Почему Меркель передумала вносить в санкционный список президента Беларуси
Несмотря на то, что вся Беларусь встала на дыбы, 6 сентября сотни тысяч белорусов приняли участие в митингах, против них власть выпустила БТРы, десятки человек задержаны, но сам Александр Лукашенко, против которого проходят акции протеста, похоже, может спать спокойно. Санкций лично против него Евросоюз вводить не намерен. «Попугали, и хватит!», — решила немецкий канцлер Ангела Меркель. Французский лидер Макрон, а за ним и итальянский, поддержали её. Именно эта тройка стран, как считается, определяет нынче политику в ЕС.
С чего бы вдруг такая милость? Почти весь минувший месяц, начиная с президентских выборов в Республике Беларусь, прошедших 9 августа, идут протесты. И та же Меркель неоднократно предупреждала Лукашенко «о серьезных мерах воздействия на него», если не послушается оппозиции и не проведет «повторного голосования по вопросу о главе государства». Недвусмысленно напоминая о том, что в 2011—2016 годах он уже находился в западноевропейском санкционном списке вместе с ещё 170 своими приверженцами — за «произвол в задержаниях во время президентских выборов в декабре 2010 года».
Действующий президент РБ «дружескому совету» госпожи канцлер не внял. Более того, резко ужесточил меры к тем, кто выступал за перевыборы-2020. Тут ему про санкции и объявили.
А теперь — отбой? Белоруссия ведь не собирается успокаиваться?!
Если верить публикациям в авторитетных СМИ Германии со ссылкой на ту же Меркель, причина милости, уже и нежданной «последним диктатором Европы» (как с легкой руки заокеанского Дяди Сэма называют Лукашенко в ЕС), в том, что каналы общения с ним «должны оставаться открытыми при любых обстоятельствах». Мол, с кого-то же потом спрашивать, «если что». Введение же санкций этому воспрепятствует".
С этим не согласились Польша и прибалтийские страны. Они выступают «категорически за санкции» к Батьке! Литва, например, развила просто невероятную для этой маленькой страны активность. Как считают в Белоруссии, главный «движитель» её «санкционных» заявлений чисто материальный. Ведь под видом «помощи гражданам соседнего государства, пострадавшим от репрессий» с большой долей вероятности можно добиться европейских, а также американских грантов «на обучение и проживание белорусской оппозиции на литовской территории». Плюс — появляется шанс переманить к себе белорусские IT-компании, которые слывут одними из самых успешных на постсоветском пространстве. Отличный способ пополнить скудный литовский бюджет! Ну, и, само собой, политические дивиденды.
Батька не сдается. «Им дали команду „Фас!“, они и вякнули из-под забора», — публично отвечает он главе МИД Литвы Линасу Линкявичусу, не утруждая себя дипломатической лексикой. И сам грозит соседям экономическими санкциями. Уже успел обсудить с премьером РФ Мишустиным перевод белорусско-российского грузопотока из литовской Клайпеды в морской торговый порт Усть-Луга Кингисеппского района Ленобласти, рядом с российско-эстонской границей. Что, заметим, планировалось сделать ещё лет семь назад, не меньше. Именно под нужды прежде всего Союзного государства Беларусь-Россия он и строился.
Если Литва откровенно пытается заработать на событиях в Беларуси, то у Польши планы круче. Там давно мечтают вернуть «ряд исконно наших территорий».
— Мы идем к ослабленной Тихановской (видимо, из-за неудавшейся попытки госпереворота? — авт.), и говорим, что польское правительство может ее поддержать, но «спасибо» за это будет недостаточно. Если вы хотите быть демократической страной, то, пожалуйста, отдайте Польше то, что ей принадлежит, — заявил на весь мир экс — министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский.
Эта страна одной из первых на Западе стала вмешиваться во внутренние дела белорусов. С её подачи был экстренно созван саммит ЕС, на котором загодя, ещё до официального объявления результатов выборов, было решено не признавать их итоги, если победит действующий президент. Как считает Юрий Бондаренко, экс-директор Российско-Польского центра диалога и согласия, «цель Варшавы — стать региональной державой в Восточной Европе, привязав к себе экономики Украины, Прибалтики, Белоруссии, Чехии и Словакии. И замкнуть на себе финансирование из Вашингтона, идущее «на борьбу с русской угрозой».
Понятно, что свои виды на лакомый кусок бывшего СССР на западной границе с «непослушной» (читай — ненавистной) Россией есть и у ЕС, США, НАТО. Собственно, они своих интересов не скрывают. И вряд ли откажутся от них после неудачной попытки поставить у власти в РБ нужных им людей.
Что же из всего этого следует? И как вести себя в этой ситуации Москве?
Об этом корреспондент «СП» беседует с известным политологом Сергеем Марковым, директором Института политических исследований.
«СП»: — Сергей Александрович, в чем, на ваш взгляд, причина резкого изменения позиции Запада в отношении Александра Лукашенко? Может, дело в том, что в последнее время он стал активно заигрывать с Западом? Достаточно вспомнить его встречу в феврале текущего года с Госсекретарем США Майком Помпео. Во время которой пожаловался влиятельному американцу на… Россию, ни больше, ни меньше!
— Это, конечно, тоже имеет значение. Но надо помнить, что вся политика Евросоюза изначально строилась на антироссийских принципах. Всё, что явно или не явно делает ЕС в близких нам во всех смыслах республиках, направлено в первую очередь против нас. Это враждебное нам образование. Прессингуя белорусского лидера, натравливая на него купленную с потрохами оппозицию, западные кукловоды пытаются навредить не столько ему, сколько президенту РФ. Понимают, что если слишком жестко действовать против Батьки, то можно тем самым не столько приблизить, сколько оттолкнут его от себя. А вот припугнуть, пригрозив санкциями, а потом несколько «ослабить вожжи» — это можно. Так сказать, для профилактики. Задача минимум для европейских и американских русофобов — не допустить полноценной интеграции Белоруссии с РФ, создания Союзного государства. Задача максимум — оторвать Белую Русь от России.
«СП»: — Как это было сделано в 2014-м с Украиной… Не «проспим» ли теперь Минск?
— Да, сейчас Украина захвачена врагами России, которые делают все, чтобы жители родственной нам страны забыли русский язык, а к россиянам относились не иначе как кровным врагам. Шесть лет назад от катастрофического падения рейтинга Владимира Путина спасло возвращение в состав РФ Крыма. Он это прекрасно понимает. И не позволит, я уверен, «западным партнерам» повторить «украинский сценарий» с белорусами. Его недавнее заявление о готовности задействовать резерв российских силовиков, если ситуация в РБ того потребует, отрезвила многие горячие головы.
«СП»: — Многие, но не все. Власти Польши, например, никак не успокоятся…
— Это доказывает факт существования противоборства между этой страной и Францией, Германией, которые не хотят её усиления. Никогда не поддержат её стремление сделать Белоруссию своей колонией. Такие страны, как Польша и прибалтийские нужны ЕС слабенькими, чтобы проще было ими управлять.
«СП»: — Россия в очередной раз поддержала Александра Лукашенко. Где гарантия, что он оценит это и не станет «выкручивать» Кремлю руки, требуя неадекватных скидок на российские нефть и газ, отказываясь согласовывать ключевые позиции по союзному договору и т. д.
— Тут и ему и нашим правителям есть над чем подумать. Первое — обеспечивая экономическую интеграцию с Белоруссией, Кремль не должен уничтожать её социально-экономическую структуру, по-своему действенную, но нуждающуюся в некоторой корректировке, а никак в разрушении. Второе — нужна единая валюта и единая таможенная политика двух наших государств, а не как сейчас. Третье — Александру Григорьевичу нужно перестать подавлять белорусскую оппозицию. Которую, к слову, он частично сам и взрастил, пойдя на поводу у западников и ругая почем зря Россию, все русское. Доругался до того, что в белорусских учебниках (!) стало появляться много исторической фальсификации. Как результат — на улицы после выборов вместе с прозападно настроенными гражданами вышли студенты — готовые русофобы. А в СМИ шло прославление известных антироссийских деятелей и тех, кто в Великую Отечественную войну воевал против СССР… Вот и получилось: хотел получить преференции от Путина, а получил дротики от Запада.