Переговоры по стратегической стабильности являются перспективным направлением для улучшения отношений России и США, считает эксперт в области международной безопасности Центра специальных медиаметрических исследований Игорь Николайчук.
Россия предлагает новые условия стратегической безопасности в мире
Посол РФ в США Анатолий Антонов заявил, что предложение Москвы о встрече лидеров «ядерной пятерки» Совбеза ООН находится на рассмотрении Белого дома, но пока непонятно, какой будет реакция американского президента Дональда Трампа.
Это является развитием предложения президента РФ Владимира Путина, данного российским лидером во время его послания Федеральному собранию в январе текущего года. Владимир Владимирович тогда предложил вместо старых договоров по стратегической безопасности Москвы и Вашингтона согласовать многосторонний договор на основе соглашения постоянных членов Совбеза ООН.
Совет безопасности ООН состоит из пяти постоянных членов и десяти временных. Постоянные члены – это РФ, США, Франция, Великобритания и Китай, которые обладают правом вето и являются легитимными обладателями ядерного оружия.
Статус остальных членов ядерного клуба, включая Индию, Пакистан, Израиль (израильтяне формально этого не признают) и тем более Северную Корею, является спорным, а вот права «пятерки» Совбеза ООН не могут быть здесь чем-либо ограничены.
Главной идеей Путина является то обстоятельство, что раз старые соглашения между СССР и США постепенно уходят в прошлое, то необходимо договориться о новых, только на этот раз не на двусторонней, а на многосторонней основе ввиду многополярности современного мира.
Это важное предложение для современной мировой политики, причем ход дискуссии зависит от позиций Вашингтона и Пекина, которые пытаются использовать этот вопрос для защиты и продвижения своих интересов, в том числе и путем смещения стратегического баланса.
«Интересно, что эти вопросы раньше находились на периферии внимания российского и мирового экспертного сообщества, а так Путин 15 января вскользь высказался, что надо здесь что-то делать и менять всю систему глобальной безопасности в мире», - заключает Николайчук.
После этого наша страна официально обратилась в ООН и разослала предложения другим членам Совбеза ООН рассмотреть этот вопрос на уровне «ядерной пятерки». Здесь действительно началось обсуждение, и нам теперь нужно дождаться официальной реакции США.
«Сразу поступила реакция Макрона, Китай на этот счет ничего толком не сказал, но это было неудивительно – никто и не ждал публичного заявления на этот счет со стороны Пекина ввиду особенностей китайской политики. Что-то здесь заявило британское правительство Джонсона, и вот теперь все ждут официальную американскую реакцию Трампа», - резюмирует Николайчук.
Николайчук замечает, что этот вопрос на протяжении последнего месяца начал изучаться по всему миру, а российский экспертный корпус, пусть и не на первых страницах, уже делает комментарии, что такой договор может стать альтернативой СНВ-III. Действие последнего договора истекает в феврале 2021 года, и если его не продлить на новый срок, то в мире больше не будет соглашений по стратегической стабильности.
«Происходит эрозия и по другим важным стратегическим вопросам, так что в связи с этим нужно сделать вывод, что что-то зреет по новому соглашению по стратегической безопасности. Ведь вряд ли бы такое заявление Путина и такие тенденции в экспертном сообществе происходили на пустом месте, поэтому за таким брожением что-то подразумевается», - констатирует Николайчук.
Предложение Путина корреспондирует риторике Трампа
После прекращения эпохи биполярного мира нужно было сразу что-то решать по вопросам стратегической стабильности, но эта проблема затянулась, и вот спустя 30 лет мы сталкиваемся здесь с очень непростыми переменными.
«Здесь показательной является риторика Трампа, который с самого первого дня своей большой политической карьеры говорил, что с Россией нужно дружить, но дружить по-новому. Если взять новую американскую ядерную доктрину, то там прямо сказано, что мир изменился, а Россия обозначена не как противник, а как соперник, причем это было подтверждено Пентагоном», - заключает Николайчук.
Позиция администрации Трампа заключается в том, что Россия – это не Советский Союз, и одна эта дефиниция, как полагает Николайчук, многого стоит, учитывая традиционные настроения в американской политике. И все это подкрепляется тезисом, что Холодная война давно кончилась.
«Давление в отношении России должно быть здесь заменено на сдерживание в отношении всех государств современного мира, т.е. все друг друга должны сдерживать. США должны сдерживать Гондурас, а Польша должна сдерживать Латвию, поэтому здесь не нужны какие-то локальные и региональные договоры. Именно на этом основании США вышли из ДРСМД», - резюмирует Николайчук.
Такая же линия реализуется американцами в отношении СНВ-III, поскольку основой этого договора являлся принцип взаимного уничтожения двух систем, который на сегодняшний день не актуален ввиду отсутствия политико-идеологических блоков в мире.
«Можно сделать вывод, что мир начал двигаться к этому соглашению, поэтому все эти предложения и заявления являются не пустой декларацией, а основанием для широкоформатных переговоров», - констатирует Николайчук.
И важно здесь то, что риторика Путина и Трампа корреспондирует друг другу, поэтому и возникают шансы на подписание итогового соглашения.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+