ИАЦ продолжает публиковать аналитический доклада «Казахстан в новых политических реалиях: тренды и перспективы» подготовленный Казахстанским Центром Аналитических Исследований «Евразийский мониторинг» (г. Нур-Султан, Казахстан) и Центром международных и общественно-политических исследований «Каспий-Евразия» (г. Астрахань, РФ).
С учетом всего изложенного выше очевидно, что с начала смены главы государства Казахстан развивается в условиях политической турбулентности. Данное обстоятельство обусловлено следующими основными факторами.
Во-первых, отсутствие у нового руководства республики четких приоритетов относительно дальнейшего развития страны и ее политической системы. В связи с этим оно вынуждено пока балансировать между ключевыми и одновременно противоположными друг другу по смыслу векторами в лице преемственности и прогресса, олицетворяющими собой определенный уровень соответственно консервации и либерализации существующего уклада казахстанского общества и государства.
Во-вторых, довольно уникальная и при этом фактически не отраженная в Конституции РК новая конфигурация политической власти, обеспечивающая сохранение участия Нурсултана Назарбаева в управлении страной, вносит определенную дезориентацию среди государственных служащих, парламентариев, представителей бизнес-элиты и широкой общественности, а также зарубежных официальных и деловых кругов. Особенно критической ситуация с наличием в Казахстане фактически двух центров принятия решений, олицетворяемых Акордой и Назарбаев-центром, представляется для тех государственных и негосударственных структур и их должностных лиц, которые призваны соответствующие решения исполнять.
В-третьих, нарастание процесса размежевания отечественной элиты и всего общества на три большие группы со следующими условными названиями:
1. «Консерваторы», заинтересованные в сохранении максимального присутствия Елбасы в политической жизни страны в качестве гаранта развития Казахстана в стабильной атмосфере и не желающие перемен, так или иначе способных нарушить этот процесс. Особенно таковые преобладают в составе правящей элиты в силу стремления к сохранению своего статус-кво.
2. «Центристы», поддерживающие действующего президента РК в его реформаторских намерениях, но не желающие допущения серьезного дисбаланса между соответствующими реформами и преемственностью. При этом данные лица присутствуют как в системе власти, так и среди общественности.
3. «Радикалы», стремящиеся к осуществлению кардинальных преобразований политической системы и смене руководства страны. Главным образом к ним относятся представители и сторонники оппозиционных объединений и гражданские активисты. Вместе с тем они являются самой разобщенной группой в силу идейно-политических и межличностных факторов, что снижает уровень угрозы с их стороны для действующей власти.
В связи с этим главе государства и его команде в процессе выстраивания и реализации своего официального политического курса приходится искать компромисс как с «консерваторами» из правящей элиты, так и радикально настроенными представителями общественности.
В-четвертых, заметный рост гражданской и протестной активности среди населения. Скорее всего, этот процесс обусловлен ощущением определенной частью казахстанцев на волне смены руководства страны возможностей для серьезных социально-политических изменений и некоторым ослаблением не готовой к данной смене системе власти. И хотя после президентских выборов наблюдается снижение уровня протестности в обществе, все может здесь измениться в противоположном направлении в случае принятия властями каких-либо ущемляющих права и свободы граждан решений, а также на волне подготовки к парламентским и местным выборам.
В этих условиях представляется, что дальнейшее развитие Казахстана в течение ближайших 3-5 лет будет развиваться по одному из трех возможных сценариев.
Сценарий 1. Укрепление позиций нового руководства Казахстана при определенной либерализации политической системы страны.
Данный сценарий предполагает постепенное расширение президентом РК Касым-Жомартом Токаевым своих возможностей в процессе руководства страной посредством формирования и продвижения своей команды, проведения заявленных политических преобразований с целью повышения уровня доверия среди населения и укрепления официальных институтов и активизации деятельности на международном направлении.
Важную роль в процессе подготовки и осуществления политических преобразований может сыграть Национальный совет общественного доверия при Президенте РК. Опираясь на этот орган, глава государства сможет обосновать необходимость принятия предложенных им решений перед Елбасы Нурсултаном Назарбаевым и консервативно настроенной частью правящей элиты. Одновременно данный совет будет выступать в качестве своего рода буфера между властями и радикально настроенной частью общественности, стремясь сдержать ее представителей от совершения каких-либо дестабилизирующих ситуацию в стране действий.
Елбасы в этой ситуации, скорее всего, будет, с одной стороны, продолжать поддерживать процесс постепенного усиления своего преемника и его команды. С другой стороны, одновременно продвигать отдельных членов своей семьи и наиболее верных соратников на руководящие позиции в государственных органах и партии «Nur Otan» с целью создания определенного баланса между ними и президентом страны.
Парламентские и местные выборы будут проведены таким образом, чтобы сохранить за партией «Nur Otan» большинство мест в Мажилисе Парламента и, возможно, в маслихатах областей, городов республиканского значения и столицы республики. Вместе с тем во избежание новой волны политических протестов следует ожидать увеличения количества парламентских партий до четырех-пяти. Причем самое минимальное количество мест в Мажилисе может быть предоставлено ОСДП либо другой, вновь созданной оппозиционной партии. Аналогичное представительство партий будет иметь место и в маслихатах всех уровней.
Одной из основных тенденций в политической жизни страны станет постепенное нарастание противоречий между «центристами» и «консерваторами», что будет иметь место в процессе государственного управления, сфере публичной политики и информационном пространстве. Однако эти противоречия не будут переходить на уровень личных взаимоотношений между первым и вторым президентами, что позволит не допустить раскола в правящей элите.
По мере реализации главой государства своих предвыборных намерений и рекомендаций Национального совета общественного доверия будет происходить определенная либерализация политической системы страны с усилением институтов государства и гражданского общества. Это позволит постепенно вывести политическую систему из персонализированного формата, в котором она пребывала в период президентства Нурсултана Назарбаева, и сделать ее более институционализированной, а также снизить уровень влияния ряда внутриэлитных групп на процесс принятия политических решений.
Возможно также, что после проведения парламентских и местных выборов начнется постепенное снижение уровня участия Елбасы в политической жизни Казахстана. Тем самым действующая в настоящее время конфигурация политической власти будет меняться в пользу конституционного порядка руководства страной.
В конечном итоге при таком вероятном развитии основных процессов и событий в Казахстане произойдет укрепление позиций президента РК Касым-Жомарта Токаева. В свою очередь, это позволит создать необходимые основы для его выдвижения на новый президентский срок в 2024 году.
Сценарий 2. Укрепление текущей конфигурации политической власти при обеспечении баланса между либерализацией и консервацией.
В рамках данного сценария ожидается сохранение максимального участия Елбасы Нурсултана Назарбаева в политической жизни Казахстана, с одной стороны, и поддержание позиций Касым-Жомарта Токаева на уровне, позволяющем ему достаточно эффективно осуществлять президентские полномочия, с другой стороны. При этом решения по наиболее важным вопросам развития страны второй президент будет принимать исключительно по согласованию с первым. Однако тем самым деятельность главы государства будет носить номинальный характер.
Заявленные действующим президентом РК политические преобразования будут проведены в той степени, в какой они смогут повлиять на снижение уровня протестных настроений в обществе и не приведут к ослаблению основ политической системы страны и положения правящей элиты. В то же время в интересах поддержания стабильности и недопущения новых акций протеста акцент в деятельности властей может быть сделан на решение актуальных социально-экономических вопросов. При этом власти сохранят достаточно жесткую линию по отношению к «радикалам» и будут пресекать нежелательные проявления протестности. В целом, каких-либо серьезных изменений в политической системе страны не произойдет.
По итогам парламентских и местных выборов будет обеспечено большинство мест в Мажилисе и маслихатах всех уровней за партией «Nur Otan». При этом для эффективного достижения этой цели данные выборы могут быть проведены в досрочном порядке в течение 2020 года. По их итогам парламентские партии могут либо увеличиться до четырех, либо сохраниться в прежнем количестве при смене состава (с заменой КНПК и/или ДПК «Ак жол» на какие-либо другие партии – прим.). Оппозиционные партии по-прежнему не будут допущены в парламент, но могут получить определенное количество мест в маслихатах.
При таком возможном раскладе Елбасы и его ближайшим окружением могут быть предприняты необходимые действия для продвижения кого-либо из членов его семьи (например, председатель Сената Парламента РК Дарига Назарбаева или первый заместитель председателя Комитета национальной безопасности РК Самат Абиш – прим.) в качестве кандидата в президенты РК с целью смены на этом посту Касым-Жомарта Токаева после завершения конституционного срока его полномочий.
Сценарий 3. Возникновение политического кризиса в условиях усиления консервации политической системы страны.
При таком вероятном сценарии ограничения возможностей в рамках текущей конфигурации политической власти для действующего президента РК по полноценному руководству страной и проведению заявленных им политических преобразований могут привести к серьезным противоречиям между «центристами» и «консерваторами». Особенно ощутимыми данные противоречия могут быть между ведущими представителями президентской команды, с одной стороны, и определенными группами влияния и/или отдельными представителями ближайшего окружения Елбасы, с другой стороны. В этих условиях возникают риски раскола в правящей элите и серьезных сбоев в деятельности системы власти и ее ключевых институтов.
Рассматриваемую ситуацию может усугубить нарастание протестных настроений в обществе, которые особенно сильно проявятся во время подготовки и проведения парламентских и местных выборов. Избирательная кампания будет проведена таким образом, чтобы обеспечить занятие партией «Nur Otan» абсолютного большинства мест в Мажилисе Парламента и маслихатах всех уровней при минимальном представительстве других партий. Это позволит Елбасы усилить свой контроль за системой власти и ситуацией в стране в целом.
Вероятные акции протеста вследствие неприятия определенной частью граждан хода и итогов указанных выборов могут быть жестко пресечены властями. При этом может возрасти степень административного и уголовного воздействия на оппозиционные объединения и их активистов.
В совокупности все это может спровоцировать серьезный политический кризис в стране. При этом в интересах урегулирования данного кризиса и в обществе, и среди правящей элиты может быть поднят вопрос об отставке Касым-Жомарта Токаева с поста президента РК. В таком случае это может привести к оказанию на него воздействия со стороны Елбасы с целью добиться отставки и замены кем-либо из трех должностных лиц, которые могут принять на себя полномочия главы государства в соответствие с п. 1 ст. 48 Конституции РК.
Вместе с тем по ряду признаков третий сценарий возможного развития политической ситуации в Казахстане в среднесрочной перспективе представляется наименее вероятным. По крайней мере, «консерваторы» и «центристы» в системе власти одинаково опасаются роста протестных настроений с проведением массовых митингов, пикетов и т.п. и постараются не допустить этого. В связи с этим следует ожидать, что Касым-Жомарт Токаев и Нурсултан Назарбаев предпримут необходимые усилия для поддержания формата взаимодействия в процессе руководства страной, который, скорее всего, был согласован ими перед уходом последнего из них с поста главы государства. Другое дело, что это обстоятельство не позволяет однозначно определить в пользу первого или второго сценария. Поэтому многое здесь будет зависеть от времени и уровня дальнейшего участия Елбасы в политической жизни Казахстана.