Дональда Трампа подозревают в желании устроить «украинское вмешательство» в предстоящие президентские выборы в США. А именно — возобновить на Украине расследование против семьи Джо Байдена — потенциального соперника Трампа.
Денег не дадут
Сотрудничество с МВФ, отмена депутатской неприкосновенности, распродажа земли и другие поправки к конституции, инициированные Владимиром Зеленским, должны были встретить одобрение в Вашингтоне. Чаяния и демократов, и республиканцев оправдались. Однако президента Трампа не впечатлили бодрые начинания украинского коллеги.
Белый дом не готов выделить Киеву военную помощь в размере 250 миллионов долларов — на оружие, технику и разведку. Инициативу содействия Украине было поручено пересмотреть: нет уверенности, что американские деньги используют в американских интересах.
Критики Трампа узрели в этом «подыгрывание» России. Однако некоторые разглядели здесь совсем другие игры: американская пресса все чаще пишет о том, что Трамп рассчитывает на помощь Киева в предвыборной кампании-2020. Казалось бы, при чем тут Киев. Но связь нашли демократы.
Подозрительные дела
Девятого сентября в Белый дом пришло письмо от трех представителей Демократической партии в трех комитетах сената США — по международным делам, разведке и комитета по надзору и реформам. Они запрашивают все документы, связанные с предполагаемыми попытками Трампа надавить на украинское правительство в своих интересах.
«Растущее количество открытых материалов указывает на то, что за последние два года президент и его личный адвокат Руди Джулиани действовали вне рамок, установленных законом и дипломатическими каналами, чтобы склонить правительство Украины протолкнуть два политически мотивированных расследования под видом борьбы с коррупцией», — говорится в послании.
Первое дело касается намерений Трампа заставить Киев проверить, не сотрудничала ли Демократическая партия США с украинскими чиновниками, давшими показания против главы предвыборного штаба Трампа Пола Манафорта.
Обвинение тогда заявляло, что Манафорт получал деньги за работу на украинских политиков. По закону США он должен был сообщить о своих доходах на родине и платить налоги, однако не сделал этого.
Расследование в отношении Манафорта инициировал спецпрокурор Роберт Мюллер, занимавшийся делом о «российском вмешательстве» в выборы-2016. Нынешнее намерение Трампа связать Демократическую партию и показания украинцев против Манафорта, как считают сенаторы, нацелено на «подрыв неопровержимых доказательств вмешательства России в выборы президента США, представленных спецпрокурором Робертом Мюллером».
Второе расследование связано с Джоном Байденом — вице-президентом при Бараке Обаме. Семидесятишестилетний политик считается одним из фаворитов партии демократов. Его выдвижение называют долгожданным, да и кампания для него будет уже третьей по счету.
Как и у любого опытного политика, у Байдена есть темные пятна на репутации. К примеру, некоторые женщины обвиняли его в том, что он доставил им «физический дискомфорт» своими прикосновениями. Однако дело до суда не довели. И вот новые хлопоты Байдену доставил родной сын — Хантер.
Семейные интересы
Еще во времена Билла Клинтона Хантера Байдена назначили на руководящую должность в Министерство коммерции США, затем — вице-президентом государственной железнодорожной компании «Атмар», а в апреле 2014-го — членом правления крупнейшей на Украине частной газовой компании Burisma Holdings.
Аккурат в это же время Байден-старший стал ответственным за отношения с Киевом. И главным его требованием к украинскому правительству было прекращение «разгула коррупции на Украине».
Спустя несколько месяцев после назначения Хантера Байдена, в ноябре 2014-го, на владельца Burisma — бывшего министра экологии и природных ресурсов Украины Николая Злочевского — завели уголовное дело. Мужчину обвинили в хищении государственных недр. Впоследствии вину Злочевского так и не смогли доказать, и уголовное производство закрыли.
И вот самый интересный момент: согласно банковским данным США, американская фирма Хантера Байдена Rosemont Seneca Partners LLC получала регулярные переводы со счетов Burisma в размере 166 тысяч долларов ежемесячно с весны 2014-го по осень 2015-го, то есть в то время, когда Джо Байден был главным американским политиком, занимающимся вопросами Украины.
Когда в 2016 году генпрокурор Украины Виктор Шокин собирался начать спецрасследование в отношении членов правления Burisma, среди которых был и Хантер Байден, его уволили. Решение пробивал Байден-старший. Позднее он даже публично рассказывал, как добился увольнения «этого сукина сына».
Выбор Киева
Теперь, как подозревают обратившиеся в Белый дом демократы, Трамп добивается возобновления расследования, чтобы выяснить, не было ли в истории с Burisma и Хантером Байденом конфликта интересов.
Как отмечается в письме сенаторов, по данным украинского правительства, 25 июля 2019 года в телефонном разговоре с Зеленским Трамп заострил внимание на разбирательстве Burisma. Он указал, что «уверен в способности нового украинского правительства быстро улучшить образ Украины и завершить расследование коррупционных дел».
Спустя еще некоторое время личный адвокат Трампа встретился с помощником Зеленского Андреем Ермаком в Испании. Там Джулиани, не имея на то полномочий, предположительно, обсудил перспективы встречи лидеров США и Украины, а затем опубликовал в своем твиттере сообщение с обвинениями в адрес Хантера Байдена. Он обрушился на американское политическое издание The Politico, где в одном из материалов по теме не было упомянуто, что «Джо Байден подкупил украинского президента (Петра Порошенко. — Прим. ред.), чтобы дело против его сына закрыли».
Цель демократов — выяснить, стоит ли перед Киевом выбор «между перспективой бороться с российской агрессией без помощи США, в которой Украина отчаянно нуждается, и использованием своей судебной системы для обслуживания кампании Трампа». Это, по заявлению сенаторов, стало бы грубейшим злоупотреблением должностными полномочиями, «находкой» для Москвы и дискредитацией власти в глазах общественности.
И теперь американскому лидеру предстоит не только бороться с наследием «российского вмешательства», но и отбиваться от новых обвинений.