогами президентских выборов 9 августа. Страну сотрясают громкие отставки и добровольные увольнения госчиновников, а на улицы городов по-прежнему выходят недовольные белорусы. Еще одним этапом развития ситуации стала инаугурация победившего на выборах АлександраЛукашенко, которая состоялась 23 августа.
Особенностью нынешней присяги белорусского лидер стало то, что она была проведена в условиях строгой секретности. Вплоть до последнего момента ни дипломаты, ни СМИ, ни даже государственные чиновники в массе своей не знали о том, что инаугурация состоится именно в этот день. По свидетельству некоторых из ее участников, которых собралось около 700 человек, все они узнали о каком-то «важном» событии во второй половине 22 сентября. При этом ни о какой инаугурации, по их словам, речи не шло — приглашали либо на обсуждение подготовки Всебелорусского народного собрания, либо просто на торжественное мероприятие. Однако уже утром 23 числа, после появления оцепления вокруг резиденции Лукашенко и спецтехники на улицах Минска, стало понятно, что белорусский лидер намерен именно в этот день закрыть все вопросы о том, кто является президентом Белоруссии.
Стоит напомнить, что в прошлые свои каденции белорусский руководитель был более открыт. Так, в 1994 году инаугурация была довольно скромной, однако была заранее объявлена и не проходила в обстановке строгой секретности. В сентябре 2001 года Лукашенко принимал присягу в Большом зале Дворца Республики в центре Минска, а затем вышел на Октябрьскую площадь столицы, где принял доклад министра обороны и обратился с речью к присутствующим. При этом сама церемония завершилась торжественным маршем. Аналогично проходила инаугурация и через пять лет — в апреле 2006 года. В январе 2011 года белорусы узнали о мероприятии за два дня до его проведения, а на саму церемонию Лукашенко приехал открыто со своим младшим сыном Николаем. При этом стоит заметить, что тогда, в знак протеста против силового разгона оппозиции, послы стран Евросоюза и временный поверенный в делах США в республике не прибыли на инаугурацию. Однако это не помешало странам Запада и дальше строить отношения с белорусской властью. В 2105 году принятие присяги впервые проходило в построенном Дворце независимости. При этом сама церемония транслировалась в прямом эфире, а вечером в Минске состоялся праздничный концерт. Тогда в новой резиденции Александра Лукашенко побывали послы европейских стран, белорусские и иностранные политики, а также большое количество журналистов. Всего этого, как известно, в нынешнем году не было.
Необходимо заметить, что в Белоруссии, как и в ряде иных стран, процедура инаугурации носит не просто церемониальный характер и является одним из условий законности президентской власти. При этом правила ее проведения строго оговорены в белорусском законодательстве. В частности, по закону «О президенте Белоруссии», присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики, судей Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда Белоруссии. При этом присутствие кого-либо кроме вышеперечисленных государственных чиновников является необязательным. Кроме того, в законе отмечается, что «церемония принесения присяги президентом транслируется по республиканскому телевидению и радио». Тот факт, что белорусы не увидели инаугурацию в прямом эфире многими в Белоруссии было расценено как значительное нарушение правил и поэтому сама церемония теперь не может считаться законной. Справедливости ради стоит отметить, что присягу Лукашенко все же показали по белорусскому телевидению вечером, а в самом законе не прописывается необходимость прямого эфира.
Вместе с тем, все вышеперечисленное сегодня не имеет серьезного значения, так как ни в Белоруссии, ни за ее пределами никто, за исключением оппозиции, не сомневался в том, что Лукашенко примет присягу и официально начнет свой шестой срок на посту главы государства. Единственной проблемой для официального Минска можно считать лишь отношение к произошедшему 23 сентября внутри страны и со стороны международного сообщества.
Так, прошедшая в режиме секретности процедура принятия присяги вызвала недоумение в белорусском обществе. При этом не помогли ни заявления официальных лиц, ни передачи на телевидении, ни даже слова самого Лукашенко о том, что никакой тайны изначально не было. По его словам, мероприятие прошло по закону, в нем с учетом военных участвовала тысяча человек, а уведомлять кого-либо о церемонии Минск не обязан в принципе. Все это, к сожалению властей страны, нисколько не удовлетворило белорусское общество, где многие восприняли такое принятия присяги с негодованием. В результате, в Интернете появились сотни различных мемов, социальные сети заполнились прямыми оскорблениями Лукашенко, а вечером 23 сентября на улицу вновь вышли протестующие. Правда, в тот день их было достаточно немного, а основные акции протеста пройдут в выходные, на которые противники президента Белоруссии назначили «репетицию инаугурации в честь вступления в должность президента СветланыТихановской».
Кроме того, белорусская оппозиция получила дополнительную возможность обвинить Лукашенко в узурпации власти, отсутствии легитимности и страхе перед своим народом. По мнению большинства членов оппозиционного Координационного совета, вступить в должность президента страны тайно нельзя, так как легитимное принятие власти невозможно без признания этого факта со стороны народа. Как отметила экс-кандидат в президенты Белоруссии Светлана Тихановская, «эта так называемая инаугурация, конечно, фарс», а «на самом деле, сегодня Лукашенко просто ушел на пенсию». При этом она подтвердила, что считает себя единственным лидером, которого избрал белорусский народ, а потому срок действия полномочий нынешнего главы государства уже закончился.
В то же время нельзя забывать о том, что подобный формат инаугурации многими в белорусском обществе, действительно, был рассмотрен как проявление политической слабость режима Лукашенко. После многочисленных заявлений о всенародной поддержке, официальных 80% голосов на выборах, а также словах об отсутствии страха, принятие присяги в узком кругу преданных чиновников и представителей общественности крайне негативно сказалось на образе Лукашенко, как уверенного в себе лидера Белоруссии.
Одновременно прошедшая инаугурация была негативно воспринята и в международном сообществе. Правда, сам белорусский лидер официально заявил, что реакция со стороны стран Запада его мало волнует.
«Кричат о том, что они что-то не признают у нас. Вы знаете, мы никого и не просили признавать или не признавать наши выборы, признавать легитимность вновь избранного президента или не признавать. Главное, чтобы это соответствовало Конституции нашей страны. И если они видят несоответствия, лучше об этом пусть скажут», — сказал он.
Известно, что одной из первых стран Евросоюза, заявившей о непризнании легитимности белорусского лидера, стала Словакия. После этого Германия, Эстония, Чехия, Литва, США, Канада, Норвегия и Швеция заявили, что не признают Лукашенко в качестве легитимного президента республики. В частности, официальный представитель кабмина ФРГ ШтеффенЗайберт отметил, что сам факт того, что церемония инаугурации подготавливалась в секретном порядке является показательным. Еще дальше пошел глава МИД Литвы ЛинасЛинкявичюс, который назвал Лукашенко «бывшим» президентом Белоруссии, а происходящее в республике с 9 августа «фарсом». Польша и вовсе отметила, что избранный на недемократических выборах президент «не может осуществлять власть». Позже оказалось, что не хотят считать Александра Лукашенко «законно избранным лидером» Белоруссии и США. Более того, присоединилась к этой риторике даже Украина, глава МИД которой Дмитрий Кулеба в своем Twitter написал, что «инаугурация» Лукашенко не означает его признания легитимным главой белорусского государства». Однако наиболее точно выразили возможные последствия нынешней присяги белорусского лидера, по всей видимости, в Великобритании.
«Тайная инаугурация Лукашенко сегодня в Минске, еще больше подрывает его репутацию. Его сфальсифицированные выборы были обманом белорусского народа», — написал в своем Twitter глава британского МИДа ДоминикРааб.
Однако, как считают аналитики, все эти и подобные им заявления со стороны стран Запада никоим образом не повлияют на судьбу белорусского лидера, как минимум, в краткосрочной перспективе. Особенно на фоне полной поддержки Лукашенко со стороны Кремля. Несмотря на то, что в Москве также не были извещены об инаугурации и даже не поздравили президента Белоруссии с официальным вступлением в должность, Россия еще в августе признала его в качестве законно избранного главы республики. Более того, признал его легитимность и Китай, а также ряд более мелких стран мира. Все это уже позволяет Александру Лукашенко не чувствовать себя изгоем в международном сообществе.
Более того, несмотря на заявления стран Запада уже сегодня очевидно, что никто в ЕС или США, не планирует разрывать отношения с Белоруссией, хотя и рассматривают вопрос о введении персональных санкций в отношении белорусских чиновников. Как отмечал ранее глава европейской дипломатии Жозеп Боррель, Брюссель, конечно, не признает легитимность Лукашенко, но ему придется работать с ним, так как объективно власть в стране находится в его руках.
Кроме того, 22 сентября стало известно, что Комитет Сената США все же рекомендовал назначить послом в Белоруссии Джули Фишер. Теперь, если ее кандидатуру утвердит полный состав верхней палаты законодательного органа Соединенных Штатов, приезд американского представителя в Минск будет лишь делом времени. Как отметил, руководитель Бюро европейских и евразийских дел и заместитель ассистента государственного секретаря США Джордж Кент, Фишер может приехать в Белоруссию в самое ближайшее время. И здесь возникает закономерный вопрос — как соотносятся заявления европейских и американских чиновников с их реальными действиями?
Сегодня уже стало очевидно, что никто на Западе всерьез не планирует разрывать отношений ни самой Белоруссией, ни с «непризнанным» Александром Лукашенко. Даже такой открытый антагонист белорусского политического режима, как Польша. И такая позиция для западных стран не нова. Заявления о «непризнании» выборов в Белоруссии и самого Лукашенко звучали множество раз, однако на практике они ни разу не привели ни к чему действительно серьезному. На фоне введения санкций и негативной риторики, европейские послы продолжали приезжать в страну и вручать верительные грамоты, а в период различного рода «потеплений» отношений и вовсе начинались визиты на высшем уровне. По всей видимости, именно это западным политикам и дипломатам придется делать и сейчас. Особенно, если учитывать, что никакой четкой стратегии в ЕС и США относительно того, что необходимо предпринимать в отношении Минска нет. И в данном случае этому есть довольно простое объяснение.
В сложившейся сегодня ситуации вокруг Белоруссии главной проблемой для Запада является возможность окончательной переориентации Минска в сторону России. В случае жестких мер в отношении Лукашенко и его окружения, республика просто вынуждена будет забыть о своей многовекторности и сосредоточиться на интеграции с РФ. К слову, подобные заявления уже стали звучать среди высших государственных чиновников республики, а в самой стране начались разговоры о скорой смене главы белорусского МИДа Владимира Макея, которого многие считают главным представителем прозападного курса развития Белоруссии в руководстве республики. Однако и полностью пустить ситуацию на самотек на Западе также не могут. Поэтому не удивительно, что на фоне довольно пространных заявлений из Брюсселя и Вашингтона, появляются крайне резкие высказывания из Вильнюса, Риги или Варшавы. Именно Польша, Литва и Латвия сегодня выполняют всю «грязную» работу за европейских и американских политиков: официально финансируют белорусскую оппозицию, признают Тихановскую национальным лидером Белоруссии, поддерживают протесты в республике и прочее. США и Евросоюз официально не имеют к этому никакого отношения. Таким образом, Брюссель и Вашингтон, формально не признавая Лукашенко, оставляют для него возможность продолжить диалог с Западным миром. Воспользуется ли этим сам белорусский лидер, пока говорить сложно, так как политический кризис в Белоруссии все еще находится в своей острой фазе. Однако то, что Лукашенко будет держать этот вариант у себя в голове, абсолютно очевидно. В ином случае белорусский руководитель рискует оказаться в крайне слабой позиции в переговорном процессе с Россией.
В конечном счете, вступление Александра Лукашенко в должность президента Белоруссии вряд ли можно считать поворотной точкой в его взаимоотношениях с Россией или странами Запада. Для белорусского лидера это было чисто техническое мероприятие. Признание или непризнание его в качестве главы государства свершилось задолго до 23 сентября, а потому сама по себе инаугурация не значила для его статуса практически ничего. Единственным минусом стала форма ее проведения, которую многие в Белоруссии объясняют нежеланием дать оппозиции возможность подготовить акции протеста. При этом оказалось, что попытка обмануть всех принесла белорусским властям лишь моральные издержки. Во всем остальном инаугурация стала очередным проходным моментом в политической жизни Белоруссии, о которой в ближайшее время все забудут.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+