Приветственную речь президента Путина зачитал глава российского Совета Безопасности Николай Патрушев, объяснив цели и программу форума, а именно — создание позитивной атмосферы с целью преуспеть в сокращении различных областей напряжённости между странами по всему земному шару.
«Я ожидаю, что ваше взаимодействие будет существенным и плодотворным и поможет достичь общей цели создания надёжной, гибкой, неразрывной и равной для всех системы безопасности на региональном и глобальном уровне. Выход США из договоров по сокращению вооружений подрывает глобальную безопасность. Этот форум оказался востребованным и эффективным, обеспечивая диалог о противодействии глобальным вызовам. Программа встреч касается проблем, требующих совместных решений и коллективных действий, преодоления последствий вооружённых конфликтов и гуманитарных проблем, равно как и обеспечения информационной безопасности».
Самую важную новость из Уфы сообщило ТАСС:
«Представитель Совета Национальной Безопасности США высокого ранга примет участие в международной встрече представителей высокого ранга служб безопасности в Уфе 18-20 июня, сказал в воскресенье заместитель секретаря российского Совета Безопасности Александр Венедиктов в интервью «Российской газете»».
Это особенно важно, поскольку последние четыре года США не присылали своих представителей на встречи по международной безопасности. Это собрание, где руководители могут встретится и обсудить способы преодоления разногласий несмотря на любые возникающие трудности, которые могут быть между странами, как например между Ираном и США.
Форум в Уфе привлек мало внимания международной прессы и о нём мало сообщалось даже в стране, его принимающей, лишь агентство ТАСС дало пару сообщений о встрече. Отсутствие освещения в СМИ, возможно, умышленно, ведь отсутствие медийного интереса позволяет дипломатии спокойно делать своё дело без лишних отвлечений.
Мир находится в критическом положении; потенциально нестабильные или уже нестабильные ситуации существуют на Корейском полуострове, в Венесуэле, Сирии, Йемене, Афганистане, Иране, Ливии, на Украине, в Арктике, в Персидском заливе и на Балтике, в Чёрном и Южно-Китайском морях. Другие изменчивые положения можно найти и в киберпространстве и рамках информационной войны, равно как и в конкуренции в космическом пространстве.
При таком количестве потенциальных горячих точек конференцию с целью обратиться к этим рискам надо приветствовать. Тот факт, что 120 стран имеют возможность поговорить и обдумать возможные способы деэскалации — редкая возможность, которой нельзя пренебрегать.
Учитывая нынешние глобальные события, самыми важными из присутствовавших в Уфе стали член Совет Национальной Безопасности США и секретарь Верховного Совета по Национальной Безопасности Ирана Али Шамхани. Пока единственные официальные новости исходят из слов Али Шамхани относительно возможности примирения с США и возможностью получения Ираном систем вооружений, позволяющих оградить себя от американских угроз. Шамхани заявил:
«Сегодня мы столкнулись с демонстративными угрозами. Тем не менее, когда речь идёт о противовоздушной обороне нашей страны, мы рассматриваем использование иностранного потенциала в дополнение к нашим собственным средствам… Примирение в нынешней ситуации не рассматривается. США в одностороннем порядке вышли из СВПД, нарушили свои обязательства и ввели противозаконные санкции против Ирана. США должны вернуться к самому началу и исправить свои ошибки. Этот процесс не нуждается в посредничестве».
«Это (постепенное наращивание обогащения урана и производства тяжёлой воды за пределы, намеченные СВПД) серьёзное решение Исламской Республики Иран и мы продолжим идти шаг за шагом в этом направлении, пока нарушители СВПД не вернутся к соглашению и выполнению своих обязательств. (Если участники СВПД не будут придерживаться соглашения, Иран будет шаг за шагом сокращать свои обязательства с помощью правового механизма, предусмотренного СВПД».
Помимо этого он обвинил США в «осуществлении давления на Исламскую Республику заявлениями, что именно Иран стоит за нападением на нефтяные танкеры в Оманском заливе». Говоря о возможности перекрытия Ормузского пролива, он вновь подчеркнул, что «Иран будет защищать свои границы и отразит любые поползновения». Далее он заявил, что «Иран и США не будут воевать, поскольку нет никакой причины для возникновения войны».
Али Шамхани придерживался одной линии со своим армянским коллегой, подчеркнув насколько важно для региона стратегическое доверие и сотрудничество между Тегераном и Ереваном, сопротивление внешнему давлению третьих сторон. В настоящее время Иран нуждается во всевозможной международной поддержке в связи с напряжённостью отношений с США. Форум в Уфе, по-видимому, стал идеальным местом для Ирана. По-видимому, это отражает и встреча Али Шамхани с афганским коллегой Хамдуллой Мохибом, это ещё один пример того, как Иран стремится найти больше политических союзников.
Афганистан — центральная фигура евразийской интеграции, и Россия, Индия, Китай и Иран прекрасно осознают опустошение, нанесённое стране американской оккупацией.
Ситуация в Афганистане, по-видимому, недавно улучшилась, причём региональные державы всё больше действуют независимо от желания Вашингтона удержать страну в постоянном состоянии хаоса и недостаточного развития. На самом деле следующая региональная встреча по Афганистану пройдёт в Тегеране при участии всех пяти стран, граничащих с Афганистаном, а именно — Ирана, России, Китая, Афганистана, Индии и Пакистана. Стоит отметить, что Шамхани попросил соседние страны взаимодействовать с оппозицией в Афганистане с целью привлечь её за стол переговоров, таким образом ограничивая влияние в стране внешних действующих лиц.
Встреча Мохиба и Шамхани послужила поводом ещё раз подчеркнуть, насколько стратегическое сотрудничество между всеми значимыми сторонами является фундаментальным для устойчивого прогресса, мира и развития в регионе, столь значимом для евразийской интеграции.
Али Шамхани также обнародовал несколько заявлений в отношении Трампа и нынешнего состояния ирано-американских отношений, заявив, что «Америка при Дональде Трампе — самая милитаристская страна в истории… Если широкий круг стран решит противостоять противозаконному шантажу и нападкам США, мы сможем вынудить США отступить и перейти к разумному и ответственному поведению в международной системе».
Говоря о банковской системе и международной финансовой системе как американском оружии, Шамхани сказал: «Никакой иной термин, кроме экономического терроризма, не подходит для описания поведения США». Он посоветовал странам создать многосторонние механизмы с целью разрушить американское доминирование в глобальной монетарной системе. Кроме того, он указал, что выход США их ядерного оговора 2015 года с Ираном стал ударом по роли дипломатии и диалогу в решении проблем безопасности. Однако большинство стран, как он добавил, оценили «мудрое» поведение Ирана с тем, чтобы дать шанс дипломатии, и тянули время под давлением США отвергнуть ядерное соглашение.
Слова Шамхани стали свидетельством уровня разочарования и беспокойства, которые ощущает Иран, с которым Вашингтон ведет себя столь агрессивно после многих лет переговоров с целью в итоге заключить ядерное соглашение, официально известное как СВПД, к удовлетворению всех участвующих сторон.
Присутствовавший на конференции высокий представитель органов безопасности Китая Го Шенкун подчеркнул значимость расширения диалога и сотрудничества стран с целью избежать конфликтов и торговых войн, явно имея в виду действия Вашингтона в его торговой войне против Народной Республики Китай.
Его российский коллега высказался ещё более прямолинейно, подчеркнув страх Вашингтона перед полномасштабной евразийской интеграцией, проводимой Китаем и Россией. Директор российской Службы Внешней Разведки Сергей Нарышкин заявил: «США используют методы гибридной войны в попытке воспрепятствовать сотрудничеству России, в частности, с Китаем. Мы стали тому свидетелями. Более того, нет никакой нужды прилагать усилия, чтобы это заметить, поскольку это происходит прямо на наших глазах».
Кроме того, он прокомментировал, как Вашингтон использует в рамках экономической войны американский доллар в качестве глобальной резервной валюты: «Озадачивает, что США продолжают оставаться основным держателем основной резервной валюты, ведя себя столь агрессивно и непредсказуемо. Монопольное положение доллара в международных экономических отношениях стало анахронизмом. Постепенно доллар становится токсичным».
Политический климат в Уфе выглядел весьма ясным с предпочтением вести диалог и сотрудничество, что демонстрирует, как евразийские гиганты Китай, Россия и Иран совместно работают, прилагая огромные усилия, чтобы умиротворить регион и не только его. Заявление директора российской Службы Внешней Разведки Сергея Нарышкина о новых американских санкциях против КСИР раскрывает серьёзное сотрудничество между Москвой и Тегераном в различных областях, включая и борьбу с терроризмом.
«Не секрет, что за прошедшие несколько лет санкции стали излюбленным методом американской политики. Что особенно тревожит, так это ограничения, вводимые абсолютно произвольно, спонтанно и импульсивно. Их инициаторы не принимают во внимание не только долгосрочные последствия, но и мнение самых близких экономических партнёров… (Относительно американских санкций против КСИР). КСИР внесли огромный вклад в борьбу против ИГИЛ* в Сирии и Ираке».
Встреча в Уфе не привлекла внимания ведущих СМИ (никакого упоминания о ней в ведущих западных новостных агентствах), хотя некое освещение встречи было в российских и китайских СМИ, но больше всего внимания ей было уделено в иранских СМИ. Этот аспект стоит рассмотреть, учитывая нынешнюю геополитическую обстановку. Москва и Пекин не имеют намерений наращивать напряжённость с Вашингтоном и другими странами. Относительно небольшое освещения в СМИ служит способом помочь форуму в Уфе действовать в направлении ослабления глобальной напряжённости.
Война с Ираном — красная черта фактически для всех участников форума. Тот факт, что США присутствовали на форуме во время нарастания напряженности в отношениях с Ираном, особенно после отсутствия их представителей предыдущие четыре года, это хороший знак со стороны администрации Трампа о том, что она желает открытого диалога с Ираном несмотря на риск постоянных провокаций или международных происшествий между двумя странами.
Ясные и недвусмысленные слова российского, китайского и иранского представителей заставляют предположить полную координацию по таким значимым вопросам, как борьба с терроризмом, особенно когда США используют его в качестве инструмента против геополитических противников по всему миру, будь то южная граница России, Сирия или китайская провинция Синьцзян. Терроризм, используемый в качестве инструмента империализма — вот что форум в Уфе поставил во главе нынешних глобальных проблем, пытаясь ограничить его влияние и эффективность.
Во вторник в иранском городе Исфахан встретились министры энергетики Ирана и России с целью продолжить обсуждение программы нефть за товары, по которой доходы от продажи иранской нефти были бы использованы для оплаты российского сельскохозяйственного оборудования и товаров.
Форум в Уфе продемонстрировал влияние России и Китая в многополярном глобальном порядке. Пекин и Москва, по-видимому, единственные глобальные сверхдержавы, способные быть посредниками и собрать страны за столом переговоров, несмотря на нарастание напряжённости.
Способность Путина и Си Цзинпиня снизить глобальную напряжённость на таком неприметном форуме, как прошедший в Уфе (в десятый раз) — единственная наша надежда на то, чтобы избежать или снизить накал конфликтов и торговых войн, которые могут возникнуть по всему миру.