Процесс по делу Бруно Дея длится уже два года. Известно, что он служил в рядах СС почти год – с августа 1944-го года по апрель 1945-го. В действующую армию его не взяли из-за проблем с сердцем. Поэтому все это время Дей был надзирателем в Штутгоффе - нацистском концентрационном лагере.
Этот лагерь был создан еще в 1939 году в Польше, близ Данцига (современный Гданьск). За годы войны через него прошли около 110 тысяч заключенных и около 65 тысяч из них остались там навсегда. В основном здесь содержались евреи и пленные красноармейцы. Как и в других лагерях, условия «жизни» в нем были ужасающими. Охранники развлекались тем, что скармливали живых людей собакам, устраивали «гладиаторские бои» заключенных и устраивали «психологические казни» наподобие игры «в русскую рулетку», только пистолет приставляли не к своей гоове, а к голове кого-либо из узников. Здесь, как и в Освенциме, ставили жестокие медицинские эксперименты над людьми. А еще варили «фирменное мыло» из человеческих тел.
В этом месте тогда еще совсем юный Дей и служил охранником почти год. Ему вменяется соучастие в убийстве почти пяти тысяч человек. При этом, как, в общем-то, справедливо отмечает его защита, факт его непосредственного участия не доказан. Тем не менее, ему вряд ли стоит рассчитывать на помилование – судебная система современной Германии имеет на этот счет однозначное мнение: все, кто служил в рядах СС, так или иначе являются пособниками преступлений нацистов, даже если сами их не совершали. Слишком сильна здесь память о том, во что Гитлер и его сторонники превратили страну в годы Второй мировой войны.
Начало этим судебным процессам положено в 2011 году. Тогда был вынесен первый приговор гражданину США, украинцу по происхождению Ивану Демьянюку. Он обслуживал газовые камеры в лагере Треблинка и за свою жестокость получил прозвище «Иван Грозный». Позже к ответственности привлекли Оскара Гренинга, известного как «бухгалтер Освенцима», так как собирал драгоценности и деньги с узников концлагеря.Таких процессов было еще несколько. В настоящее время решается вопрос, сможет ли предстать перед судом еще один бывший охранник, имя которого пока не сообщается.
«Приговор Дею и остальным пожилым обвиняемым уже вынесла судьба, эти люди вряд ли жили счастливо с осознанием сделанного. Но мы сегодня должны вынести им свой приговор с тем, чтобы навсегда вписать его в нашу историю, чтобы этого больше никогда не повторялось», - считает депутат бундестага Вальдемар Гердт.
Это – коллективное мнение страны, породившей нацизм. Сегодня, спустя 75 лет после того, как Советский Союз победил Гитлера и его сторонников, пожалуй, трудно найти тех, кто его не разделяет. Великобритания, Франция, даже США, которые, хоть и пытаются навязать миру мнение, что это именно они победили нацистов, все-таки сходятся в однозначно негативной их оценке. И лишь на задворках Европы – в Прибалтике – нацистом быть по-прежнему почетно. Ежегодные шествия и государственные пенсии здесь - совсем не для тех, кто избавил мир от порабощения немецкими нацистами.
Здесь что ни национальный герой – то обязательно служил в рядах СС. Взять хотя бы недавно умершего Висвалдиса Лациса в Латвии. В то время, как в Германии судят его «коллег», в Риге над его гробом прощальные слова произносят министр иностранных дел, министр обороны и депутаты Сейма. Издают биографию «рижского палача» Герберта Цукурса, расстрелявшего тысячи евреев в рижском гетто. В Литве едва ли не мессией объявляют убийцу-антисемита Йонаса Норейку и готовятся посвятить 2021 год памяти участника Холокоста Юозаса Лукши. Что это? Короткая память? Политическая глупость? Желание сказать хоть что-то, но в пику СССР и России, его правопреемнице? Даже если это «что-то» - несусветная глупость, находящаяся за гранью общепринятой человеческой морали… Источник: .
Рейтинг публикации:
|