Реакция на всемирную пандемию коронавируса COVID-19 позволяет сделать стратегические выводы о глобальной политике. По большей части эти выводы неутешительны для стран, которые мнили себя центром однополярного мира. Опыт борьбы с распространением коронавируса показал, что страны НАТО не только проиграют глобальную конкуренцию, но и перегрызутся между собой в случае серьезной внешней угрозы. Аналитический портал RuBaltic.Ru сделал три ключевых вывода для мировой политики из истории с коронавирусом.
1. США предадут Европу при первой возможности
Президент США Дональд Трамп на месяц запретил въезд в Америку из Европы. Запрет распространяется на жителей всех стран ЕС.
При этом в «черном списке» Трампа демонстративно-показательно отсутствует Великобритания, хотя в ней распространение инфекции не удалось взять под контроль и количество заразившихся много больше, чем в большинстве стран ЕС. Белый дом как бы дал понять, что после Брексита у американцев к братьям-англосаксам отношение особое.
А все остальные европейцы пусть минимум месяц не появляются за океаном.
Явный выпад президента США в адрес континентальной Европы возмутил Брюссель. Еврокомиссия и Евросовет в совместном заявлении осудили американского лидера за одностороннее решение закрыть въезд в США без консультаций с союзниками в Старом Свете.
Однако Трампу европейские осуждения, возмущения и заявления что слону дробина. У него через несколько месяцев президентские выборы, и все решения хозяин Белого дома сейчас принимает в логике своего переизбрания. Трамп чувствует избирателя и понимает, что категоричное решение рубануть с плеча и запретить въезд в Америку всей «зачумленной» Европе должно понравиться американцам.
В ситуации реальной угрозы несуществующая трансатлантическая солидарность исчезает даже как фикция: Америка дает понять, что предаст Европу при первой опасности.
Причем исключений не делается даже для так называемых «хороших союзников», к которым Дональд Трамп относит, например, Польшу. Сателлитам США в Восточной Европе въезд в Америку закрыт точно так же, как немцам или французам, которые не хотят тратить 2% ВВП на военные расходы, осмеливаются возражать Вашингтону и пытаются работать с Москвой.
В странах антироссийской «буферной зоны» уровень распространения коронавируса многократно меньше, чем в Италии или Испании; борются с инфекцией там, как можно предположить, эффективнее, поводов наказывать себя они американцам не давали, однако Америка все равно от них закрывается по факту их принадлежности к Европе.
О сокращении своего участия в учениях НАТО Defender Europe 2020 американцы объявили раньше европейцев.
Будут ли США при таком поведении защищать Прибалтику в случае военной агрессии, вопрос риторический.
2. Евросоюз развалится: его участники будут спасать себя, а не друг друга
Источники СМИ сообщают о растущем негодовании властей Италии по поводу поведения европейских союзников. Италия бьется с эпидемией коронавируса в одиночку. Другие страны ЕС не идут к ней на помощь и даже не предлагают поддержки. Самой символической кампании солидарности с итальянцами на общеевропейском уровне — и той нет.
Когда дошло до большой беды, европейцы «забили» на европейскую солидарность, так же как Дональд Трамп на трансатлантическую, и бросились выживать каждый в одиночку. По принципу «спасение утопающих дело рук самих утопающих».
И без того глубокий раскол между странами — членами ЕС после истории с коронавирусом станет намного глубже.
В 2015 году страны — основатели Евросоюза до глубины души возмутились эгоизмом новых стран-членов, которые много лет получали дотации на преодоление отставания от богатых стран — доноров европейской интеграции, а потом отказались помочь им урегулировать миграционный кризис и принять у себя часть свалившихся на Западную Европу беженцев. Прошло несколько лет, и вот уже по восточно-европейски ведут себя все страны ЕС, которые спасают строго самих себя. От Литвы до Португалии возобладал лозунг «моя хата с краю».
Европейская солидарность оказалось удивительной вещью, которая включается, когда странам ЕС нужно выбить дотации или сбыть с рук мигрантов, и выключается, когда нужно помочь находящимся в более бедственном положении соседям бороться с коронавирусом.
Ценность европейской интеграции после такого открытия сильно померкнет: при наихудшем сценарии Евросоюз просто посыплется.
Предыдущий большой кризис в Европе — миграционный — уже привел к власти во многих странах ЕС евроскептиков и подтолкнул Великобританию к выходу. В том числе радикальные противники Брюсселя — «Лига Севера» Маттео Сальвини — пришли к власти в Италии.
После нынешнего кризиса вокруг коронавируса, когда 60 миллионов итальянцев видят, как союзники по ЕС бросили их выживать в одиночку, а про солидарность вспомнят, только когда в Брюсселе будут обсуждать дотации Восточной Европе, еще одной страной-донором в Европейском союзе может стать меньше.
3. Россия и Китай оказались успешнее, чем США и Европа
Коронавирус нового типа COVID-19 появился в Китае, однако глобальной угрозой он стал из-за европейцев. В самом Китае быстро и правильно оценили масштаб проблемы и так же быстро приняли адекватные меры. В результате новый вирус удалось локализовать регионом его происхождения, количество заболевших пошло на спад, а основную угрозу нового заражения для китайцев теперь представляют не соотечественники, а иностранцы.
Когда коронавирус пришел в Европу, местные политики, эксперты и прочие лидеры мнений презрительно отмахивались от алармистов словами «от обычного гриппа умирают чаще». Виральность — скорость распространения нового вируса — была проигнорирована. Процент смертности среди пожилых людей — тоже.
И вот результат. Из Италии COVID-19 распространился на всю Европу. Страны шенгенской зоны одна за другой закрывают границы, Россия, США и другие страны запрещают въезд жителям Евросоюза.
Из земли обетованной, куда стремится попасть весь мир, Европа превращается в зону глобального отчуждения.
Примечательно, что в Западном полушарии в том же незавидном положении оказались США. Сияющий маяк демократии для остального Нового Света столкнулся с полноценной эпидемией и ввел чрезвычайное положение. В свою очередь, в Южной Америке ситуация не такая критическая.
В Восточном полушарии цифры тем более говорят сами за себя. В России, у которой четыре тысячи километров общей границы с Китаем, на всю страну по состоянию на субботу 14 марта 47 случаев COVID-19. Абсолютное большинство распространителей — люди, приехавшие из Европы.
В той самой Европе количество официально подтвержденных случаев коронавируса нового типа зашкалило за 20 тысяч, причем в некоторых странах ЕС количество заболевших увеличивается на полторы тысячи за день.
Запад оказался несопоставимо менее успешен в отражении новых вызовов современности, чем Россия и многие другие незападные страны.
Это значит, что теперь влияние Запада в мире будет сокращаться еще быстрее.