Мир активно ведет борьбу с коранавирусом. Первый шок от общественного и экономического застоя проходит, страны подсчитывают убытки и рассуждают о том, как будет выглядеть жизнь в новом мире.
Туман войны с пандемией понемногу рассеивается, контуры новых проблем проступают все отчетливее. Вместе с этим также происходит осознание того, что вирус может стать подспорьем для серьезного конфликта между Китаем и США.
Сложный диалог
Не смотря на сквозившее напряжение между странами, в январе-феврале 2020, государства пытались сохранить вежливо-нейтральный тон взаимодействия. Все же общая проблема ненадолго, но помогла отложить топор войны.
Трамп позволил себе ряд реверансов в сторону Китая, а Си Цзиньпин, в свою очередь, одобрил возможности гуманитарного содействия и возобновления полноценной торговли.
Но Китай сумел перебороть вирус. По крайней мере, динамика заболеваемости пошла на убыль, в городах отменили комендантский час. В это же время Европа и США только ищут возможные пути разрешения кризиса. Китайские жесткие меры смогли остановить распространение болезни в стране.
По самым разным оценкам последствия пандемии могут оказаться устрашающими. Администрация президента США прогнозирует, что к июню в Соединенных Штатах каждый день будет умирать по 3000 человек. Еще мало кто готов предоставить точный прогноз относительно экономических последствий. Но вряд ли он будет положительным.
Маятник качнулся в сторону Востока. Китай оказывается в более выигрышном положении. Это не может остаться без внимания Западных государств.
В чем обвиняли Китай?
Уже в начале весны Китай и Запад обменивались колкими, но маргинальными и несущественными обвинениями. То китайский дипломат намекал, что американские военные распылили штаммы болезни в Ухани, то американские политики упрекали Китай в сокрытии настоящих масштабов болезни. Помимо этого, Китай, а также Россию и Иран, обвиняли в хакерских атаках и распространении фейков.
В этой связи не было случайным появление информации о желании ряда европейских государств закрыть институты Конфуция, главного проводника мягкой силы Китая в мире.
В США, например, китайские образовательные учреждения последовательно закрывают еще с 2018 года. За последний год свои двери не открыли треть институтов, в том числе старейший в штате Мэрилэнд. В марте образовательное сотрудничество с КНР разорвала Швеция, выдворив все китайские институты из страны.
Шведские власти посчитали, что институты Конфуция полностью содержатся на государственные деньги Китая и оказывают пагубное воздействие на шведское общество. С учетом последних событий не исключено, что Швеция будет не последней страной закрывшей китайские институты на своей территории.
«Масочная дипломатия», проводимая китайским руководством, не оказала должного воздействия на Европу и Америку. КНР активно предоставляет гуманитарную медицинскую помощь всему миру, но этого не достаточно, чтобы западная общественность изменила свою позицию.
Недовольных становилось все больше. Так, ведущие Европейские страны выражали определенные претензии к Китаю. От Азиатского гиганта все настойчивее требовали провести независимое расследование причин возникновения болезни и быть более открытыми. Не обходилось также и без прямых обвинений.
Британская газета «The Daily Mail» подсчитала сумму, которую Китай должен заплатить из-за тех проблем, с которыми столкнулась Великобритания. Сумма у британских журналистов вышла внушительная, более 351 млрд фунтов стерлингов. А активисты из штата Мериленд в США пошли еще дальше и подали коллективный иск к китайскому руководству.
Китайская пандемия
Еще до Коронавируса во многих изданиях Китай уже фигурировал как «Страна-злодейка» и «Империя зла». Руководство КНР обвиняли в создании трудовых лагерей для национальных меньшинств. «The Guardian» и «Washington Post» в красках описывали те «зверства» и «пытки», к которым прибегают китайские надзиратели в этих лагерях. Западные СМИ постепенно нагнетали обстановку.
И вот 20 апреля один из главных политтехнологов Дональда Трампа Стивен Бэннон выдвинул давно витавший в воздухе тезис. Он заявил о том, что Китай является главным виновником мировой пандемии.
По словам американского политика, Китай скрывал важную информацию, не предоставлял точных цифр по поводу болезни и в целом саботировал борьбу с вирусом.
Бэннон сознательно не стал ориентироваться на комментарии ВОЗ и других международных объединений, которые подтверждали, что Китай довольно охотно сотрудничал с гуманитарными организациями и регулярно обновлял статистику по росту зараженных. В любом случае Бэннон добился главного для Америки – явственно обозначился «новый враг человечества».
В след за этим известное англосаксонское разведывательное агентство «Пять глаз»(Five Eyes) публикует 15-страничный доклад, который можно назвать продолжением риторики, начатой Бэннаном.
Авторы вторят помощнику Трампа и сообщают, что Китай скрывал информацию и не позволял ее распространять. Также агентство со ссылкой на собственные источники утверждает, что еще в 2019 году китайские ученые имели полное представление о вирусе. Вполне вероятно, что вирус мог попасть к людям как раз из Уханьской лаборатории.
Доклад был растиражирован австралийской газетой «The Daily Telegraph» 4 мая и уже стал настоящей сенсацией. «Associated Press», «CNN», «BBC», «DW» и многие другие поместили расследование на свои полосы.
Ничего личного – это политика
Китайская карта – чрезвычайно важный актив и многие страны стремятся разыграть ее в своих интересах, в особенности этим пользуются Соединенные Штаты. Главный интерес сейчас – это найти виновника кризиса. Китай идеально подходит на данную роль, благо сам коронавирус родом из китайского Уханя.
Безусловно, претензии к Китаю вполне могут быть обоснованными. Действительно, если убрать в сторону самые тяжелые формы конспирологии, Китай может оказаться ответственным за столь стремительное разрастание болезни. Но насколько будет справедливым такие претензии? Если, конечно, такое слово как справедливость применимо к международной политике.
Китайская газета «Женьмин Жибао» вполне резонно заметила, что пандемия испанского гриппа в 1917 году началась в США, а первый больной СПИДом был зафиксирован также в Соединенных Штатах – но никто и никогда не планировал наказать американское государство. Очевидно, что коронавирус прекрасный повод для проведения своих политических маневров.
В США близятся выборы президента. От того, как текущее руководство справится с «китайской угрозой» зависит останется ли Трамп в овальном кабинете или его сменит уже почти официальный соперник на будущих выборах демократ Джо Байден.
Что-то похожее наблюдалось на выборах 4-летней давности. Тогда Хиллари Клинтон и Дональд Трамп спорили о действиях России, а после выборов о ее возможном влиянии на результаты голосования.
В этот раз лейтмотивом президентской гонки как раз станет Китай. Американские избиратели надеются на заверение корона-кризиса и ждут, как новый или старый руководитель страны будет решать вопрос с большим азиатским соседом.
Доклад «Пяти глаз», однозначно, только начало. В ближайшие месяцы мы увидим много новых «фактов», подтверждающих «правоту» доклада. Для Китая это станет настоящей проверкой на прочность, такого давления на свой политический имидж страна еще не испытывала.
Сложившуюся ситуацию в мире замечательно характеризует теория одного американского политолога Яна Бреммера. По его идее, сегодня мы наблюдаем так называемый мир G-zero (мир большого нуля).
В этом мире нет настоящего и непререкаемого лидера, хрупкое равновесие едва ли в состоянии долго удержать мир от нового масштабного геополитического конфликта. Запад объективно потерял свой авторитет, а Китай, наоборот, демонстрирует даже в разгар кризиса буддистское спокойствие. Коронавирус подтолкнул мир к новому витку нестабильность и чем это все закончится – очень большой вопрос.
Читай больше, подписывайся и публикуй свое мнение вместе с NewsPrice!