На днях Пентагон опубликовал карту, на которой отмечены зоны повышенной активности ВМФ России и ВМС Китая:
Зелёным обозначены подводные кабели, соединяющие континенты, красным — зоны активности ВМС Китая, а синим — ВМФ России. Карта весьма интересная по двум причинам:
Во-первых, все главные кабели, идущие из США в Европу (Атлантика) и Юго-Восточную Азию (Тихий океан), являются объектами пристального внимания флотов России и Китая.
Во-вторых, в отличии от гражданских судов, ВМФ России очень активно осваивает Северный морской путь, проявляя там наибольшую активность, что и забеспокоило наших беспокойных противников. Вот об этом и поговорим подробней.
***
История попыток покорения Арктики насчитывает более 400 лет. Первая морская экспедиция, искавшая кратчайший путь из Европы в Юго-Восточную Азию (прежде всего, в Китай), состоялась в 1607 году, однако до 20-го века ни Северный морской путь, ни сам Северный полюс так и не были покорены.
Гибли корабли, гибли люди, но безжизненная белая пустыня покоряться никак не желала, раз за разом вызывая на поединок с предсказуемым финалом всё новых энтузиастов и исследователей, обладавших, тем не менее, невероятным упорством.
Не буду приводить имена и фамилии, скажу лишь одно: первыми людьми, реально и доказанно достигшими точки 90°00’00" северной широты, были участники советской Высокоширотной воздушной экспедиции «Север-2» в 1948 году. Что, собственно, не мудрено, учитывая первенство русских в открытии Антарктиды и даже космоса.
Впрочем, тема первенства в случае с Северным полюсом (как и с космосом) есть всего лишь вопрос формального престижа и никаких прав никому и ни на что не даёт: фактически речь идёт о поверхности океана, покрытой многометровым льдом, который, к тому же, ещё и дрейфует. Впрочем, те же американцы считают, что первым покорил Северный полюс в 1909 году некто Роберт Пири, хотя никто, кроме него самого, эту информацию не подтверждает, потому как с ним шли — один негр и четыре эскимоса, из которых вообще никто не обладал навигационными навыками. И где они там в ледяной пустыне делали селфи со звёздно-полосатыми, никто не знает. То же и с Фредериком Куком — годом ранее с двумя эскимосами на собачьих упряжках.
Другое дело — СевМорПуть, как самая главная часть Арктики, не дающая покоя даже тем, кому, казалось бы, не должно быть до него никакого дела.
Говоря попросту, климатические изменения последних лет ведут к тому, что уже в относительно скором времени северная навигация обещает быть круглогодичной, что может кардинально изменить мировые морские грузопотоки, осуществив 400-летнюю мечту человечества. И это далеко не всё. Арктика — это богатейшие и пока неосвоенные залежи полезных ископаемых, запасы которых до конца даже не ясны. И, конечно же — это стратегический район, с военной точки зрения позволяющий контролировать бóльшую часть Евразии от Балтики до Тихого океана (читай России).
То есть, имеем в чистом виде геополитику: «хозяин» Арктики синоним хозяина (уже без кавычек) Земли, причём, на долгие годы, десятилетия, а то и века.
Не мудрено, что с каждым годом к этому району приковывается всё больше внимания сильных мира сего, претендующих на роль тех самых хозяев.
Вместе с тем, СевМорПуть по всем канонам есть прибрежные территориальные воды России, которая ещё а августе 2015 года направила в соответствующую комиссию ООН окончательную заявку на расширение границ континентального шельфа в Арктике на 1,2 млн км2. Прошло без малого пять лет, а решения пока не предвидится, что совсем неудивительно, ибо, как мы уже давно знаем: кто девушку (ООН) ужинает, тот её и танцует. И если с Охотским морем, имеющим такие же признаки продолжения континентальной плиты, Россия добилась нужного решения, что превратило этот водоём фактически во внутрироссийский, то с Арктикой всё сложнее и проще одновременно.
Проще, потому как с точки зрения здравого смысла, подкреплённого солидными фундаментальными научно-исследовательскими работами, весь СевМорПуть — это «исторически сложившаяся национальная единая транспортная коммуникация России в Арктике», как это и определено российским законодательством. Более того, независимо от таяния льдов, он таковым и останется в будущем, хоть в близком, хоть в далёком. И для того, чтобы СевМорПуть имел такой незыблемый статус, у России есть не только железобетонные научные обоснования, но и реальные возможности отстоять своё право на безраздельное владение кратчайшим путём из Европы в ЮВА. Это право подкреплено не только самым большим в мире ледокольным флотом, но и кое-чем ещё, о чём пойдёт речь ниже.
Сложнее, потому что, как указано выше, есть претенденты, считающие, что Россия не имеет права единолично распоряжаться своим богатством, а должна не только делиться, но и вообще отойти в сторону — есть, мол, державы, которые гораздо эффективней обеспечат эксплуатацию общемирового природного достояния, включая безопасность на всём протяжении. И для этого у них тоже есть возможности, о которых, правда, почему-то скромно умалчивают.
Как раз о возможностях России и США (как одного из главных претендентов, не имеющего никаких оснований претендовать на СевМорПуть), можно прочитать на сайте Пентагона, в статье под названием: «Изменение климата означает изменение арктической стратегии» от 04.06.2019. Вот некоторые тезисы:
«Это [изменение климата — авт.] меняет конфигурацию военных действий в Арктике и важность Арктики для защиты Соединенных Штатов и их союзников…
Россия - одна из стран, проявляющая интерес к Арктике, и, учитывая недавние её действия — нападение на Грузию, незаконная аннексия Крыма, отправка войск в Украину и поддержка режима Асада в Сирии - существует обеспокоенность по поводу их действий на крайнем севере.
Открытие Арктики - это возможность работать совместно с другими странами для поддержания безопасности и стабильности в регионе, а также с теми, кто готов помочь сохранить свободу морей…
Арктика является частью меняющейся геостратегической среды…
Тенденции потепления вызвали повышенный интерес к обильным природным ресурсам Арктики и потенциальным морским торговым путям - даже из неарктических государств.
Россия недавно приступила к осуществлению надежного плана милитаризации в Арктике.
Российские силы вновь заняли семь бывших советских баз за Полярным кругом, а также построили новые базы, в том числе базу Трилистник на Земле Франца-Иосифа и базу Северный клевер на острове Котельный…
Арктическая дипломатия была прочной с момента создания Совета [Арктический совет — авт.] в 1996 году, но - как лед на Крайнем Севере - мы начинают видеть некоторые трещины… у него есть одно ограничение - мандат явно исключает военную безопасность…
Вот где вступают в дело ВМС США, как продолжение дипломатии и гаранта мира и стабильности.
Россия пытается претендовать на суверенитет в регионе. Правительство приняло политическое изменение, требующее, чтобы суверенные суда уведомляли за 45 дней о транзите по Северному морскому пути - арктическому маршруту, соединяющему Кольский полуостров с Беринговым проливом.
Этот новый закон также требует, чтобы иностранные военные корабли брали российского лоцмана, а также предоставляли подробную информацию о судне, что есть явное нарушение суверенного иммунитета…
Россия также отметила, что она может запретить свободный проход через территориальные моря по любой причине, и они пригрозили затопить любое судно, которое игнорирует российские законы во время плавания по Северному морскому пути.
ВМС США будут продолжать поддерживать присутствие в Арктике, поскольку это важно для нашей обороны и торговли. По мере того, как Арктика вступает в новую эру беспрецедентного доступа, ВМС США будут работать со своими союзниками и партнерами, чтобы активно формировать будущее самого маленького океана в мире в соответствии с нашими общими ценностями и интересами».
Резюме.
Исходя из содержания статьи, Пентагон хорошо освоил декларативную часть демонстрации своего могущества на морях и океанах, а по сути окончательно расписался в потере важнейшего региона, признав безальтернативным хозяином Арктики Россию.
О чём, собственно, давно и подробно предсказано здесь:
США начинают битву за СевМорПуть.
Арктика возвращается домой.
Севморпуть на марше.
Александр Дубровский
Рейтинг публикации:
|