Время разбрасывать камни…
События в Белоруссии, за неделю превратившиеся из трагедии в фарс, конечно, увлекательны и, возможно, в будущем даже послужат основой для сценария какого-нибудь лихо закрученного боевика. Но это потом, а пока, как мне кажется, они дают прекрасную пищу для размышления о сути российской политики на всём пространстве бывшего СССР.
Не секрет, что начиная с конца 80-х добротно взращённые в Советском Союзе теория и практика «дружбы народов» дали сбой. Стоило союзному центру потерять хватку и перестать быть тем мощным магнитом, что удерживал «братские» республики в едином государстве, как вдруг выяснилось, что у народов, нашу страну населявших, накопилось огромное количество обид и претензий друг другу, многим из которых не одна сотня лет. Срывая с себя последние остатки ставшей вдруг немодной «одёжки» советского народа, бывшие братья кубарем скатились по цивилизационной лестнице к первобытной кровной вражде. Во что всё это вылилось, увы, хорошо известно. Ну что ж, время было такое ― камни разбрасывать…
И сложно винить Российскую империю, росчерком пера пролетарских вождей оказавшуюся в границах РСФСР ― жалком огрызке той великой России, которую потом и кровью строили и создавали наши предки, что, находясь в состоянии полнейшей внутренней разрухи, не смогла ни удержать свои бывшие окраины от братоубийственных войн, ни помочь сотням тысяч русских, волею судеб на этих окраинах застрявших.
Ну а любимые наши западные «партнёры» времени даром тоже не теряли и камушки да обломки, столь щедро разлетавшиеся во время падения СССР, потихоньку стали подбирать и строить из них новую стену вокруг нас, превращая наших бывших друзей в заклятых врагов.
Но сейчас на дворе не 1991-й, и Россия, слава Богу, уже не та, что 30 лет назад. А значит, если в нынешних условиях хитроумным американским технологам снова удастся оттяпать у нас очередного союзника, объективное оправдание этому найти будет крайне сложно.
Осознание масштабов
Но прежде чем пытаться укрепить оставшееся и восстановить разрушенное, необходимо оценить масштабы произошедшего. И тут стоило бы начать с главного ― с осознания себя в этом мире. Политические интриганы ельцинской поры, решая судьбу государства с тысячелетней историей, не ломали себе голову над вечными вопросами типа «что делать?» и «как дальше жить?» Жизненные принципы в их системе координат были гораздо проще и приземлённей ― «забирай всё, что плохо лежит», а плохо лежало тогда многое, да почти всё.
А потому судьба России их волновала не более, чем судьба овцы, с которой удобно продолжать стричь густую шерсть, а если уже и этого нельзя будет сделать, то можно и под нож пустить ― не жалко. И совершенно бессмысленно вести разговоры о том, например, почему сразу не вернули Крым, ведь, по слухам, желая получить в управление свой личный удел, тогдашний малороссийский гетман Леонид Кравчук был готов щедро поступиться территориями, как та кошка, прекрасно понимавшая, чьё сало она съела.
Но русский царь Борис не зря слыл человеком весьма широкой души и, будучи в «прекрасном» расположении духа, в котором он пребывал периодически, готов был пожаловать другу Лёне всё что угодно: и Крым, и Рим, и даже Черноморский флот, лишь стараниями непокорного вице-адмирала Касатонова не ушедший в безраздельное владение украинским «братьям».
Удельные князьки, так и не вышедшие за рамки скудоумия первых секретарей провинциальных обкомов, кромсали страну по живому. Ожидать от них мышления хоть сколько-нибудь государственного, увы, не приходилось. Нынешнее же поколение государевых слуг, хотя и не лишено любимой российской страсти к пополнению личного амбара за счёт царской казны, всё-таки берёт «своё» по заветам «Михал Михалыча» Жванецкого уже не с расходов, а с прибылей. Да и на самом верху на Россию стали смотреть шире, обоснованно заглядывая за искусственный горизонт узких рамок нынешних российских границ и временами напоминая соседям о «подарках русского народа», которыми те так бездарно распорядились.
И потому, обращаясь к соотечественникам, нынешний российский лидер Владимир Путин прекрасно осознаёт сам и даёт понять прочим, что Россия не заканчивается ни в Белгороде, ни в Оренбурге, ни в Смоленске. И нашим партнёрам по СНГ стоит понимать, что дорогие презенты могут быть только между очень близкими людьми, практически лишь в пределах одной семьи, и уж коль скоро вы решили семью покинуть, стоит всё-таки сойтись по счетам. И сведение подобного «дебета с кредитом» ясно даёт ощутить другой масштаб ― масштаб того, что мы потеряли и что было у нас украдено ушлыми апологетами «американского мира».
Увы, история не знает сослагательного наклонения, и нам не дано вернуться назад, в точку распада, чтобы попытаться его предотвратить, но история, возможно, как никакая другая наука, дарит нам счастливый случай извлечь урок и не совершать ошибок в будущем. А шансов на такие ошибки у нас по-прежнему предостаточно, и то, что случилось с Украиной ― ярчайший тому пример.
Белорусский расклад
И вот теперь у нас на кону Белоруссия… Я не стану сейчас копаться в личности белорусского «Бацьки», в конце концов мы научились у наших американских «учителей» играть в игру «чей сукин сын» и чётко понимать, наш он или нет. Дело вовсе не в нём, а в том, смогли ли мы извлечь такие важные уроки из украинского майдана или продолжаем прыгать на граблях болтовни о «дружбе народов», «братском единстве» и прочих советских грёзах.
Уж не знаю почему, но у нас до сих пор не придают значения такому явлению, как «общественное мнение», рассчитывая исключительно на электоральные технологии. Этому нехитрому, в общем-то, ремеслу наши политтехнологи обучились в совершенстве, и теперь такие приёмы срабатывают чётко прямо под выборы, «заставляя» людей поставить галочку там, где надо, будучи при этом в неком эйфорически-бессознательном состоянии. А потом? А потом хоть трава не расти, дело-то сделано.
И всё бы ничего, но по факту мы имеем в Белоруссии вполне себе украинский расклад: с одной стороны ― президент Лукашенко, так или иначе доставший уже всех своих сограждан, с другой ― нечто или некто, чаще всего без чётких имени, фамилии и политической идентификации, но с одним точным маркером ― против Лукашенко и против России.
Да, против России, просто потому, что мы сами, холя и лелея отношения с этим давно уже опостылевшим персонажем, вольно или невольно подаём чёткий сигнал ― кто не с нами, тот против Лукашенко, потому что мы с ним. Получается, что у белорусской оппозиции просто нет выхода, и она даже не имеет шансов быть пророссийской, так как это место занято, увы, не самым надёжным союзником, который, постоянно разглагольствуя о вечной дружбе, до сих пор не признал Крым, Южную Осетию и Абхазию. Хорош союзничек, нечего сказать.
Вот и имеем, как уже упомянуто, этот почти украинский расклад. Почти… но, слава Богу, не совсем украинский. И главное, что в нём не так ― это сам белорусский народ, не заражённый вирусом русофобии и зависти к старшему брату, как его малороссийские коллеги. А в итоге, как говорили в Одессе, картина маслом: страна, где народ, её населяющий, хочет жить в мире и союзе с Россией, и её лидер, ведущий странную, на грани политической паранойи, игру с российским руководством, давно опостылевший всем в своей республике и неоднократно показавший весьма странное понимание братских отношений.
Право оставаться русскими
Можно долго размышлять, как так получилось, но факт есть факт. Последние события показали, что взбалмошный белорусский президент может привести к катастрофе не только российско-белорусский союз, но и саму Республику Беларусь. А нам это надо?
Много ли после всех перипетий последних десятилетий у нас осталось «ненужных» нам «Кемских волостей», которыми мы, как нерадивые хозяева, готовы разбрасываться в угоду амбициям отдельных недалёких политиков и на потеху уже почуявшим «свежую кровь» американским волкам из Госдепа.
Может быть, хватит топтаться на месте ― шаг вперёд и два назад? Подобная половинчатая политика уже стоила России Украины. Хватит измерять нашу жизнь бизнес-интересами отдельных людей или даже больших корпораций. Ни преданная дружба, ни искренняя любовь не покупаются на бирже.
Я не знаю, возможно ли такое в нынешнем, насквозь прагматичном, мире, тем более между странами и народами, но истинные союзники ― это не те, кто клянчит скидки на газ и нефть, по сути, торгуя братскими отношениями, а те, кто, если понадобится, окажутся с тобой в одном окопе плечом к плечу. Как простые парни из Донбасса, которые уже седьмой год сражаются не только за Донецк или Луганск, а, по сути, бьются за Россию, за право оставаться русскими. Может, уже пора прекратить делать вид, что мы этого не замечаем?
…и время собирать
Может быть, стоит помочь белорусам вернуться домой, в союз с Россией, не заставляя их при этом морщить нос при виде «вождя», которого им «назначили» в провожатые, тем более что тот давным-давно сбился с пути?!
Пришло время собирать камни, собирать осколки русского народа и русских земель. Упаси Бог, я не призываю устраивать интервенцию или нечто подобное. Тем, кто не хочет, насильно мил не будешь, но и отворачиваться от тех, кто стремится в Россию искренне, всем сердцем, более не пристало.
Дотошные статистики утверждают, что нас, русских, не так уж и много на этом свете, всего-то плюс-минус 150 миллионов. Но то, как эти «господа в пенсне» трактуют понятие «русский», имеет мало отношения к реальности. Дело ведь не в строчке в метрике, не в имени, не в фамилии и даже не в разрезе глаз. А в простом и знакомом любому русскому понятии ― «свой»! И нас, по-настоящему своих, на самом деле гораздо больше, чем этого бы хотелось кому-то на Западе.
Глядя на события в мире, сложно не заметить, что грядут большие перемены, а перед лицом новых бурь своим стоит держаться вместе. Ведь свои друг для друга часто больше, чем просто братья…
Алексей Белов
Источник: alternatio.
Рейтинг публикации:
|