Ситуация на севере Африки накаляется. В борьбе за «ливийское наследство» против Турции и примкнувшего к ней Катара готовы выступить Египет, Франция, Россия, а также поддерживающие их в данном вопросе ОАЭ и Саудовская Аравия. При этом неформальное участие Кремля в этом конфликте постепенно сворачивается, уходя из информационного поля в тень. Теперь основными противниками Анкары турецкие СМИ называют Париж и Каир.
О подоплеке очередного передела Ливии сказано уже очень много. После вторжения НАТО эта некогда процветающая и богатая углеводородами страна была разрушена и распалась на несколько «полисов» и племенных союзов. Вокруг этой территории сплелись противоречивые интересы множества внешних игроков. Переломить ситуацию могла бы только военная победа одной и сторон, Востока или Запада. Прошлогодний «блицкриг» фельдмаршала Хафтара успехом не увенчался, и Триполи, где базируется ПНС Фаиза Сараджа, выстоял. Тогда в Ливию были переброшены турецкие войска и протурецкие боевики из Сирии, а взамен Анкара получила раздел богатого природными ресурсами континентального шельфа в свою пользу.
Баланс сил резко изменился в пользу союза официального Триполи и «султана» Реджепа. Эта коалиция разбила ЛНА Хафтара и погнала его воинство обратно на восток страны. Но допустить их победы не могут уже «спонсоры» фельдмаршала. Так, соседний Египет получил разрешение от Парламента Ливии и союза племен на ввод своих войск:
Мы призываем братские египетские войска присоединиться к ливийской армии для противодействия оккупации и защиты безопасности страны и всего региона. Египетские вооруженные силы имеют право вмешаться, чтобы защитить ливийскую и египетскую национальную безопасность, если они увидят неизбежную угрозу безопасности наших двух стран.
В качестве «красной линии» назван стратегически важный город-порт Сирт. Каир справедливо считает приход турок и боевиков-джихадистов в соседнюю страну угрозой своей национальной безопасности. Также против «неоосманской» экспансии Анкары выступают ОАЭ и Саудовская Аравия, которым не улыбается вновь попасть под руку «Великой Порты-2».
Отдельно хотелось бы остановиться на роли Парижа в этом процессе. Считается, что Франция отстаивает интересы своих нефтяников в Ливии, где пытается «подвинуть» конкурентов из Италии. На самом деле, все куда серьезнее. На территории Африки остается 14 государств, являющихся бывшими французскими колониями. Пятая Республика официально их «отпустила», но фактически сохраняет над ними контроль через уникальную финансово-валютную систему. Бывший президент Франсуа Миттеран как-то предельно честно признался:
Без Африки у Франции не будет собственной истории в XXI веке.
Имеется в виду, что, оставшись без «Франсафрики», где Париж имеет эксклюзивные права на разработку недр и доступ на рынки сбыта, а также возможность выкачивать из бывших колоний их финансы, Пятая Республика довольно быстро скатится в лучшем случае до уровня региональной державы. Сохранение контроля над Африкой – это вопрос всего будущего Франции.
И вот тут ей дорогу переходит Турция со своей «неоосманской» программой. От продвижения дальше на юг континента ее отделяет регион Сахель, куда входят бывшие французские колонии Чад, Нигер, Мали, Мавритания и Буркина-Фасо. Это сами по себе беспокойные государства, но их слабость поспособствовала расцвету многочисленных террористических группировок исламистского толка. После событий 2012 года на севере Африки они получили дополнительную подпитку и активизировались. В 2013 году Парижу пришлось ввести многотысячный воинский контингент, чтобы остановить экспансию протурецких боевиков из Ливии в зону своей ответственности.
Эксперты отмечают рост конкуренции между внешними игроками за Африку, среди них особо активны Турция, Катар, ОАЭ и Саудовская Аравия, а также США, которые намерены открыть в Нигере новую базу без беспилотников. Получается, что Ливия – это только начало, ключ к большому переделу «африканского пирога». В Париже это прекрасно понимают, поэтому президент Эрдоган уже стал практически личным врагом для Эмманюэля Макрона. Глава внешнеполитического ведомства Пятой Республики Жан-Ив Ле Дриан прямо заявил:
Европейский Союз очень быстро открыл всеобъемлющую дискуссию, без табу и глупостей, о перспективах своих будущих отношений с Анкарой.
В этом контексте становится понятно, почему турецкие СМИ теперь именуют не Кремль, а Париж главным противником по Ливии, несмотря на кажущуюся невнятность французской политики по этому вопросу. Президент Макрон еще скажет свое слово, просто вынужден будет. Иначе его страна может в буквальном смысле этого слова обанкротиться, потеряй она Африку.
Что касается российского участия в данном международном конфликте, то оно неофициальное и точечное. Военспецы из ЧВК «Вагнер» замечены на охране объектов ливийской нефтяной инфраструктуры и авиабаз, откуда взлетают самолеты «неизвестной авиации». Наверное, при таком раскладе это самое разумное. Есть и другие, кому поражение «султана» гораздо важнее, а их ресурсы в регионе – побольше.