Объемный документ (более 150 страниц), подготовленный для Объединенного комитета начальников Штабов, гласит, что Соединенные Штаты по-прежнему недооценивают размах российской агрессии, а также указывает на крайнюю опасность нынешнего сближения между Россией и Китаем, который разделяет страх Кремля перед международными альянсами Соединенных Штатов и его стремление к «авторитарной стабильности».
Авторы упомянутого доклада утверждают, что внутренние беспорядки мешают Америке достойно ответить на эту угрозу. По их мнению, ей не хватает убедительной «истории», вроде той, что была использована для победы в холодной войне.
Рассекреченная «Комплексная стратегическая оценка» содержит четкое предупреждение военного командования, адресованное гражданским лидерам страны. Речь идет об угрозе национальной безопасности, которая, опасаются военные стратеги, может в конечном итоге привести к вооруженному конфликту, если ее не остановить сейчас.
«В сложившейся ситуации увеличивается вероятность того, что соперничество в экономической сфере, взаимные кампании влияния, враждебные действия на грани конфликта, кибер-вторжения и войны на политической арене станут более распространенными явлениями, – пишет в предисловии к докладу контр-адмирал ВМС Джеффри Черевко, заместитель председателя Объединенного комитета начальников штабов по международной деятельности. – Такие конфронтации увеличивают вероятность неверной интерпретации или ошибки в расчетах, которые могут резко усилить риск вооруженного конфликта между державами, обладающими значительной военной мощью.
В докладе Пентагона, не получившем широкого распространения в СМИ, оцениваются намерения России. В попытке понять движущие силы, стоящие за ее стратегией, авторы описывают ряд злонамеренных действий Москвы в столь разных регионах как Африка и Арктика, а также излагают, каким образом Соединенные Штаты могли бы усилить свою реакцию. Среди прочих мер, они рекомендуют, чтобы Государственный Департамент инициировал более агрессивные «операции агентуры влияния», включая попытки вбить клин между Россией и Китаем.
В то же время, в докладе выражается сожаление по поводу отсутствия единой позиции в Соединенных Штатах, которое вызвано, в свою очередь, недостатком координации между органами исполнительной власти и Конгрессом.
Научный сотрудник правительственной консалтинговой фирмы NSI, специализирующейся на исследованиях в области общественных наук, Белинда Брэгг пишет о необходимости «более четко формулировать интересы и стратегию США, как для самих себя, так и для других». Еще одним важным шагом, по словам Брэгг, должно стать исследование уровня поддержки Соединенных Штатов различными целевыми контингентами и «разработка стратегии для укрепления этого доверия в тех случаях, когда оно недостаточно высокое».
Документ также бьет тревогу по поводу того что авторы рассматривают как нарастающий антиамериканский альянс России и коммунистического Китая, которые традиционно были жесткими конкурентами, несмотря на нахождение по одну сторону идеологического противостояния холодной войны. Действия, препятствующие образованию альянса могут включать в себя сеяние недоверия в России по отношению к растущему влиянию Китая на восточной периферии России, а также в отношении экономических и инфраструктурных проектов Пекина на разных континентах.
«Вся мировая система и влияние Америки в мире будут полностью перевернуты, если Москва и Пекин сойдутся более тесно», предупреждает сотрудник Стратегическом подразделении командования США в Европе Джейсон Верчан.
Однако данные в исследовании оценки также предполагают и срочную необходимость сотрудничества с Россией в некоторых ключевых областях — особенно в плоскости ядерных вооружений.
«Ясно, что имеет место угроза нового этапа гонки вооружений», пишет еще один из авторов исследования — директор Военно-морской школы последипломного образования Джон Аркилла. «Соединенные Штаты могут эту гонку либо принять, надеясь обогнать русских, либо попытаться предотвратить такое дорогостоящее соперничество с помощью новой политики контроля/сокращения вооружений».
«Пересмотр предложения Рейгана России, сделанного в 80 годах прошлого века о взаимном предоставлении исследований по противоракетной обороне также было бы примером искусной дипломатии», говорит он.
Аркилла признал, что бывший президент Барак Обама потерпел неудачу в своей попытке «перезагрузки» с Россией, но это еще не поздно сделать. «В конце концов, США тесно сотрудничают с Россией в космической сфере. Неужели это мост слишком далеко, чтобы надеяться на дальнейшее сотрудничество и на земле?».
Самым большим препятствием на пути амбиций Путина может стать народ России, говорится в исследовании, которое указывает на глубокую настороженность общественности по поводу внешней политики Москвы.
Данные опроса, собранные для исследования Томаса Шерлока, профессора Военной академии США в Вест-Пойнте, свидетельствуют об «относительно слабом одобрении российской общественностью силовой внешней политики, включающей в себя интервенции «в ближнее зарубежье» для проверки американской мощи, или защиты русскоговорящих от дискриминации».
В исследовании утверждается, что даже российская элита скептически относится к стратегии Путина. «Хотя как элиты так и общественность в России поддерживают восстановление статуса России как сверхдержавы, они часто определяют сверхдержавность в плоскости социально-экономического развития, нежели демонстрацию и применение жесткой силы», говорится в документе. «И эти ожидания все больше конфликтуют с видением Кремля».