Встреча Владимира Путина с королем Саудовской Аравии.
Фото пресс-службы Главы Российского государства
Неизвестные атакуют саудовские нефтяные терминалы, неизвестные открывают огонь по иранскому нефтеналивному танкеру, турецкие войска входят на территорию северно-восточной Сирии, американские войска по приказу Трампа намереваются уходить из Сирии. Буквально голова кругом от этих весьма тревожных событий в регионе Персидского залива. И в разгар подобного военно-политического обострения ситуации в самую сердцевину конфликтов едет Владимир Путин.
Мы не раз указывали, что вокруг Персидского залива определились четыре региональных центра силы, имеющие друг к другу претензии, а также имеющие претензии на доминирование в регионе. Причем, ни одна из этих сил самостоятельно не может стать единственным гегемоном местного формата. Поэтому в последние годы они прилагают усилия по созданию своих – тайных и явных – коалиций, опираясь на которые, надеются укрепить свое влияние и ослабить соперников. Речь идет о четырех народах, живущих в этих краях и имеющих каждый свое совсем не слабое государство – о персах (Иран), арабах (Саудовская Аравия), евреях (Израиль) и турках (Турция). Все они имеют сложные отношения, но история также демонстрирует совсем нетривиальные сюжеты, когда бывшие противники вдруг по определенным мотивам становятся партнерами. Правда, дружба эта, как правило, направлена против кого-то из соседей. Вообще «дружить против кого-то» – это такой местный вид сосуществования на малой территории.
Сегодня, например, нормализовались отношения между Турцией и Ираном, достаточно давно уже идут разговоры о сближении интересов Саудовской Аравии и Израиля. Но, чтобы все соседи взяли и замирились – такого пока не просматривается. Но это – пока. А что будет через несколько лет – посмотрим, тем более, что в центре всех названных стран и народов поднимается и приходит в себя после почти десятилетия гражданской войны и иностранной интервенции Сирия. И вот этот фактор может сыграть принципиальное значение для переформатирования региональных отношений.
Мы сделали такой экскурс для того, чтобы именно с этих позиций посмотреть на итоги визитов Президента России в регион Персидского залива – в две столицы, от которых зависит ориентирование региональных тенденций, формирующихся у нас на глазах.
Заметим при этом, что у Москвы-то сложились хорошие отношения со всеми четырьмя названными странами. И появление на перекрестке их региональных интересов возрожденной после войны Сирии существенным образом меняет расклад. Вот уже Анкара и Тегеран проявили общие интересы. Вот уже Израиль перестает заниматься ночными ударами своей боевой авиации по земле Сирии. Вот уже Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) притормозили, а скоро, вероятно, и завершат поддержку своих прокси, воевавших в Сирии против правительства Асада.
Но как же враждебные местному урегулированию джентльмены с Запада не хотят успокоения и мира, как же они провоцируют новые витки напряженности, вплоть до военного столкновения региональных держав. Сколько провокаций мы увидели только за последнее время, но процесс урегулирования через успокоение местных противоречий стартовал и нарастает. Как же джентльмены не хотели, чтобы Путин сюда приехал. Мало того, что к президенту России в Москву и в Сочи регулярно наведываются лидеры всех четырех названных стран, он ещё сам решил посетить эти места.
Никакие провокации не заставили президента России перенести визиты в Саудовскую Аравию и ОАЭ. Путин приехал. И о том, что, на наш взгляд, оказалось важным в этом его двухдневном пребывании на Аравийском полуострове, сейчас расскажем.
Вот так король Саудовской Аравии Сальман бен Абдель Азиз Аль Сауд встречал Владимира Путина.
Фото пресс-службы Главы Российского государства
Если определить тематику визитов, то явно вырисовываются несколько проблем, время решать которые наступает.
Безопасность в регионе. Стоимость нефти. Палестинский вопрос. Двустороннее сотрудничество. Восстановление Сирии. Продвижение русского оружия на рынки стран Персидского залива. На очереди – прекращение войны в Йемене.
В официальном сообщении о визите сказано: «Среди тем переговоров Президента России с Королем Саудовской Аравии Сальманом бен Абдель Азизом Аль Саудом – координация действий по стабилизации цен на нефть, положение дел в Сирии и регионе Персидского залива, а также палестино-израильское урегулирование… Обсуждалось наращивание многопланового взаимодействия по различным направлениям: сотрудничество в сферах энергетики, сельского хозяйства, промышленности, военно-технической кооперации и культурно-гуманитарных обменов.
Глава Российского государства и Король Саудовской Аравии обменялись мнениями по актуальным темам международной повестки дня, уделив особое внимание ситуации в регионе Ближнего Востока и Северной Африки».
И ещё – Путин остался переночевать у короля в его резиденции (неожиданность?), и о чем они спокойно беседовали под вечер, можно лишь предполагать…
Вы только представьте, что скоро удастся посадить за стол переговоров короля Сальмана и президента Ирана Рухани. Невероятно? Но, ведь, ещё не так давно трудно было себе представить за одним столом Рухани и президента Турции Эрдогана – а теперь они там рядом с Путиным.
Тем более, что в эти же дни премьер-министр Пакистана Имран Хан посещает Иран и Саудию с «миссией мира и безопасности в регионе», а де-факто – конкретно ради снижения напряженности в отношениях Тегерана и Эр-Рияда. Причем, с миссией, инициированной со стороны Саудовской Аравии.
От Тегерана также сделаны примирительные заявления: МИД Ирана объявляет о том, что Саудовская Аравия не имеет отношения к недавней атаке на иранский нефтяной танкер в Красном море близ Джидды, а сам Иран готов вести диалог с Саудовской Аравией напрямую.
Да, о чем-то по итогам российско-садовских переговоров было сказано открыто, о чем-то предпочли особо не распространятся. Но итог понятен – ОАЭ с давних пор, и Саудовская Аравия с недавних пор – становятся стратегическими партнерами России в этом «чувствительном» регионе планеты. Владимир Путин отметил: «Рассматриваем российско-саудовскую координацию как необходимый элемент обеспечения безопасности на Ближнем Востоке и в Северной Африке». Ему вторит наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бен Сальман Аль Сауд, который заявил о «выстраивания стратегического партнерства между двумя дружественными странами».
И в этом процессе обеим сторонам подыгрывает… президент США Дональд Трамп. Конспирология? Отнюдь. Вы только гляньте на то, как быстро – прямо в канун визитов Путина – янки сматывают удочки в северо-восточных районах Сирии, выводя оттуда войска. Вы только гляньте, как США пытаются надавить на Саудию (от суда над её подданными за организацию терактов 11 сентября 2001 года, до прямых обвинений в адрес руководства СА в убийстве оппозиционного журналиста), чем только отталкивают её руководство. Вы только посмотрите, что там Трамп чиркнул только что в своем Twitter’e: «Любой, кто хочет помочь Сирии в защите курдов, может этим заняться. Хоть Россия, хоть Китай, хоть Наполеон Бонапарт». По его словам, все перечисленные справятся с этим лучше, так как военные США «находятся в 7 тысяч миль» от места событий.
Что это, как не стеб «про Наполеона Бонапарта» и откровение Вашингтона относительно его незаинтересованности местными событиями? Яснее не скажешь. И куда в таком случае разворачиваться арабским монархиям в поисках нового мощного партнера? К Евросоюзу? – Так тот уже давно дистанцируется от здешних проблем – своих хватает. К Великобритании? – Так, та попала в такой переплет, что после Brexit’a может лишиться чуть не половины своей страны, а, в лучшем случае, Британский Лев вместо очередной «аравийской охоты» останется зализывать раны.
И вот перед взором аравийских монархов появляется, будто мираж, но на самом деле – реальность, российские ВКС, которые демонстрируют столь высокую эффективность, что у уважающих силу арабов возникает справедливый вопрос: а не с русскими ли лучше дружить? Тем более, что они сюда – в отличие от англосаксов – не грабить и стравливать народы пришли, а «ногою твердой стать на море» ради успокоения местных эмоций.
Сказано же – «Россия войн не начинает, Россия войны заканчивает». И здешним монархам это, похоже, стало понятно, а, главное – привлекательно. Не зря же в Дубаи вырос туристический рай, но он может рухнуть, если начнется война, к которой подталкивают провокаторы. Не зря же наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бен Сальман Аль Сауд (на фото) намерен создать в северо-западном районе страны суперсовременный «Город Будущего», наполненный новыми технологиями и центрами прорывных исследований – создать, а не разрушать. Арабы, ясное дело, настроены на созидание.
Фото пресс-службы Главы Российского государства
Да и Израилю пора бы получить удовольствие от моря и солнца, а не от регулярных всплесков тревоги, когда то и дело включается система ПВО «Железный купол».
Владимир Путин со всем основанием обращается к народам региона: «Я принес вам не меч, но мир!» И, как представляется, его уже услышали.
Вы только посмотрите на список документов, подписанных в ходе визита в Саудовскую Аравию. В них – целая программа развития разнообразных экономических связей:
1. Хартия сотрудничества стран-производителей нефти.
2. Заявление о намерениях между Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос» и Саудовской комиссией по космосу о сотрудничестве в области пилотируемой космонавтики и глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС.
3. Программа Российско-Саудовского стратегического сотрудничества высокого уровня Совместной межправительственной Российско-Саудовской комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству.
4. Протокол между Министерством энергетики Российской Федерации и Министерством энергетики Королевства Саудовская Аравия о сотрудничестве в области энергетики.
5. Меморандум о сотрудничестве в области культуры между Министерством культуры Российской Федерации и Министерством культуры Королевства Саудовская Аравия.
6. Меморандум между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Саудовская Аравия об упрощении выдачи виз гражданам двух стран.
7. Меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве в сфере здравоохранения между Министерством здравоохранения Российской Федерации и Министерством здравоохранения Саудовской Аравии.
8. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Саудовская Аравия о взаимном учреждении торговых представительств.
9. Совместное заявление по работе над Соглашением меду Российской Федерацией и Королевством Саудовская Аравия о поощрении и взаимной защите капиталовложений.
10. Меморандум о взаимопонимании между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Министерством окружающей среды, водных ресурсов и сельского хозяйства Саудовской Аравии о взаимном расширении экспорта сельскохозяйственных и продовольственных товаров.
11. Исполнительная программа технологического сотрудничества между Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Министерством связи и информационных технологий Королевства Саудовская Аравия.
12. Меморандум между Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Министерством связи и информационных технологий Королевства Саудовская Аравия о сотрудничестве в области массовых коммуникаций.
13. Меморандум о взаимопонимании между Федеральным агентством по туризму и Саудовской комиссией по туризму и национальному наследию.
14. Соглашение о сотрудничестве между РФПИ и PIF о совместных инвестициях в сфере лизинга воздушных судов для поддержки развития российских авиалиний.
15. Меморандум о взаимопонимании между РФПИ и PIF о совместном инвестировании в НефтеТрансСервис, одного из крупнейших операторов железнодорожных перевозок в России.
16. Рабочая программа между Федеральным агентством воздушного транспорта (Российская Федерация) и Генеральным управлением гражданской авиации Королевства Саудовская Аравия.
17. Меморандум о взаимопонимании и техническом сотрудничестве в области налогового администрирования между Федеральной налоговой службой (Российская Федерация) и Генеральным ведомством по налогам и пошлинам Королевства Саудовская Аравия.
18. Соглашение о вхождении консорциума Saudi Aramco, PIF и РФПИ в акционерный капитал Новомет – производителя оборудования для нефтедобычи.
19. Соглашение о сотрудничестве между SABIC, РФПИ и ЕСН по строительству и эксплуатации завода по производству метанола мощностью до 2 миллионов тонн в год в Амурской области в России.
20. Соглашение о сотрудничестве между РФПИ и SALIC по поиску и осуществлению совместных инвестиций в предприятия российского агропромышленного комплекса.
21. Соглашение о сотрудничестве между ФОСАГРО, MA'ADEN и РФПИ по реализации совместных проектов в секторе удобрений.
Также в ходе визита обсуждены вопросы, связанные с реализацией важнейшей для двух стран сделки ОПЕК+ по регулированию комфортных для Москвы и Эр-Рияда цен на нефть.
Публичный фонд Саудовской Аравии выделил 10 миллиардов долларов для совместных с Российским фондом прямых инвестиций проектов на территории России. Принято решение об открытии Российским фондом прямых инвестиций своего отделения в Эр-Рияде, первого за пределами России.
Как отметил Владимир Путин, «имеются существенные возможности для наращивания российско-саудовского сотрудничества в самых разных сферах – таких, как промышленность, транспорт, банковское дело, инфраструктура, цифровые технологии, освоение космоса».
В целом, Россия и Саудовская Аравия заключают несколько соглашений на сумму более 2 млрд долларов, сообщил журналистам генеральный директор Российского фонда прямых инвестиций Кирилл Дмитриев. Эти документы касаются сотрудничества в таких сферах, как сельское хозяйство, железные дороги, нефтехимия. Одна из крупнейших – сделка в области авиализинга на 700 миллионов долларов.
Решение по строительству атомной электростанции в Саудовской Аравии можно ожидать в 2020-2021 году, заявил глава «Росатома» Алексей Лихачев. Россия намерена действовать так, как предложит саудовский заказчик, отметил он.
В связи с меняющейся геостратегической ситуацией в регионе есть серьезные основания полагать, что подписанные документы будут реализованы в отличие от многочисленных соглашений, которые были заключены 10 лет назад во время предыдущего визита Владимира Путина в Саудовскую Аравию, но в большинстве своем оставшихся на бумаге. Другое дело – договоренности 2017 года, достигнутые в ходе визита короля Салмана в Москву. Владимир Путин особо подчеркнул: «Ценим Ваш личный вклад, Ваше Величество, в продвижение многопланового российско-саудовского взаимодействия. Результативным стал Ваш первый в истории визит в Россию в октябре 2017 года. Достигнутые тогда договоренности успешно реализуются».
Владимир Путин прибыл в Абу-Даби.
Фото пресс-службы Главы Российского государства
На таком же высоком уровне прошел визит президента России в ОАЭ, где во дворце Каср аль-Ватан в Абу-Даби состоялись переговоры Владимира Путина с наследным принцем Абу-Даби, заместителем Верховного главнокомандующего вооружёнными силами Объединённых Арабских Эмиратов Мухаммедом бен Заидом Аль Нахайяном.
Наследный принц прямо обращался к российскому лидеру: «Дорогой брат, дорогой друг!» и говорил о развитии «стратегического партнерства» – и не меньше – между нашими странами. Это – очень показательные вещи. Далеко не в каждой стране арабского мира встречают такими словами.
А уж, когда наследный принц преподнес Владимиру Путину макет дворца Каср аль-Хосн, который был резиденцией президента ОАЭ, то стало понятно – это королевский подарок.
Наследный принц Абу-Даби Мухаммед бен Заид Аль Нахайян дарит Владимиру Путину макет королевского дворца.
Фото пресс-службы Главы Российского государства
Если в отношениях России и Саудовской Аравии до нынешнего визита отмечалась больше политическая составляющая, и на первый план выходили вопросы безопасности, то в отношениях Москвы с ОАЭ более заметны финансово-экономические компоненты. Хотя и региональные проблемы не остаются вне внимания.
Посмотрите, пожалуйста, на те документы, что были подписаны в ходе визита, и оцените их направленность:
1. Меморандум о взаимопонимании между Министерством энергетики Российской Федерации и Министерством энергетики и промышленности Объединённых Арабских Эмиратов по сотрудничеству в сфере энергетики.
2. Меморандум о взаимопонимании между Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» и Корпорацией по атомной энергии Объединенных Арабских Эмиратов о сотрудничестве в области использования атомной энергии в мирных целях.
3. Концессионное соглашение между ПАО «Лукойл» и Национальной нефтяной компанией Абу-Даби по газовому месторождению «Гаша».
4. Соглашение о сотрудничестве между Российским фондом прямых инвестиций, ПАО «Лукойл» и Национальной нефтяной компанией Абу-Даби.
5. Соглашение о сотрудничестве между Российским фондом прямых инвестиций и суверенным фондом Объединённых Арабских Эмиратов «Мубадала» по реализации национальных проектов, включая проекты в сфере искусственного интеллекта.
6. Рамочное соглашение о стратегическом сотрудничестве между ПАО «Газпром нефть» и Национальной нефтяной компанией Абу-Даби.
И ещё одна деталь. Трудно припомнить, чтобы после визитов Владимира Путина в разные страны туда спешно направлялся за получением возможной информации о «контактах с русскими» заместитель госсекретаря США. А сегодня мы знаем, что именно замгоссекретаря США по политическим делам Дэвид Хейл срочно посетит Саудовскую Аравию и Объединенные Арабские Эмираты.
Вывод таков – американцы чрезвычайно озабочены тем, как Саудовская Аравия и ОАЭ разворачиваются лицом к Москве и уже боком к Вашингтону. Естественно, этот процесс на Потомаке не может нравиться. Что привезет с собой посланец Трампа? Угрозы? Посулы? Или просто будет выяснять, о чем здесь говорили с Путиным и о чем договорились. Уже даже собственной разведке не доверяет Трамп, коль посылает за информацией высокопоставленного чиновника госдепа. Так скоро и Помпео будет «на посылках». Нет?
…Информационное агентство «Saudi-Press» в своем материале отметило: «Саудовская Аравия и Россия начали новый этап сотрудничества и интеграции во многих областях развития, направленных на достижение процветания и прогресса в обеих странах». Такое, с учетом достаточно сдержанного тона официальных сообщений в этой стране, можно расценивать, как очень высокую оценку итогов визита Владимира Путина.