Турция и Россия, связанные многовековой историей соперничества на Черном море и Ближнем Востоке, проводят динамичную и изощренную региональную политику, отражающую сложную сеть совпадающих и сталкивающихся стратегических интересов.
Турция является самой мощной региональной державой в Восточном Средиземноморье. Что касается черноморского региона, здесь как Москва, так и Анкара играют решающую роль. Ближний восток и Северная Африка, в силу близкого соседства, имеют для Турции решающее значение, однако, в то же время эти регионы представляют геостратегический интерес и для России.
На протяжении нескольких столетий две державы неоднократно вели вооруженные конфликты на Балканах, в черноморском регионе и на Кавказе. В частности, предметом непрекращающегося спора был контроль над проливами Босфор и Дарданеллы. Для России эти два узких водных прохода представляют собой единственный выход в Средиземное море. Завоевание Стамбула всегда было одной из главных стратегических целей Российской империи.
Во времена холодной войны (1947-1991) Турция была естественным и решительным сторонником Запада, помогая ему защищать мир от советской угрозы. И сегодня она остается ценным членом НАТО, обладающим значительной военной мощью.
В последние десятилетия по мере изменения баланса сил Ближний Восток становится все более и более нестабильным. В результате недальновидной и непоследовательной, отчасти даже наивной политики, Соединенные Штаты и Европа утратили значительную часть своего прежнего авторитета и влияния в регионе. И Москва, и Анкара понимали сложную ситуацию и императивы Ближнего Востока гораздо лучше западных стран, и поэтому они более умело определили свои стратегические интересы. Их политику можно охарактеризовать как сочетание конфликта и сотрудничества.
Обе державы хотят добиться определенной степени стабильности в регионе и, если не полностью уничтожить, то хотя бы сдержать рост исламского терроризма. Здесь их интересы практически совпадают. Москва и Анкара стремятся наладить хорошие отношения с Ираном и хотят, чтобы западные санкции в отношении Тегерана были отменены. Что же касается спора о правах на разведку и добычу нефти и газа между Турцией, Грецией и Кипром, Россия в него не вмешивается и не встает на чью-либо сторону.
Такое сочетание совпадающих и конфликтующих интересов требует частых встреч между людьми, принимающими решения, особенно между президентами двух стран Реджепом Тайипом Эрдоганом и Владимиром Путиным. Частые контакты двух лидеров заставляют многих на Западе думать, что их связывают теплые личные отношения, но это не так. Фактически, Турция и Россия проявляют максимальную осторожность и прагматизм, чтобы избежать излишней эскалации и дестабилизации двусторонних отношений, что может служить хрестоматийным примером «реальной политики».
В Сирии Россия, как и Иран, выступают за сохранение режима президента Башара аль-Асада, в то время как Турция явно занимает противоположную позицию. Укрепление и без того сильного иранского влияния в шиитской оси, идущей через Сирию вплоть до Ливана, не отвечает интересам Анкары. В то же время, Россия признает обоснованность попыток Турции помешать курдским вооруженным формированиям, известным как «Отряды народной самообороны» (YPG) получить полный контроль над северо-восточной частью Сирии, где плотно проживает курдское население и, как следствие, с пониманием относится к турецкой военной интервенции. Россия даже оказала некоторую помощь турецким вооруженным силам во время эвакуации мирных жителей в этом регионе.
В Ливии Москва поддерживает фельмаршала Халифу Хафтара, возможно, самого сильного политического лидера страны, в его борьбе против Правительства национального согласия (ПНС), пользующегося поддержкой ООН. Анкара достигла соглашения с GNA по поводу разделения прав на разведку и добычу углеводородов в Средиземном море, против чего категорически возражают Кипр и Греция. Как следствие, Турция готова оказать военную поддержку GNA в войне против повстанцев Ливийской национальной армии (ЛНА) маршала Халифы Хафтара.
Ближний Восток и Северная Африка, а также Восточное Средиземноморье являются непосредственными соседями Турции. Неизбежно, что интересы Анкары в этом регионе иногда могут отличаться от интересов США или Европейского Союза. По мнению турецкого руководства, иногда развитие событий может требовать военного вмешательства. В то же время, Запад, категорически не поддерживает такой подход. В результате Турция пришла к выводу, что она не может позволить себе полностью зависеть от Запада в том, что касается импорта современных вооружений. Именно этим объясняется приобретение Турцией российской системы противоракетной обороны С-400 вместо соответствующей американской техники. Решение о покупке комплексов С-400 не означает отказа Турции от своих обязательств перед НАТО.
За пределами Восточного Средиземноморья и Северной Африки (БВСА) в турецко-российских отношениях преобладает старое соперничество, уходящее корнями в эпоху Османской империи. Анкара поддерживает территориальную целостность Украины, особенно в конфликте по поводу Крыма. Независимость Грузии на Кавказе также соответствует национальным интересам Турции.
Еще одной крайне неустойчивой и потенциально опасной зоной являются Западные Балканы. Безответственное решение Европейского Союза заморозить переговоры о вступлении в ЕС с Албанией, Косово, Македонией и Черногорией открывает для Москвы путь к усилению своего влияния в регионе, что является давней геополитической целью России. В то же время, Западные Балканы представляют собой «ближнее зарубежье» и для Турции. Крупные державы, соперничающие за влияние, могут разжечь постоянно тлеющие религиозные и этнические конфликты в этом регионе.
Турция и Россия являются важными торговыми партнерами, и обе страны прекрасно осознают этот факт. Таким образом, политический прагматизм может предотвратить прямые столкновения между давними соперниками. Однако, это не снижает вероятности того, что Анкара и Москва будут по-прежнему проводить антагонистическую политику в других регионах.