Вчера Турция начала военную операцию на севере Сирии, а сегодня Совет безопасности ООН собирается на экстренное заседание, чтобы эту операцию осудить. Турецкое вторжение возмутило абсолютно всех: и в Европе, и на Ближнем Востоке высокопоставленные лица сыплют проклятия в адрес Реджепа Эрдогана. Зачем Турции снова лезть в Сирию и кто выиграет от этой военной кампании?
Как всё начиналось
О том, что Турция планирует военную кампанию на севере Сирии, было известно ещё в конце августа. Тогда президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что одобрение США вовсе не обязательно.
Но зелёный свет вот уже третьей по счёту операции под названием «Родник мира» давали всё-таки в Вашингтоне. Потому как в планы Турции входила не только борьба против засевших в этом районе боевиков запрещённой в РФ террористической организации ИГ, но и атака на курдов — давних союзников США.
Несколько дней назад турецкий президент объявил о скором начале операции. Затем лидеры Турции и США поговорили друг с другом по телефону, а в воскресенье было объявлено о выводе американских войск из того района. Первые удары с воздуха турецкие военные нанесли ещё в ночь на понедельник, а вчера, 9 октября, началась наземная часть «Родника мира».
Чего добивается Турция
В своё время турки провели на территории Сирии две военные операции: «Щит Евфрата» и «Оливковая ветвь». Турецким военным предстояло отрезать друг от друга две подконтрольные курдам территории, лишить район Африн снабжения и вытеснить из него курдов. Теперь Турция планирует приступить к созданию буфера вдоль всей сирийско-турецкой границы и полностью подавить силы курдов в этом регионе.
Как заявляли в Анкаре, военная операция необходима, чтобы тысячи сирийских беженцев могли вернуться в свои дома – а беженцев в Турции немало, около 3,4 млн человек, и Турция устала их содержать.
Все против
«Вторжение», «катастрофа» — такими заголовками встретили начало операции европейские СМИ. Рядом с заголовками – фото и видео беженцев, которые спешат покинуть опасный регион. На кадрах видны дети, кто-то везёт по пыльной дороге коляску. А вдалеке над сирийскими городками поднимаются клубы дыма после турецких бомбардировок. Всего, как пишут арабские СМИ, удары были нанесены по шести приграничным городам.
Стали поступать и первые данные о погибших мирных жителях: их по меньшей мере 9, около 20 человек ранены. Ещё трое убитых принадлежали к возглавляемым курдами Сирийским демократическим силам. Можно не сомневаться: количество убитых существенно возрастёт.
В Европе опасаются, что действия Турции нисколько не помогут в борьбе с Исламским государством (ещё раз напомним, что эта организация запрещена в РФ как террористическая), а также боятся, что поток беженцев в страны ЕС вырастет – тех, что есть, переварить бы. И, надо сказать, боятся не зря: Эрдоган уже пригрозил отправить все 3,4 млн сирийских беженцев, которые находятся в Турции, европейцам – мол, запрещаете мне наводить порядок – сами с проблемой разбирайтесь. В Нидерландах, к примеру, было решено вызвать турецкого посла на ковёр, а по требованию Франции и было созвано экстренное совещание Совбеза ООН.
В НАТО осторожно заявили, что Турция, конечно, имеет право обеспечить безопасность собственным границам. Однако делать это следует крайне аккуратно, чтобы не обострять напряжённость в регионе и не вызывать «новые человеческие страдания».
Арабские страны осудили действия Турции почти что единогласно. Одни назвали вторжение Турции в Сирию нарушением суверенитета последней, другие (как Саудовская Аравия, например) полагают, что от этого выиграют террористы из ИГ, а значит, международные усилия по борьбе с ними будут подорваны.
А что Трамп?
С одной стороны, Турция воюет не только с головорезами из ИГ, но и с курдами. Которых, как известно, поддерживали США: Сирийские демократические силы были главным союзником американцев в борьбе с ИГ. Однако в своих последних твитах президент США Дональд Трамп дал понять, что на этот раз рассчитывать курдам не на что. «Мы и так уже потратили огромные суммы денег на помощь курдам», — заявил Трамп. А ещё опубликовал ссылку на статью, в которой курдов критикуют за отказ от помощи в Нормандии, а также Корее, Вьетнаме и Афганистане…
Также Трамп пригрозил и Эрдогану, пообещав, что если Турция сделает что-то не то, то Америка полностью уничтожит её экономику.
Курды уже назвали американцев предателями, но сдаваться не собираются. Впрочем, для них всё может выйти не столь ужасно, говорят некоторые эксперты: как вариант, американцы, отводя свои войска из того региона, могут предложить курдам присоединиться к ним. В конце концов, совсем уходить из Сирии США, судя по всему, пока что не планируют, несмотря на мечты Трампа покончить с этой дорогостоящей войной.
Что после
Осторожные заявления российской стороны дают понять: Москва, с одной стороны, не может повлиять на операцию «Родник мира», поскольку официальных сирийских войск в том районе нет. Да и не особо хочет: нам нет нужды вписываться за давних американских союзников. С другой, если бы курды и сирийское правительство нашли наконец общий язык, это помогло бы частично снять напряжённость в регионе. На данный момент Дамаск не признаёт курдскую администрацию в автономии, а курды в состав Сирии возвращаться не желают. А Европа, несмотря на показную панику, только выиграет, если Эрдогану удастся создать у своих границ устраивающий Турцию анклав и вернуть в свои дома почти 4 млн сирийских беженцев.
Американские эксперты хитро потирают ручки и пишут о том, что теперь, вероятно, возникнут более глубокие разногласия между Россией, Ираном и Турцией, но признают, что США своим поступком усугубили хаос в регионе, и пока не ясно, кто получит преимущество.
Но, скорее всего, разногласий никаких нет и не было. Действия Турции обсуждались — конечно, и с Трампом, и, по всей видимости, с Асадом, но с Россией — в первую очередь. А значит, рано или поздно каждый, кто замешан в этой истории, получит ровно то, что хочет — либо то, что заслужил. И в первую очередь это касается курдов: союзников всё же стоит выбирать повнимательнее.