В Амстердаме начался суд по делу о крушении малайзийского «Боинга» над Донбассом
После затянувшегося на пять с лишним лет расследования обстоятельств крушения малайзийского лайнера «Боинг 777» 17 июля 2014 г. в особо охраняемом судебном комплексе Схипхол в пригороде Амстердама, наконец, собрался суд для рассмотрения этого дела. Причем, как стало очевидно, дела, настолько запутанного (скорее, запутываемого), что еще до начала суда было решено продлить следствие на неопределенно длинный срок. Предполагается также, что и суд растянется лет на пять, а то и больше, в связи с чем судебные заседания и расследование дела будут проходить параллельно. Эдакая юридическая новация! При этом у прокурора Нидерландов Варда Фердинандуссе, похоже, вердикт уже готов. Он с места в карьер заявил, что самолет сбили «доставленным из России “Буком”»…
Намек более чем прозрачный. Собственно, у Запада и Украины других кандидатов в обвиняемые кроме России не было с первых минут после трагедии. Не будем вдаваться в историю вопроса: за прошедшие пять с лишним лет с момента катастрофы много чего о ней написано и сказано. На Западе и на Украине, по большей части, это — псевдоправовая и политическая трескотня, которая призвана направить общественное мнение западных стран и Украины исключительно в русофобское русло. Но если говорить о конкретных фактах, то по-прежнему достоверно известно одно: по непонятной причине самолет разрушился на высоте около 10 тыс. м над Украиной, не долетев до российской границы всего 50 км. (А если бы успел перелететь на российскую территорию, представляете, что бы творилось?..) Погибли 298 человек. Их тела вперемежку с обломками лайнера и остатками багажа упали на поля, а также на огороды и дома местных жителей. Следователи приступили к сбору вещественных доказательств только спустя четыре месяца. А целых четыре дня не подходили к фрагментам катастрофы ни представители Голландии, ни Украины, ни ЕС. Никто никуда не спешил…
И так — почти шесть лет. Правда, летом 2019 г. ведущий координатор Совместной (международной) следственной группы (рус. ССГ, англ. СJIT), прокурор Нидерландов Фред Вестербеке заявил: «У нас достаточно свидетельств того, что Россия причастна к крушению "Боинга"». Ну, так чего вы ждали так долго? Давно выложили бы их на суд всей мировой общественности.
В ответ — нидерландские СМИ (не следствие и суд) ссылаются на несуществующих свидетелей, секретность которых не позволяет их показывать широкой аудитории, а источники информации также не могут быть рассекречены. Боятся, они очень боятся того, что станет известна правда.
Ситуация очень похожа на «дело с отравлением Скрипалей»: там тоже обвинили Москву во всех британских бедах, и «доказательства» были «засекречены» (точнее, их вообще не было!). Поэтому бывшая премьер-министр Мэй всю фактологическую базу построила на принципе «хайли лайкли» — мол, вполне вероятно, что Россия и т.д. Два года минуло с тех пор, а доказательств вины России так и не предъявлено. Они вроде как ушли из мировой информационной повестки дня вместе с уходом в политическое небытие премьера Британии Терезы Мэй, которой мир и обязан мифу об отравлении Кремлем (чуть ли не лично Путиным!) в Англии российских граждан. Ее уже забыли, но Россию грязью облили на долгие годы наперед.
Суд по «Боингу» программирует себя на очень длительный срок. И это естественно: трагедия над Донбассом произошла реальная, гибель людей — массовая, требуется намного больше времени, чтобы вся острота этой истории притупилась, потом забылась и трагедия, а истинные виновники под судебный «шумок» скрылись от ответственности. Грязи на Россию при этом будет вылито неизмеримо больше, чем в любом другом сфабрикованном деле — от «преступлений» в Сирии до ВАДА с ее русофобским допингом и Британии со Скрипалями.
Правда, на суде в Амстердаме «неувязочка» вышла. Именно так было воспринято сообщение судьи окружного суда Гааги Марии Кнайфе о том, что материалы голландского журналиста Макса Ван дер Верффа об отсутствии «Буков» в районе крушения «Боинга» в июле 2014 года могут приобщить к делу. Обратите внимание на это призрачное «могут», что означает: а могут и не приобщить. Думаю, скорее всего, так и произойдет, поскольку если эти материалы включить в дело, то немедленно разрушится единственная, официальная и самая «правильная» версия, которую намерен рассмотреть суд, — о «российских “Буках”». Именно на них и зиждется вся обвинительная часть выводов следствия. Для тех, кто не в курсе, напомню.
В опубликованном вроде как из-за «утечки» документе Службы военной разведки и безопасности Нидерландов утверждается, что крушение малайзийского самолета произошло в районе, где не было ни одного зенитного ракетного комплекса «Бук».
В этом документе, обнародованном платформой для независимых журналистов Bonanza Media и направленном голландской прокуратуре, говорится, что «рейс MH17 пролетал вне зоны досягаемости со всех установленных и используемых Украиной и Россией мест, где были размещены комплексы “Бук-М1”».
Как отметил голландский журналист Макс ван дер Верфф, который вместе с российской журналисткой Яной Ерлашовой является основателем платформы Bonanza Media, главный вывод заключается в том, что «голландская сторона располагала информацией о местонахождении комплексов “Бук” во время конфликта». «Эту информацию мы не видели ранее», – обратил внимание журналист. Он подчеркнул, что, согласно выводам разведки Нидерландов, голландская сторона «не обладает информацией о нахождении ни одного “Бука” поблизости от места крушения MH17».
Два других документа в Bonanza Media представляют собой протоколы допросов некоего неназванного свидетеля и германского журналиста Билли Сикса, которые заявляют, что неподалеку от летевшего «Боинга» был замечен украинский истребитель. При этом Сикс ссылается на того же Макса ван дер Верффана как на источник своей информации. Кстати, версия о том, что малайзийский самолет мог быть сбит украинским истребителем, уже выдвигалась российскими источниками, но была отвергнута международным следствием. В своих предыдущих материалах о трагедии над Донбассом в июле 2014 г. я тоже склонялся к этой версии. Не была замечена международными следователями еще одна версия российских аналитиков — о взрыве на борту самолета. Притом что для выяснения причин катастрофы была создана Совместная следственная группа (ССГ), в которую вошли представители Австралии, Бельгии, Малайзии, Нидерландов и почему-то Украины, место которой на скамье подсудимых.
Во время следствия российская сторона неоднократно выражала недоверие результатам работы ССГ, указывая не безосновательность аргументов обвинения и нежелание использовать выводы российской стороны в ходе проведения расследования.
Тем не менее прокурор Вард Фердинандуссе повторил ставшие уже стандартными со стороны США, ЕС и «голубя мира» НАТО обвинения в адрес России в том, что она якобы препятствует расследованию дела о крушении MH17 на востоке Украины, как всегда, не приведя при этом никаких доказательств. «Это исключительно сложное расследование — в том числе из-за вооруженного конфликта в данной зоне, активных усилий Российской Федерации по препятствованию расследованию и рисков, с которыми сталкиваются местные свидетели», — сказал прокурор на первом же судебном заседании по делу о крушении MH17. Его заявление прозвучало после того, как та же прокуратура Нидерландов признала, что РФ действительно передавала данные о крушении «Боинга» голландской стороне...
По итогам первого выступления стороны обвинения в деле всплыли весьма странные подробности. Прокуратура Нидерландов, в частности, утверждает, что с территории России были отправлены два комплекса «Бук»: один якобы сгорел, пришлось «стрельнуть» из второго. (Для того и тащили на Украину два «Бука», знали, наверное, что одного будет недостаточно!) Трудно сказать, чего в этом сюжете больше — лицемерия или глупости, зато ясно, что именно таким примитивным образом т.н. ССГ пытается показать, будто к преступлению причастны российские «верхи», потому что даже такие (дурацкие) маневры одной спецмашиной на территории сопредельного государства Украины невозможны без высокого одобрения (команды с самого «верха»).
Следователи по делу о крушении малазийского лайнера вообще заявляли, что у них есть некие свидетели (13 или больше), которые якобы видели запуск ракеты из российского зенитного комплекса «Бук». При этом допрос свидетелей будет вестись дистанционно, а их личности раскрываться не будут по причине того, что им может грозить опасность со стороны ДНР и России. Ну бред, да и только!
Решение прокуратуры Нидерландов засекретить личности свидетелей по крушению малазийского «Боинга» является попыткой скрыть детали расследования, а также подтасовать факты, заявил член Совета Федерации Владимир Джабаров. Он назвал такой шаг банальной «зачисткой концов». «Если они признают, что их первоначальный сценарий провальный, то им придется много чего объяснять и выдумывать новый», – подчеркнул сенатор.
Примечателен и тот факт, что разведка США, которая ведет постоянный мониторинг происходящего в мире со спутников, ничего не заявляла и не публиковала, хотя очевидно, что американцы следили за зоной боевых действий на Украине. И здесь все понятно: спутниковые снимки и данные лишь доказали бы те факты, которые были представлены Россией следователям Нидерландов. Доктор военных наук, член-корреспондент Российской академии ракетных и артиллерийских наук, капитан первого ранга в отставке Константин Сивков считает, что теперь мы получили прямое подтверждение того, что никакого реального расследования по сбитому малайзийскому «Боингу» в небе над Донбассом не было.
Накануне суда официальный представитель МИД Мария Захарова заявила, что следствие игнорирует переданную Россией информацию и пытается внушить публике мысль о безупречности проведенного расследования.
«Все это запущено для того, чтобы компенсировать имеющиеся пробелы в доказательной базе и скрыть подтасовку фактов под заранее выбранную версию»,— сказала Захарова. А эта версия, которую на Западе рассматривают как единственно верную, с самого своего начала не выдерживала никакой критики. Но самое большое недоумение вызывало и вызывает, прежде всего, включение изначально в состав ССГ представителей Украины, на что не раз обращала внимание Россия.
Суду, в конце концов, придется дать оценку решению киевских властей не закрывать воздушное пространство над зоной военных действий на высоте выше 10 тыс. метров и фактическому использованию гражданских авиалайнеров для прикрытия своих военных самолетов, бомбивших мирные города Донбасса. Здесь еще 14 июля в районе Краснодона ополченцами был сбит Ан-26. Невзирая на уничтожение самолета на высоте нескольких километров, Киев не ввел над районом боевых действий бесполетную зону, лишь формально определив минимальную высоту полетов. Формально потому, что пассажирские рейсы всегда идут в эшелоне около 10 км. И уже 17 июля над этим районом потерпел катастрофу «Боинг 777» малайзийских авиалиний, летевший из Амстердама в Куала-Лумпур. Упал неподалеку от Грабово (Донецкая обл.). Совпадение? Вряд ли.
Ведь кроме всего прочего Украиной был изменен и маршрут этого рейса: вместо безопасного южного коридора он прошел севернее, непосредственно над зоной боевых действий. Уже одно это — преступление. И поскольку вина Украины здесь очевидна и не требует особых доказательств, то не исключено, что, в конечном счете, выводы следствия по данному вопросу будут приобщены и к судебному процессу. Надежда есть, главным образом, потому, что в октябре прошлого года нидерландские депутаты впервые с момента катастрофы МН17 потребовали расследования роли Украины в произошедшей трагедии.
В Нидерландах этот вопрос муссировался постоянно на самых разных уровнях. Пресса подробно описывала хронологию событий, предшествовавших трагедии, явно указывая на вину Украины в том, что та позволила полеты над Донбассом, хотя прекрасно осознавала опасность для гражданских самолетов.
Мало того, Совет безопасности Нидерландов еще осенью 2015 г. вынес однозначный вердикт: Украина виновна, поскольку обязана была закрыть воздушное пространство, но не сделала этого. Однако Международная следственная группа постоянно игнорировала это мнение.
Политики разных партий периодически требовали отчета от правительства и надзорных органов, отвечающих за следствие, по поводу причин такой странной позиции.
В конце прошлого года после очередных запросов министр иностранных дел Стеф Блок заявил парламентариям, что у правительства «нет доказательств» вины Украины: мол, дело закрыто, даже не начавшись. А прокуратура Нидерландов до сих пор «колеблется». И еще неизвестно, кто одержит верх — парламентарии или чиновники, хотя для исполнительной власти Нидерландов решение законодательного органа обязательно к исполнению. Думаю, на то есть серьезные основания: цепочка, которая может потянуться от этого сюжета, ужаснет многих, и не только в Нидерландах. Ключевая роль Украины в этой трагедии станет очевидна всем. А также роль тех, кто покрывает это ее преступление.
Не считаю оттого простым совпадением появление за день до первого заседания суда сообщения о том, что Международную следственную группу по расследованию крушения MH17 в Донбассе возглавил замгенпрокурора Украины Гюндуз Мамедов. «Такой высокий уровень в украинской группе обеспечен впервые», — сообщили в пресс-службе ведомства. Добавим, что в ССГ с самого начала работает семь украинских прокуроров. Понятно, какую линию в следствии они проводят, чьи интересы отстаивают. В то же время «Евросоюз призывает все государства, включая Российскую Федерацию, полностью сотрудничать со следствием согласно Резолюции Совета Безопасности ООН 2166», отмечается в заявлении, сделанном накануне суда в Амстердаме высоким представителем ЕС Ж. Боррелем.
Странно, что с таким же призывом он не обратился к США, к Австралии или к Украине. Фарисейство, да и только, в ответ, заметим, на постоянные предложения России на разных международных площадках, включая ОБСЕ и СБ ООН, предоставить Нидерландам все имеющиеся данные о крушении «Боинга» рейса MH17 над Донбассом. Не включают представителей России и в состав ССГ. Президент РФ Владимир Путин отмечал, что Россию не допускают к расследованию катастрофы лайнера на востоке Украины, а Москва может признать результаты следствия, только если будет принимать в нем полноценное участие.
Напомню: когда создавалась ССГ, Голландия обязалась проводить следствие в тесном сотрудничестве с заинтересованными странами, ООН и ICAO (Международная организация гражданской авиации). Россия стала «заинтересованной» исключительно по принуждению: только после того, как Украина, США, Великобритания и т.д. обвинили ее вначале в том, что она вооружила донецких и луганских ополченцев системами ПВО, а потом международные следователи заявили, что пуск ракеты якобы совершили российские военнослужащие. Но, по большому счету, нам должно быть совершенно безразлично, какое следствие и как разбирается с катастрофой и что решит голландский районный суд. У нас есть сугубо российские дела, которые важнее любых иных — хоть украинских, хоть голландских. Это — не наши проблемы, как и гражданская война на Украине. Если бы не граница рядом… Впрочем, вернемся к нашим баранам, как говорят на Востоке, то есть к судебному процессу.
Желание России помочь следствию есть дело совершенно добровольное, а отнюдь не обязательное. Катастрофа самолета случилась над территорией соседней страны, на борту малайзийского лайнера (не российского!) россиян не было, какие к нам могут быть вопросы?
Да их, собственно, и нет: Россия просто должна признаться в преступлении над Донбассом, раскаяться и выплатить денежные компенсации родственникам погибших пассажиров, авиакомпаниям, разным страховым агентствами т.д. — желающих подзаработать на людском горе много.
Приходится констатировать, что голландская сторона превращает такое, бесспорно, важное событие, как суд, в некое судебное телешоу, растянутое на несколько сезонов и с заранее известным вердиктом. В таких условиях рассчитывать на настоящее правосудие вряд ли приходится. И все здесь очень просто. Объективное расследование этого преступления, на которое теперь появилась робкая надежда, поможет западному общественному мнению (а вслед за ним и политикам) составить объективную картину того, чем являлся тот украинский режим, которому страны НАТО и ЕС помогли прийти к власти в этой стране в 2014 г. А уже отсюда ниточки потянутся к очень многим событиям. В том числе и к войне в Донбассе, и к трагедии в Одессе, и к убитым активистам на «майдане»… И в какую столицу (какие столицы), к каким деятелям далее приведет эта «дорожка» предположить не трудно.
Сегодня в Киеве, как говорится, «мечут икру» по поводу того, что не могут привлечь к ответственности Путина, зато на полном серьезе выдвигают обвинения против других высокопоставленных чиновников России. И уже после первого судебного заседания «Немецкая волна» отмечает: «С политической точки зрения, примечательно, что среди других фигурантов дела есть такой высокопоставленный кремлевский чиновник как Владислав Сурков, лишь недавно уволенный с поста советника президента Владимира Путина. Сурков считался ответственным в Кремле за "украинское направление"».
Посольство России в Нидерландах назвало предвзятым следствие по МН17. Международная следственная группа по делу о погибшем малазийском авиалайнере рейса МН17 в небе над Донбассом в июле 2014 г. не соответствует своему назначению. Следователи продолжают игнорировать сведения и факты, переданные им российской стороной. Российские дипломаты отметили, что данные шаги следственной группы направлены для сокрытия того факта, что доказательств вины России у следствия нет. Но специалисты по расследованию заинтересованы подтвердить заранее выбранную версию случившегося, в которой Россия была бы главным обвиняемым в деле о трагедии над Донбассом. Дипломаты также отметили набирающую обороты информационную кампанию в Нидерландах, направленную против России и Донбасса. Как отмечал ранее Владимир Путин, Совместная следственная группа просто «назначила виновных» и подобный подход к расследованию не устраивает российскую сторону.
Именно эта Следственная группа еще 19 мая 2019 г. назвала четырех подозреваемых в причастности к гибели авиалайнера: россияне Игорь Гиркин (Стрелков), Сергей Дубинский, Олег Пулатов и украинец Леонид Харченко. Они объявлены в международный розыск и будут привлечены к ответственности. По сведениям нидерландских СМИ, их обвиняют в убийстве и непредумышленном убийстве. На суд они, естественно, не прибыли. При таком разгуле голландского правосудия их можно понять. Вместе с тем Нидерланды не согласились на предложение Москвы привлечь к ответственности на территории России троих ее граждан, проходящих по делу сбитого над Донбассом пассажирского самолета MH17. Глава минюста Нидерландов Ферд Грапперхаус уточнил, что соответствующий запрос Россия направила еще в октябре 2019 г., однако Нидерланды такой вариант рассматривать не стали. Еще бы! В открытом судебном заседании в России быстро станет понятна вся несостоятельность «доказательств» вины бывших защитников ДНР, вылезут и многие другие подтасовки, точнее — вся западная ложь об авиакатастрофе над Донбассом.
Российский МИД, например, неоднократно заявлял, что обвинения в причастности России к крушению малайзийского «Боинга» голословны и вызывают сожаление, а также, что расследование является предвзятым и однобоким. Даже следователи из ССГ признают, что бывшие ополченцы не сбивали самолет, а фамилии их взяты исключительно из «пленок СБУ», чье происхождение более чем сомнительно, а также от самозваных «следователей» мутной группы Bellingcat, финансируемой американской и британской спецслужбами. Заметим также, что Гиркин (Стрелков) за неделю до воздушной трагедии покинул Донецк и больше туда не возвращался.
Еще в прошлом году премьер-министр Малайзии Мохамад Махатхир назвал выводы следственной группы политически мотивированными и бездоказательными. Он отметил, что Малайзии долго не давали доступ к уликам по делу о крушении «Боинга» рейса MH17, а также усомнился в том, что есть достаточные основания для обвинений в адрес России.
Так что ни у кого в России не должно быть никаких иллюзий относительно торжества западной демократии с ее краеугольным камнем — Фемидой. Она, похоже, переместилась из зала судебных заседаний на улицу «красных фонарей»…
Любопытно, что, завершая свое выступление в суде, прокурор Нидерландов Вард Фердинандуссе процитировав Александра Солженицына. «Русский писатель Александр Солженицын однажды сказал: “Насилию нечем прикрыться, кроме лжи, а ложь может держаться только насилием”... Установление правды в этом случае может помочь предотвратить новое насилие в будущем. Это еще одна причина, почему так важно отделить правду ото лжи и наказать виновных», – передало РИА «Новости» слова прокурора. А мне вспомнилась старая пословица о том, что у лжи короткие ноги, и захотелось обратиться к г-ну Фердинандуссе с вопросом: а какой длины ноги у голландской Фемиды?
Валерий Панов