Мир входит в новую полосу межгосударственных отношений, разрушающую весь предыдущий уклад жизни отдельных народов и традиционно установившиеся международные связи и политические союзы.
Нынешний кризис – цивилизационный, он всемирный, зародившийся на базе неприятия миром западной либералистической модели.
Из современных западных политических деятелей наиболее точной диагноз современному кризису поставили президент Франции Эмманюэль Макрон и экс-президент Польши Лех Валенса.
Первый, в частности, выступая перед дипломатами, заявил, что эпоха доминирования стран Запада подходит к своему завершению из-за глобальных геополитических изменений. «Мы видим конец западной гегемонии в мире. Обстоятельства меняются», — отметил французский лидер.
По его словам, сегодня на мировой арене укрепляются «новые державы».
«Китай выдвинулся в первые ряды, а Россия добивается большого успеха в своей стратегии», — подчеркнул Макрон.
Он указал на важность «глубокого переосмысления» отношений с Москвой, так как без ее участия невозможно построить новую архитектуру безопасности в Европе.
«Европейский континент никогда не будет стабильным, мы никогда не будем в безопасности, если не придем к более мирным отношениям и не проясним отношения с Россией», — сказал он.
Макрон считает, что Париж и Москва должны делать вместе «что-то полезное» для мира, иначе Европа останется театром стратегической борьбы между США и Россией.
Отталкивать Москву от европейских держав — большая ошибка, заявил французский лидер. Это чревато тем, что Россия вступит в союз с Китаем, а это совсем не в интересах Европы, заключил Макрон.
Экс-президент Польши Лех Валенса считает, что США утратили позиции мирового лидера «в морально-политическом смысле». Такую точку зрения он высказал в интервью, опубликованному газетой Rzeczpospolita, отвечая на вопрос о предстоящем визите президента США в республику.
«У меня есть послание президенту Трампу: в течение многих лет Соединенные Штаты были империей добра, которая вела мир. Сегодня США перестали быть крупнейшей мировой державой. В военном отношении у вас все еще есть преимущество, в экономическом отношении вы все еще немного доминируете над другими, но в морально-политическом отношении США перестали быть мировым лидером», ? отметил Валенса.
«Президент Трамп, я призываю вас восстановить позиции мирового лидера для США. Миру нужно лидерство, лидерство США. Морально-политическое, а не только экономическое и военное. Это мое послание нашим американским друзьям и самому президенту Трампу», ? добавил он.
Оставим в стороне слова, которыми Валенса «лизнул» Трампа относительно прошлого морального лидерства США в мире.
Он из скромности не уточнил, когда Америка потеряла это лидерство: лишн когда развязала в рамках своей теории «управляемого хаоса» десятки «цветных революций», разрушив жизнь миллионов граждан на Ближнем Востоке, в Югославии, Северной Африке, в Азии и по периметру Российской Федерации.
Большинство этих преступлений перед человечеством произошло до избрания Трампа. Но вот его деятельность во главе США сделала практически неизбежным новый глобальный кризис в международных отношениях. Он даже получил название у политологов – «Вторая холодная война». Только в отличие от первой – между Западом и СССР – она идет не по идеологическому принципу, а в борьбе за экономические приоритеты.
Несложно предположить, что свободное развитие этой тенденции способно привести к общему кризису по принципу «все против всех».
В англосаксонском мире он уже назревает в отношениях между, казалось бы, самыми близкими странами – США и Великобританией. Этот кризис носит экономический и монетарный характер. Председатель Банка Англии (Центрального банка Соединенного Королевства) Марк Карни объявил о необходимости пересмотра глобальной валютной системы и о том, что существующую систему, основанную на долларе США, нужно срочно заменить каким-то новым «цифровым активом» или новой «цифровой валютой».
Трамп сам не прочь снизить абсолютную величину внешнего долга за счет девальвации доллара, который сейчас переоценен примерно на 13%.
О том, что Трамп может принять решение о девальвации доллара, в июне предупредил один из крупнейших финансовых институтов страны ? Bank of America.
Для подобных целей крупный бизнесмен Трамп оказался наиболее подходящей кандидатурой.
Вопрос только в том, является ли данная цель выигрышной для Соединенных Штатов в перспективе.
Если задействовать весь экономический и военный потенциал пока еще самой крупной и мощной в военном отношении страны (но, безусловно, дряхлеющей), то это может привести к довольно неожиданным результатам.
Влияют на конечные результаты и предвыборные обещания Трампа, особенно накануне будущих президентских выборов.
В частности, обещание вернуть рабочие места в Америку, столь щедро сокращенные транснациональными корпорациями в погоне за дешевой рабочей силой в азиатском регионе.
Часть мест Трамп вернул, но ведь американские рабочие работать не будут за привычную для корпораций азиатскую зарплату. Между тем технологии ушли в Азию и там остались налаженным производством не менее конкурентоспособной (в техническом плане) продукции по значительно более низкой стоимости.
На грани провала в США находится сланцевая добыча нефти и газа из-за высокой себестоимости и необходимости постоянно проводить новые бурения.
Выход из создавшегося положения Трамп видит в навязывании своей энергетической продукции другим странам с использованием методов прямого давления и шантажа. Как это было с дорогим американским оружием, которое навязывалось европейским партнерам по НАТО все послевоенные годы.
Сколько усилий было затрачено, чтобы не допустить строительства «Северного потока ? 2»!
Глава австрийской нефтегазовой компании OMV Райнер Зеле недавно уже назвал дату запуска газопровода. По его словам, в настоящее время строительство идёт строго по плану и будет завершено в ранее установленные сроки, а компания Nord Stream 2 четко придерживается графика и бюджета. Поэтому никаких оснований для пересмотра плана запуска «Северного потока ? 2» нет и быть не может. И проект может быть запущен в конце 2019 или в начале 2020 года.
Трамп настоял, чтобы европейские пока еще союзники США обеспечили прием американского жидкого газа на своей территории.
Можно сказать, что он «сломал» Ангелу Меркель, поэтому в Германии были построены терминалы для приема GPL. Только вот там стали разгружаться в основном танкеры… с Ямала. Более того, сами американцы стали покупать российский газ и поставлять его своими танкерами не только в Европу, но и в США.
Что называется, ничего личного — просто бизнес.
Такая же ситуация сложилась и с прибалтийскими странами. Например, стало известно, что Литва тайно закупает для своего СПГ-терминала сжиженный природный газ из России. Об этом свидетельствуют данные системы слежения за судами в Балтийском море.
Литовские власти стремились всячески скрыть от населения факт покупки российского сжиженного газа, что неудивительно, ведь литовский СПГ-терминал был провозглашен проектом обретения «энергетической независимости».
Америка существенно теряет свои позиции в конкуренции с азиатскими странами, Европой, а в военной области с Россией, Китаем и даже Индией.
Самое трагичное в этой ситуации то, что Дональд Трамп, стремясь максимально использовать политические, экономические, военные и специальные возможности США, разрушает основы межгосударственных отношений, решительно освобождается не только от неписаных правил, но и от давно подписанных договоров, которые позволяли контролировать военную деятельность.
Трамп почему-то считает, что экономический и военный потенциал Соединенных Штатов позволит совершать рискованные шаги, которые вынудят другие страны склониться перед силой США и вновь выведут Америку в мировые лидеры.
На этом пути американские товарищи наколбасили предостаточно.
Самый наглядный пример – попытка государственного переворота в Турции.
Ну ладно бы просто переворот! Но ведь планировалось убить законного президента Эрдогана.
Восток — дело тонкое. И такого коварства союзникам там не прощают.
Трудно сказать, как стали бы развиваться события, если бы В.В.Путин в последний момент не передал Эрдогану секретную информацию о готовящемся мятеже.
Трамп оказался не готов к ситуации, что такая разведывательная информация может быть у русских.
Самое время задуматься, какую иную разведывательную информацию российские спецслужбы могут использовать в интересах своей страны. Это на случай, если будет планироваться какой-то неожиданный провокационный шаг в отношении России.
Пока же турецкий гамбит лишил американский ВПК очень солидных доходов.
Приобретение Турцией российских ЗРК С-400 и ведущиеся переговоры о покупке истребителей СУ-57 и МИГ-35, несмотря на мощное сопротивление со стороны Госдепа США, имели последствия не только для российско-турецких отношений, но и повлияли на продажи российского оружия в другие страны Ближнего Востока и Азии.
Потерпев поражение на индийском рынке вооружений (это было изначально понятно в условиях заоблачных цен на американское оружие, к тому же уступающее по качеству российскому), Соединенные Штаты Америки, зачастую угрожая санкциями, стали требовать и от стран Африки отказаться от закупки российских вооружений.
Что называется, американцы решили «срубить по-легкому», используя экономические трудности африканских стран, которые должны были поддаться экономическому давлению США.
Это типичный нахрап янки без учета исторических, культурных и политических обстоятельств.
По сути дела, это результат развала американской дипломатической школы, завершившийся при Трампе: «Делайте, как вам говорят, иначе – санкции, а можем и авианосец прислать».
«Подобные требования являются изначально невыполнимыми в отношениях с африканскими государствами. Потому что со времен Советского Союза они поддерживают с нами самые тесные связи в вопросе поставки военной техники, что является залогом надежного обеспечения их национальной безопасности и суверенитета. И отказываться от сотрудничества с нами в этой сфере они не намерены», – отмечают в МИД РФ.
Если бы американцы просто задумались, во что может обойтись любой африканской стране замена всего уже стоящего на вооружении с советских времен на американское, они вряд ли вышли бы с подобным предложением.
Просто сложить 2+2 в современной американской дипломатии уже некому.
Тем более что еще первые российские ЗРК типа С-75 до сих пор время от времени сбивают современные американские ударные беспилотники.
Есть что-то общее у этой Второй холодной войны с ситуацией, сложившейся в мире в преддверии Первой мировой войны как войны империалистической, когда в основе политики государств лежали откровенно экономические интересы: борьба за колонии, ресурсные базы, рынки сбыта.
Тогда мир был поделен, разрушились казавшиеся вечными империи.
Империи рушатся и сегодня. Первым зашатался Евросоюз, совсем неважно себя чувствуют и Соединенные Штаты. И не в последнюю очередь из-за развязанной с Китаем новой холодной войны.
США явились основным бенефициарием по итогам Первой мировой войны. Оттуда исток их финансовой мощи, упрочившейся и по результатам Второй мировой войны. Сегодня просматривается явная попытка потребовать «продолжения банкета». Вот только мир слишком сильно изменился и, как известно, в одну и ту же реку нельзя войти дважды.
Сегодня никто не сможет предугадать, чем закончится противостояние между США и Китаем. Но если американцы ограничивают свои наступательные действия санкциям и пошлинами, то Китай, отвечая зеркально, одновременно серьезно вкладывается в инфраструктуру: создается новый шелковый путь в Европу, осваивается Севморпуть.
Европейские страны, у которых имеется масса противоречий с США, с выжиданием следят за развитием отношений между США и Китаем.
Россия в целом занимает схожую позицию, не имея каких-либо экономических рычагов воздействия на противоборствующие стороны.
Да, мы развиваем экономические отношения с КНР, содействуем реализации Нового шелкового пути, но суммы этих инвестиций и близко несопоставимы с общей ценой вопроса американо-китайских экономических противоречий.
Европейцев же волнуют вовсе не наши экономические связи, а то, не приведет ли дальнейшее обострение ситуации к появлению российско-китайского военного союза.
Думаю, что ответить на этот вопрос сегодня не готов никто. Хотя бы уже потому, что сложно представить перерастание новой холодной войны между КНР и США в горячую военную фазу.
Стар стал атлантический Лев, чтобы бороться с молодым пятитысячелетним Драконом.
Ну а России в такой ситуации вести себя надо по старой китайской пословице о мудрой обезьяне, с вершины холма наблюдающей, как в долине дерутся тигры.
Сергей Кузнецов,
специально для alternatio.org