Джон Беркоу (John Bercow) пригрозил Борису Джонсону (Boris Johnson), что будет готов порвать парламентский свод правил, чтобы остановить любую незаконную попытку премьер-министра вывести Великобританию из ЕС 31 октября без заключения сделки.
В прямом предупреждении №10 спикер Палаты общин заявил, что, если необходимо, он готов разрешить «проявить изобретательность в применении парламентских процедур», чтобы у парламента была возможность помешать Джонсону пренебречь законом.
«Если дело дойдет до того, что [Джонсон проигнорирует закон], я полагаю, что парламент захочет исключить эту возможность… Ни ограничения существующего свода правил, ни нехватка времени не помешают ему это сделать, — сказал он, выступая с ежегодной лекцией в Лондоне. — Если до сих пор я выражался хотя бы отчасти двусмысленно, позвольте мне выразиться предельно ясно. Единственной вариант Брексита, который у нас имеется, когда бы он ни состоялся, будет Брексит, который явно одобрила Палата общин».
Чтобы пресечь «неправомерные действия, злоупотребления или силовые решения исполнительной власти», он также предложил ввести письменную конституцию, которая в принципе могла бы предотвратить конституционный кризис, в котором Великобритания оказалась из-за Брексита.
Неожиданное вмешательство Беркоу будет одним из его последних шагов в качестве спикера, поскольку он объявил, что уйдет в отставку в конце октября — всего через две недели после того, как парламент должен будет вернуться к работе, поскольку сейчас она временно приостановлена.
Четверг стал для Джонсона еще одним нелегким днем, поскольку ему пришлось отрицать, что он ввел в заблуждение королеву, объясняя свои причины приостановки работы парламента, которая на этой неделе была признана шотландским судом незаконной. В четверг был опубликован полный текст решения трех судей апелляционного суда, в котором они единогласно призналиь, что приостановка работы парламента вызвана намерением «препятствовать его деятельности и осуществлению надлежащего парламентского контроля над стратегией Брексита» и ни какой другой причиной.
Лорд Карлоуэй (Lord Carloway), лорд-председатель, сказал, что приостановка работы парламента осуществлялась «тайно» в то время, когда на Даунинг-стрит знали, что 75 членов парламента и пэров подали на правительство в суд, чтобы не допустить приостановки работы парламента.
Выступая после мероприятия, на котором говорилось о развитии судостроения, Джонсон заявил, что это «совершенно не соответствует действительности». По его словам, он не лгал королеве, когда разъяснял ей причины приостановки работы парламента, настаивая на том, что это было решение, принятое для того, чтобы подготовить программу правительства к тронной речи королевы в середине октября. Премьер-министр, который в пятницу должен выступить с речью на севере Англии, подчеркнул, что Высокий суд Лондона вынес другое решение, и сказал, что окончательное решение должен вынести на следующей неделе Верховный суд.
Джонсон также стремился замять шумиху по поводу участия шотландских судей в принятии решения о том, что приостановка работы парламента была незаконной. Это произошло после того, как министр предпринимательства и энергетики Квази Квартенг (Kwasi Kwarteng) заявил, что «многие люди» думали, будто судьи предвзято относятся к Брекситу.
Учитывая, что вариантов становится меньше, Джонсон, похоже, активизирует работу по заключению сделки с ЕС, возможно, склоняясь больше в сторону упрощенного варианта соглашения — «узкого бэкстопа», который распространялся бы только на Северную Ирландию. Однако он утверждает, что по-прежнему возможен жесткий Брексит 31 октября без заключения сделки с ЕС. При этом он попытался свести к минимуму значение документа, содержащего план экстренных действий по выходу из ЕС «Операция „Желтый молот″ (Operation Yellowhammer), опубликованных по требованию парламента в среду. В документе говорится об угрозе нехватки продовольствия и медикаментов, нарушения транспортного сообщения и общественных беспорядков при худшем сценарии в случае жесткого Брексита.
Премьер-министр пообещал соблюдать закон в целом, но при этом сказал, что предпочел бы «лежать мертвым в канаве», чем просить у ЕС о новой отсрочке Брексита. В письме консерваторам он заявил, что закон, запрещающий Брексит 31 октября без заключения оглашения, он обязан соблюдать только «теоретически». Говорят, что его главный советник Доминик Каммингс (Dominic Cummings), считает, что закон не обязывает правительство получать отсрочку у ЕС, но различные варианты, такие как отправка противоречивого письма в Брюссель, были отклонены экспертами как незаконные. Иэн Дункан Смит (Iain Duncan Smith), бывший лидер консерваторов, заявил, что Джонсон может стать «мучеником Брексита», если откажется просить отсрочку.
В своем выступлении Беркоу раскритиковал идею, согласно которой Джонсон может даже решить пренебречь законом, принятым членами парламента, который предписывает премьер-министру добиваться трехмесячной отсрочки Бресита, если к середине октября сделка заключена не будет
Он продолжил, сравнив все попытки сторонников Брексита игнорировать закон для достижения того, что они считают высшей целью, с «ограблением банка на том основании, что украденные деньги будут сразу же переданы на благотворительные цели».
«Несоблюдение закона, безусловно, должно быть провальной затеей. И точка. Однозначно. В 2019 году в современной Великобритании, в парламентской демократической стране мы, парламентарии, законодатели, не можем по совести вести дебаты о том, нужно ли соблюдать закон или нет, — сказал Беркоу.
«Какой, видимо, моральной силой обладают представители общественности, пытающиеся бороться с антиобщественным поведением, пытающиеся вести борьбу с преступлением с применением оружия и пытающиеся заявить, что государство должно защищаться от всех видов отвратительных незаконных действий, если мы рассматриваем норму права, которой можно было бы во имя какой-то высшей цели пренебречь…. Удивительно, что кто-то даже пытался подумать об этом. Это был бы самый ужасный пример для остальных людей».
Беркоу, который уходит в отставку после того как 10 лет занимал кресло спикера, сказал, что «этот водоворот с Брекситом» выявил слабые места в политической структуре страны.
«В прошлом я скептически относился к необходимости письменной конституции для Великобритании, — сказал он. — Я пришел к выводу, что стоит создать королевскую комиссию или совещание под руководством спикера и изучить [варианты]».
Она должна стать гарантией того, что полномочия палаты общин «никогда не будут нарушаться в результате неправомерных действий, злоупотреблений или силовых решений исполнительной власти… Мы должны решить, нужна ли нам письменная конституция».
Беркоу объяснил, что когда 14 октября парламент вернется к работе, наиболее вероятны три варианта решения проблемы: новое соглашение о выходе из ЕС, поддержанное парламентом, жесткий Брексит без заключения соглашения, поддержанный большинством членов Палаты общин, или обращение правительства к Брюсселю с просьбой о следующем временном продлении членства Великобритании в ЕС.
Беркоу подвергается критике со стороны сторонников Брексита, которые считают, что он причастен к действиям, направленным на срыв процесса выхода из ЕС.
Обращаясь к своим критикам, Берков заявил, что он никогда и ни в чем не нарушал правил Палаты общин.
Он осудил тех «фанатиков», которые переходят на личности и обрушиваются с нападками в адрес членов парламента. А когда парламентариев, таких как Доминик Грив (Dominic Grieve), выставляют в прессе «врагами народа» — это уже опасные действия, сказал он. Мерзко и отвратительно ведут себя те, кто использует такие слова как «проваливай».
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.