Пандемия коронавируса заложила основу для величайших потрясений в мировом порядке со времен Второй мировой войны. Китай, Россия, Иран и другие противники Америки позиционируют себя так, чтобы воспользоваться преимуществами среды после пандемии, и в этом могут получить значительные преимущества.
Соединенные Штаты не могут себе позволить игнорировать эту реальность и сосредоточиться исключительно на стимулировании внутреннего восстановления. Вашингтон должен возглавить международные усилия демократий-единомышленников, в том числе союзников и друзей в Европе, Азии, Южной Азии и на Ближнем Востоке, для формирования мира, выходящего из коронавируса, таким образом, чтобы он способствовал свободе, процветанию и глобальной безопасности.
«Запад» - идея, а не место - остаётся самой дальновидной, мощной, находчивой, вдохновляющей и устойчивой надеждой человечества. Наши лидеры должны мобилизовать эти сильные стороны уже сейчас, чтобы построить мир после пандемии, который принесёт пользу будущим поколениям.
Большая часть мира по-прежнему сосредоточена на устранении локального ущерба, причиненного коронавирусом, и принятии международных мер для повышения готовности к будущим пандемиям. Это важные и необходимые усилия. Но ещё не слишком рано начать обдумывать геополитическое воздействие вируса и разрабатывать стратегии продвижения западных ценностей и интересов.
Это не первый раз, когда Запад сталкивается с новым дивным миром, и ему необходимо составить видение и стратегию на будущее.
Так было в конце 1940-х-начале 1950-х гг. Глядя на пепелище Второй мировой войны, западные лидеры пришли к выводу, что будущее победоносного демократического сообщества зависит от роста демократии, независимости, процветания и безопасности в мире в целом. Они создали институты и доктрины для содействия достижению этих целей: Организация Объединенных Наций, Всеобщая Декларация Прав Человека, Бреттон-Вудские учреждения, Европейское сообщество угля и стали (которое позже стало ЕС), Международный суд, НАТО и многое другое. Это не было совершенным, но отражало ясное видение и стратегию на долгосрочную перспективу, и принёс потрясающие плоды.
Мы находимся на другом подобном этапе человеческой истории. Некоторые из этих институтов, созданных семьдесят лет назад, все ещё работают. А другие - нет. Как бы то ни было, нам необходимо четкое видение и смелые стратегии для формирования мира после пандемии. Вот семь конкретных рекомендаций.
1. Созвать серию встреч на высшем уровне из числа единомышленников демократий
В годы, предшествовавшие вспышке коронавируса, целесообразность заключения сделок с противниками - будь то потребление российского газа, покупка дешевых китайских промышленных товаров или сокращение ядерной программы Ирана - имела приоритет над настаиванием на ценностях и принципах. Многосторонние организации, такие как ОЭСР, ВТО, Совет Европы, Совет ООН по правам человека и другие, не смогли внедрить свои собственные стандарты. Демократии были разрознены, благодушны и дискредитированы.
Период выхода из коронавируса представляет собой возможность сплотить демократические страны-единомышленники вокруг общих ценностей и целей. Это может быть основано на серии встреч на высшем уровне по установлению повестки дня, направленной на продвижение согласованного плана в защиту свободы, в таких организациях, как НАТО, G-7 (или «D-10»), Япония, Корея и Австралия, США-Европейский Союз, сообщество демократий, USMCA и многих других.
2. Создать трансатлантический договор об инвестициях, росте и устойчивости (TIGRE)
Северная Америка и Европа вместе представляют собой самый процветающий, безопасный, законопослушный и самый уважающий свободу сегмент мира. У них есть политическая, экономическая значимость и безопасность, чтобы определить глобальную повестку дня таким образом, чтобы защитить свободу, принципы рыночной экономики, верховенство закона, права человека, демократические системы и глобальный мир и безопасность. В основе этого должно лежать высвобождение мощи инвестиций, а также свободного и справедливого обмена товарами и услугами в рамках единой широкомасштабной экономической зоны - той, которая связывает USMCA, ЕС и ЕАСТ. Такие союзники как Япония, Южная Корея и Австралия, также могли бы присоединиться к такой зоне.
Ключевой пункт такого договора является определение стратегической инфраструктуры и отраслей промышленности, которые должны быть созданы в рамках этой демократической зоны свободного рынка. Это фактически свело бы на нет усилия Китая по проникновению в Европу с помощью своей инициативы «Пояс и путь» или доминирования в сетях 5G. Государства, выходящие из коронавируса, будут испытывать искушение создать национальные барьеры - но нам было бы гораздо лучше снизить барьеры между единомышленниками-союзниками, а повышать барьеры для авторитарных противников, которые не разделяют наши ценности и интересы.
Прошлые усилия по созданию Трансатлантического торгового и инвестиционного соглашения были подорваны специализированными интересами во многих странах и, в конечном счете, излишней застенчивостью в стремлении разрушить барьеры и построить настоящую, надежную трансатлантическую экономику. После выхода из коронавируса, возможно, удастся запустить новый революционный трансатлантический договор об инвестициях, росте и устойчивости.
3. Приоритетность НАТО как комплексного поставщика услуг безопасности для сдерживания авторитаризма
Президент Франции Эммануэль Макрон сообщил болезненную правду, когда обрисовал «смерть мозга» НАТО. Североатлантический альянс остается единственным важнейшим гарантом безопасности в трансатлантическом регионе, а также организацией, наиболее способной спроецировать безопасность в кризисные зоны. Но НАТО нуждается в новом вливании политического капитала от своих национальных государств. Как организация, основанная на консенсусе, альянс силен так же, какова политическая приверженность его государств-членов. Это означает, что каждый союзник должен подтвердить свою приверженность НАТО в качестве координатора по борьбе со всеми видами угроз безопасности. Соединенные Штаты должны возглавить эти усилия.
Единственная реальность, которую выявил кризис коронавируса, заключается в том, что безопасность не ограничивается военной областью. Кибернетика, информация, энергетика, критически важные инфраструктура и цепочки поставок, а также системы здравоохранения - все это сферы, в которых безопасность наших обществ находится под постоянной угрозой. В прошлом НАТО несколько раз приспосабливалась к изменяющейся среде угроз. Он должен снова адаптироваться, расширяя своё понимание среды угроз и вкладывая средства в инструменты, необходимые для координации политики и действий его членов в обеспечении безопасности в XXI веке. Процесс осмысления, инициированный генеральным секретарем НАТО Йенсом Столтенбергом, должен быть решительным для того, чтобы рекомендовать далеко идущие изменения в работе альянса.
4. Расширить зону свободы, открытой экономики и безопасности
Более ста миллионов человек в Центральной и Восточной Европе сейчас, после окончания Холодной войны, живут в условиях демократии, растущего процветания и безопасности благодаря расширению НАТО и ЕС. Североатлантический союз и ЕС стали сильнее, а в результате Европа стала более безопасной и процветающей. Однако некоторые страны соседствующие с Европой остаются за пределами этой зоны свободы.
Недавнее присоединение Северной Македонии, как тридцатого члена альянса, укрепляет НАТО, региональную стабильность на Западных Балканах и посылает весомый сигнал опасным действующим лицам - таким, как Россия, - что они не имеют права вето на решения суверенного государства члена НАТО. Трансатлантическая повестка дня должна обеспечить то, что двери для членства в НАТО останутся открытыми для всех пригодных стран, особенно для официальных стран-кандидатов Боснии и Герцеговины и Грузии, а также для таких стран, как Косово и Украина, которые надеются когда-нибудь вступить в альянс.
Ясно, что Украине предстоит пройти долгий путь, прежде чем членство в НАТО станет серьезной возможностью, и альянс должен продолжать содействовать более тесным отношениям. Украина продолжает демонстрировать, видение своего будущего в союзе с Западом, отсутствие существования под ярмом российского господства. Точно так же и для Грузии, которой впервые было обещано окончательное членство на саммите НАТО в Бухаресте в 2008 году.
После кризиса с коронавирусом и с учетом риска, что авторитарные государства стремятся извлечь выгоду из мира после пандемии, НАТО и ЕС должны возобновить процесс расширения, включая в него все европейские демократии, отвечающие требованиям членства. Эти стандарты стимулировали важные реформы в Центральной Европе в прошлом и по-прежнему могут стимулировать проведение реформ в соседних странах Европы, если перспектива членства будет реальной. Для НАТО будет крайне важно дать ясно понять, что оккупация Россией территории некоторых стран-претендентов не будет препятствием для их вступления в Североатлантический союз. НАТО и страна-претендент могут договориться о неприменении силы первыми в стремлении к восстановлению территориальной целостности и взять на себя обязательство о исключительно мирном характере реинтеграци.
5. Восстановить стратегический альянс с Германией
Во всех вышеперечисленных инициативах – начиная с развития, а также инвестиций в укрепление НАТО и расширения зоны свободы - самым важным партнером для США является Германия. Период, предшествовавший вспышке коронавируса, стал самым резким спадом в американо-германских отношениях за многие поколения. Выходя из этой пандемии, Соединенные Штаты и Германия должны отбросить трения последних нескольких лет и вместе работать над этой новой стратегической повесткой дня. Это может начаться с того, что президент Дональд Трамп и канцлер Ангела Меркель проведут специальную двустороннюю встречу на высшем уровне и вновь активизируются после президентских выборов в США, и после выборов в бундестаг Германии. Отношения с Францией также имеют решающее значение, особенно с учетом роли Франции в ключевых международных организациях. Восстановление отношений Трампа и Макрона будет иметь также большое значение, наряду с усилиями по укреплению американо-германского стратегического альянса.
6. Укрепление американо-британских особых отношений
Поскольку Великобритания выходит из Европейского Союза, Соединенным Штатам крайне важно обеспечить, чтобы Соединенное Королевство оставалось в полной мере частью более широкого демократического, ориентированного на рынок сообщества безопасности. После пандемии коронавируса партнерство с Соединенным Королевством должно стать еще более прочным. Крупнейшая в мире и пятая по величине экономика мира призваны сыграть важную роль в содействии развитию мировой экономики, и могут сделать это путем реализации соглашения о свободной торговле, переговоры о котором уже ведутся между Лондоном и Вашингтоном. В сочетании с упомянутым выше Пактом TIGRE отношения между США и Великобританией могут внести вклад в общее целое, объединяя всё трансатлантическое сообщество, и других потенциальных союзников, вместе.
James Jay Carafano, Kurt Volker
Источник: dostoinstvo2017.ru (Окончание)