В общении с АнТюром, от последнего прозвучала мысль, что Китай, в случае нашей поддержки его в противостоянии с США, может стать единственным мировым гегемоном, подмяв под себя, в том числе, и Россию. Я имею несколько иной взгляд на эту проблему, который и озвучу.
Думаю, начать нужно с определения мирового гегемона.
Гегемон, это государство, имеющее военное, политическое, экономическое превосходство над другими странами, и обладающее идеологией, которая может быть распространена за пределы границ данного государства.
Давайте подумаем, что из всего вышеперечисленного имеет Китай?
1. Начнём с экономического превосходства. Да, сегодня Китай – это мировая фабрика и первая экономика мира (мы говорим о реальной экономике, а не о бумажной). Но как он стал мировой фабрикой? Это результат его поступательного развития? Нет. Всё экономическое могущество Китая было создано Западом, на Западные деньги, на Западных технологиях и с помощью Западных же рынков сбыта. Сегодня, благодаря ввезённым технологиям, Китай уже производит и собственные товары, изменяя, совершенствуя и удешевляя технологии Запада, а где то даже и серьёзно обгоняя их.
Но повторюсь, Китай – это мировая фабрика. То есть, он производит товары для всего мира. Это работало при глобальной либеральной финансово – экономической модели, основанной на единой глобальной валюте - долларе. Но вот проблема, эта модель приказала долго жить. Смерть глобализма мы с вами можем наблюдать, что называется, воочию, в режиме онлайн. Глобальный мир на наших глазах распадётся на региональные обособленные образования, а единая мировая валюта, доллар, перестанет быть единой и мировой. И что в этом случае случится с мировой фабрикой? А ответ известен. Достаточно посмотреть в прошлое нашей страны.
СССР тоже был глобальной фабрикой, обеспечивающей всем необходимым весь социалистический блок и ещё пол мира. СССР производил всё, от трусов и лопат, до самолётов и ракет. Что случилось с советским производственным комплексом, когда социалистический блок распался, и 14 собственных республик покинули состав страны? Когда просто некуда стало реализовывать произведённую продукцию? Советская промышленность умерла. Общее падение производства было даже не в разы, а в десятки раз. Вот тоже самое ожидает и Китай. Обособленным региональным экономическим зонам просто не нужны будут его товары. Потому что, распад глобальной системы, во первых, приведёт к падению уровня жизни населения всех стран, то есть, спрос на китайскую продукцию, да и на любую другую - упадёт, а во вторых, в условиях падения уровня жизни населения, все государства озаботятся созданием своих, региональных производственных мощностей, что бы занять работой собственной нищающее население. И китайские товары просто не пустят на новые региональные рынки. Китайская мировая фабрика повторит путь советской мировой фабрики.
2. Военное превосходство. Давайте скажем честно, что в военном отношении Китай является нулём. Естественно, в сравнении с признанными лидерами в этой сфере. Последняя война, в которой принимал участие Китай – это война с Вьетнамом в 1979 году. Эту войну Китай проиграл. И это не исключение. Китай не побеждал в войнах уже очень давно. Давайте вспомним войны Китая в 20 веке.
1911 - 1915 Китайско-Монгольская война. Монголия де-факто получает независимость.
1929 - Советско-китайский конфликт на КВЖД. Победа СССР.
1931 - Захват Японией Маньчжурии.
1937-1945 гг - Японо-китайская война. Японцы захватили весь восточный Китай. По разным данным, в ходе войны погибло от 10 до 20 с лишним миллионов китайцев.
1962 и 1967 г. - Два крупных приграничных индо-китайских конфликта. Ни одной из сторон не удалось одержать решительной победы.
1969 Конфликт Китая и СССР на острове Даманский. Стороны остались при своих, но исключительно из за нежелания руководства СССР всерьёз браться за дубину.
1979 Китайско-вьетнамская война. Армия Вьетнама разгромила вторгшиеся в страну китайские войска.
С 1979 года армия Китая серьёзных боевых действий не вела. Нигде и ни с кем. А армия должна воевать. Армия должна иметь боевой опыт. Армия должна побеждать. Почему Россия с лёгкостью ввела в 2008 войска в Грузию, а потом в Сирию? Ну и Крым. Потому что мы можем, в нас есть дух победителей, мы уверены, что сможем одолеть любого врага. Китай же в войну не умеет. Вообще. Он не ввязывается ни в какие региональные конфликты. Даже европейцы лезут везде, несмотря на убогое состояние своих армий, а Китай-нет. Китай в огромных количествах закупает вооружения для НОАК, но ведь воюет не железо, а люди. Хуситы это наглядно доказали, который год давая по щам саудитам и компании. Китайцы не воины. Они торговцы, и таковыми останутся. Так что ни о какой военной гегемонии Китая говорить не приходится.
3. Политическое превосходство. В политическом плане Китай проигрывает не только России и США, но и целому ряду других стран, например Германии, Франции, да даже Ирану. Да, заявления Ирана значительно более важны, и оказывают больший политический резонанс, чем заявления Китая. Политическая позиция Китая – плыть по течению, по возможности избегая конфронтаций и резких шагов. Это не позиция гегемона. Ни о каком доминировании тут и речи быть не может. А почему?
И тут мы переходим к идеологии. Почему такой экономически "могущественный" Китай так слаб в политическом плане? Потому что идеологии, способной привлечь на его сторону другие страны в Китае нет. У Китая нет друзей и союзников. Их не было никогда. Китайцы - это шовинисты, в принципе не способные кого- то повести за собой. Они могут только поглощать и переваривать, превращая любой подчинённый народ в китайцев. Всех своих азиатских соседей они считают недокитайцами, одичавшими и не цивилизованными. Это знают все их соседи, и именно поэтому все они так противятся любой попытке политического доминирования Китая в регионе. Повторюсь, Китай не имеет политического доминирования даже в своём регионе.
Итак, что мы имеем? Китай обладает сегодня (подчёркиваю, сегодня) серьёзным экономическим преимуществом над другими странами. Будет ли он иметь его завтра – в этом есть сильные сомнения. В военном плане Китай не представляет из себя серьёзной силы, с которой все окружающие вынуждены считаться. Да, у него есть ядерного оружия, но оно много у кого есть. Политически Китай слабее основных своих мировых конкурентов, и не имеет идеологии, способной привлечь даже своих соседей, не говоря о мире в целом. То есть, Китаю не светит стать мировым гегемоном. Китай для России не опасен. А вот США опасны. США делали всё, что бы и СССР, и Россия перестали существовать. С СССР у них получилось, с Россией - почти получилось. В конце девяностых распад России в западных кругах считался делом практически решённым.
Я знаю, что сейчас многие скажут, что распад СССР был благом для России. Что, мол, Россия кормила все эти республики. Ну так расскажите, почему сегодня Россия кормит 79 дотационных регионов? Может, их отделение от России тоже будет благом? Нет? Так почему отделение от России её регионов – это плохо, а распад СССР – хорошо?
Но вернёмся к штатам. США и Россия не могут быть союзниками ни при каких условиях. Потому, что и США, и Россия потенциально имеют всё необходимое для того, что бы стать мировым гегемоном. После сноса мирового глобализма, именно они будут бороться за мировое господство. Только эти двое. Это будет вражда, жёсткая и бескомпромиссная. А вот Китай в этом плане не опасен, более того, в условиях разрушения мировой финансовой системы он неизбежно будет слабеть. И потому сегодня есть смысл выстраивать с ним тесные дружеские отношения, чем руководство нашей страны и занимается. И есть смысл всемерно поддержать его в текущем и будущем противостоянии с США. Когда наш «партнёр» воюет с нашим врагом, причём, принимает на себя его главный удар – грех не поддержать его и не помочь.