Продолжающаяся в Белоруссии попытка государственного переворота еще далека от своего завершения, однако уже сегодня с абсолютной, практически, уверенностью можно говорить о ее провале. Да, страна однозначно уже не будет такой, как до начала протестов. Да и народ, и власть там ожидают неизбежные перемены, непростой поиск нового пути.
Тем не менее произошло главное – казалось бы, беспроигрышный сценарий «цветной революции», множество раз срабатывавший по всему миру, в Минске «дал сбой». Отчего бывшая чуть ли не эталоном стабильности страна вдруг оказалась на краю «майдана» и почему ей удается удерживаться на этом краю? Из всего произошедшего и происходящего в Белоруссии необходимо извлечь серьезные уроки.
1. Иммунитета от «майдана» не существует
Волнения, начавшиеся в Минске, а затем перекинувшиеся на некоторые другие регионы страны, самым убедительным образом демонстрируют: «цветные революции» ни в коем случае, никогда и нигде не являются бунтом «обиженных и оскорбленных», голодных и угнетенных. Как раз напротив – в ряды творящих их толп становятся те, кто живет достаточно неплохо и в результате «майданного» слома государства рискует потерять (и теряет, как правило!) эту самую, пусть далеко не роскошную, но вполне нормальную жизнь. Доходит до абсурда, до ситуаций пресловутой борьбы мышей против сыра – взять те же забастовки госпредприятий Белоруссии, которые живы и работают ровно до тех пор, пока у власти Лукашенко! «Майданы» – абсолютно не то явление, о котором говорил в свое время большой специалист в данном вопросе, товарищ Ленин, описывая признаки революционной ситуации. Они – продукт технологий и разновидность спецопераций. Не более, но и не менее.
Считать хотя бы одну страну застрахованной от этого зла является злейшим и опаснейшим из заблуждений. Даю честное слово – года три назад мне довелось до хрипоты спорить с довольно высокопоставленными сотрудниками МВД Белоруссии (не генералитет, но из центрального аппарата министерства). Прекрасные люди – патриоты, обожающие свою страну, умные, опытные профессионалы. И все они, когда разговор зашел о «майданах», в один голос твердили: «У нас такого не может быть, потому что не может быть никогда!» Народ не тот, причин нет, протестные лидеры отсутствуют… Сегодня я от всей души желаю им выстоять в той схватке с хаосом, которая началась вопреки всем ожиданиям и прогнозам. И сделать соответствующие выводы.
2. Сила «майданы» ломит
Кто бы что там ни говорил о «чрезмерно жестких действиях силовиков» во время первой волны белорусских протестов, циничная и не терпящая сослагательного наклонения логика подсказывает совершенно иное – если бы милиция повела себя по-другому, скорее всего, в стране бы вспыхнули массовые беспорядки насильственного характера и жертв у них было бы куда больше, чем сейчас. Это – не говоря о долгосрочных последствиях, вроде возможной гражданской войны по образцу Украины. Вынужденное «беззубое» стояние украинской милиции, лишь сдерживавшей зарождавшийся «майдан», но не предпринимавшей против него активных наступательных действий в силу отсутствия соответствующих команд или хотя бы разрешений «сверху», привело лишь к увеличению этой раковой опухоли, возрастанию у формировавшихся прямо тогда отрядов боевиков уверенности в собственных силах и безнаказанности. Знаменитое «звирячэ побыття онижедетей под елкой» было совершенно правомерными действиями, в ходе которых не так уж и били и, кстати, совершенно не детей… Вот только после поднявшегося следом в подконтрольных Западу и вдохновителям «майдана» СМИ воя, трусливая власть «нэзалэжной» моментально дала задний ход, превратив милицию в мишени сперва для камней и «коктейлей Молотова», а потом и для пуль.
В Белоруссии же изначально реакция на попытки «раскачать ситуацию» была максимально резкой – вот сегодня милиции практически и не приходится применять силу. Тамошние «майданщики» прекрасно понимают: начни они захватывать административные здания, как их украинские коллеги в свое время, швыряться в ОМОН «зажигалками» или хотя бы жечь шины – им тут же всыплют по первое число так, что мало не покажется. На этом поле шансов на победу у них нет никаких – это более чем убедительно показали белорусские милиционеры и готовые встать с ними плечом к плечу военные. Ну и молодцы!
3. Никаких переговоров с «майданщиками»
Из сказанного выше, кстати, прямо вытекает следующий урок – никакого «диалога» с публикой, пытающейся устроить в собственном доме кровавый бедлам с последующим ее разрушением, у власти, стремящейся эту страну спасти, быть не может по определению. Сегодня госпожа Тихановская и ее подельники, в лице так называемого Координационного комитета, прежестоко сокрушаются о том, что Александр Лукашенко не желает с ними общаться. Позвольте, да вы же сами еще не так давно (когда казалось, что победа близка) вопили, что ни в жизнь не сядете за один стол переговоров с «кровавым диктатором»! Замечательная реакция на подобные порывы со стороны администрации Лукашенко.
Максимум, кто снизошел до мимолетной беседы с жаждущими общения майданщиками – помощник президента Вячеслав Латышонок, а весь диалог, в принципе, можно свести к известной цитате из анекдота: «Чего хотите? – Поговорить! – А сколько вас там? – Двое! – Вот между собой и поговорите…» Из этого можно сделать вывод, что «батька» четко усвоил украинский урок – ведь, по сути дела, Виктор Янукович подписал себе приговор именно тогда, когда принялся вести переговоры с «лидерами оппозиции», тем самым легитимизировав их, как некую «политическую силу» и признав их право что-то решать и чего-то требовать. На самом деле с подобными деятелями разговоры вести должны следователи – да под протокол. Вот именно такой подход Александр Григорьевич и демонстрирует, чем до крайности огорчает «комитетчиков», упорно пытающихся корчить из себя некую «альтернативную власть». До тех пор, пока власть истинная не подтвердит этот статус, вступив с «оппозицией» в коммуникацию на равных, она так и будет оставаться ничем.
4. Все зависит от Первого
Можно по-разному относиться к Александру Лукашенко и оценивать его действия как в отношении России, так и те, что предпринимались им в период подготовки и проведения последних президентских выборов. Увы, многие из них демонстрируют лишь, что от ошибок и «перегибов» не застрахован никто. Тем не менее в дни, когда Белоруссия оказалась на грани «майданной» катастрофы, ее лидер избрал для себя единственно верную в данной ситуации линию поведения. Последовательность, непреклонность, готовность вдохновлять защитников конституционного порядка личным примером и участием – все эти составляющие, вне всяких сомнений, сыграли огромную роль в том, что сегодня на белорусской земле не льется рекой кровь и не горят баррикады из покрышек. Многие принялись вышучивать высадку «батьки» с автоматом в руках из вертолета или ужасаться его «брутальности». Тем не менее незадолго до обнародования в Интернете этих снимков там усиленно разгонялись сообщения о том, что «испугавшийся народа диктатор трусливо бежал».
Появление на публике готового к бою президента изрядно спутало карты его противникам. Однако, еще важнее было то, что Лукашенко лично вышел к «силовикам» со словами ободрения и поддержки. Дружный хор спецназовцев и простых милиционеров, без всякой команды приветствовавших его криками: «Мы с вами до конца!», по сути дела, стал приговором «майданщикам». На Украине в 2013-2014 годах Виктор Янукович не то что не осмелился взять в руки оружие, но и не соизволил хотя бы раз появиться на передовых позициях противостоявшего государственному перевороту «Беркута». При таком «главнокомандующем» победа «майдана» была неизбежна. С Лукашенко и подобными ему лидерами-бойцами номер не проходит.
5. Опасен не Запад, а страх перед ним
События в Белоруссии с максимальной убедительностью продемонстрировали и еще одну вещь: оказывать давление на неугодные им власти той или иной страны, тем самым поддерживая инспирированную им очередную «цветную революцию», Запад может лишь в том случае, если эта власть его боится, если она от него зависима и уязвима перед ним. Заигравшемуся в «евроинтеграцию» Януковичу с его счетами в западных банках хватило нескольких звонков из европейских посольств и, в особенности, строгого окрика, прозвучавшего из дипломатического представительства США, чтобы сломаться и сдать на милость путчистов всю страну. Александр Лукашенко, насколько это известно, попросту игнорировал попытки связаться с ним тех, кто явно намеревался давать президенту «добрые советы» и «ценные указания», на деле представлявшие собой рецепты капитуляции, пусть даже это и были европейские лидеры высших уровней. Совершенно правильно реагирует он также на нынешние угрозы и смехотворные демарши, вроде решения Литвы, Латвии и Эстонии об объявлении его лично и еще трех десятков человек из высших эшелонов власти Белоруссии «персонами нон-грата». Какой кошмар! Конец света, можно сказать…
В белорусском МИД на эти потуги ответили заявлением о том, что «мнение этих стран волнует Минск все меньше и меньше», да вдобавок пригрозили ответными санкциями. Сегодня от Белоруссии и ее президента чего-то требуют и чем-то грозят ими все, кому не лень – от Госдепа США до руководителей Европейского Союза. И что? Картошка там перестала родить?! Реки обмелели? Леса высохли? Да ничего подобного. На прямую интервенцию в эту страну ни НАТО, ни, тем более, отдельные его члены не решатся никогда, прекрасно представляя себе возможные последствия. А санкции, как показывает пример той же России, можно пережить. Во всяком случае, это однозначно меньшее зло, чем «майдан».
Естественно, одним из решающих факторов, предопределивших поражение «цветной революции» по-белорусски, стала четкая и недвусмысленная позиция России и лично ее президента Владимира Путина, открытым текстом заявившего о готовности оказать братскому народу военную помощь – если потребуется. Поддержка нашей страны со всей ее силой и мощью является лучшей «вакциной» от любого «майдана», где бы его ни пытались организовать. Главное, чтобы Россия справилась, когда очередную «цветную революцию» Запад назначит уже на ее территории.
Александр Неукропный Источник: Репортёр.
Рейтинг публикации:
|