Состояние мировой экономики внушает опасения экономистам, инвесторам и аналитикам. Люди, причастные к миру финансов и инвестиций, делятся своими прогнозами относительно нашего будущего, причем нерадостными.
Генеральный директор «УК Спутник — Управление капиталом» Александр Лосев, участник международного дискуссионного клуба «Валдай», считает вполне реальным возникновение структурного кризиса мировой экономики.
Этому способствует наличие таких негативных факторов, как низкие и отрицательные процентные ставки, слабый экономический рост, низкая инфляция и не радужные прогнозы длительного дефляционного спада. Ах, да, не забудем и про стагнацию, которая кому-то покажется бесконечной.
Международный валютный фонд динамику мировой экономики тоже оценивает не лучшим образом: нестабильная, слабая, склонная к длительной рецессии и перепроизводству. Причины – сокращение потребительского спроса, рост социального неравенства и при этом повышение затрат на бизнес, активизация процессов автоматизации и цифровизации.
Еще один немаловажный фактор – рост объемов кредитования, поддерживающий на плаву глобальную экономику. Как результат, накопление долгов. На данный момент их объем достиг рекордных 246 триллионов долларов (320% глобального ВВП).
При таких показателях мировая финансовая система неспособна вовремя отреагировать на системные кризисы. Не спасут ее и деньги мировых центробанков, заигравшихся в «околонулевые ставки», что снизило в итоге эффективность политики монетарной стабилизации.
Как итог, если центробанки перестанут снижать ставки и расширять денежные предложения, то финансовые рынки потерпят катастрофу в результате переоценки рисков и мощного обвала.
Мировой финансовый кризис 2007-2008 гг. стал следствием как раз пересмотра рисков (рост долгов нефинансовых корпораций, финкомпаний и банков, а также перевод их облигаций в категорию «мусорных»). Эта проблема в современном мире пока неразрешима. По прогнозам Лосева, к 2024 году порядка пяти триллионов облигаций станут «мусорными».
Проблема еще и в том, что сформировавшаяся геоэкономика представляет собой замкнутую систему, следовательно, постоянный рост кредитования по околонулевым ставкам и низком экономическом росте для нее это «смерть». Все имеет свои пределы и процессы глобализации не исключение.
Судите сами: промышленное производство фактически исчерпало себя. Сфера услуг богатства не создает, а лишь перераспределяет. Кредитование порождает долги, которые постоянно растут, а дополнительные эмиссии обесценивают деньги (их реальная стоимость уменьшается). Гиперинфляция и дефолты – предсказуемый результат подобной экономической политики. Итог: коллапс глобальной экономики и сокращение кредитного плеча. Другими словами, повторение Великой депрессии лишь вопрос времени.
Эпоха суперкапитализма подходит к концу и придется решать, что делать дальше. Обнулить все обязательства, как и произошло в 20-м веке, может помочь война. Другой вариант – сменить экономическую модель за счет перехода к новым технологиям. Третий – деглобализация экономики.
Стоит ли говорить, что второй вариант считается лучшим? Только он потребует усилий и понимания, что мир нуждается не в потребителях, а в творцах. Ну, а это уже вопрос, как минимум, образования и готовности мировых лидеров что-либо изменить хотя бы в пределах своих стран. Источник: zen.yandex.ru.
Рейтинг публикации:
|