На днях автор Том Рикс спросил, не идём ли мы к гражданской войне. «Я не верю, что мы уже в Канзасе 1850-х. Но, кажется мы движемся… в том направлении», написал он.
Рикс отвечал на статью «Как выглядел бы гнев демократов» в колонке мнений «Блумберг», где приводились слова политолога Томаса Шаллера: «Я думаю, мы находимся в начале мягкой гражданской войны… Я не знаю, выйдет ли целой из неё страна».
Это звучит весьма серьёзно. В статье Фрэнсиса Уилкинсона приводится перечень того, из-за чего сходят с ума демократы — начиная с жития-бытия в коллегии выборщиков «пропагандистского аппарата» Трампа — и предсказывает, что если демократы проиграют промежуточные выборы, им придётся расплачиваться. (А республиканцы, знаете ли, могут составить аналогичный список собственных жалоб).
«Я не знаю, как именно все это будет выглядеть», пишет Уилкинсон. «Но у либералов большой культурный, академический и экономический вес, от Голливуда до Гарварда. Только на этой неделе некоторые голливудские столпы мнений заигрывали с использование своего влияния против трампистских Fox News. Примеров подобной игры влияний бесконечное множество. Если демократы решат использовать своё влияние более агрессивно — нарушая правила — то мягкая гражданская война Шаллера вряд ли окажется невозможной».
Гражданская война уже начинается
Что ж, на самом деле такое положение, по-видимому, уже имеется. Голливуд по сути дела обратил свой продукт и свои награждения в демонстрацию «сопротивления». Американцы уже разбиваются на сообщества, по большей части «красные» либо «синие». В по большей части «синем» Вашингтоне сотрудники Трампа обнаруживают, что масса людей не хочет с ними встречаться из-за их политики.
Пресс-секретарь Белого Дома Сара Хаккаби Сандерс была даже выгнана из ресторана «Красная Курица» в Лексингтоне, Виржиния, поскольку владельцу и работникам не нравится её политика. Кажется, что это мелочь, но ещё поколение тому назад подобное было бы просто немыслимым.
И в несколько менее «мягкой» демонстрации министра внутренней безопасности Кирстен Нильсен разгневанная анти-трамповская толпа выгнала её из ресторана, а другая такая же толпа явилась к её дому.
Будет ли хуже? Вероятно. Чтобы случилась гражданская война, мягкая или иная, нужна две стороны. Но как отмечает автор, пишущий в Твиттере под псевдонимом Томас Х. Краун, в наши дни по-детски легко определить людей в толпе и затем направить толпу к их дому или работе. В итоге, как он отмечает, оказывается, что «все протестуют, и если мы не понимаем, что это может привести к политическому насилию, то мы тупы».
Фактически, некоторые из нас либо тупы, либо жаждут насилия. Как предостерегает Краун, «Мы тщательно устанавливали гражданский мир с целью избежать подобного рода превращения в не рассуждающую толпу. Это великое достижение цивилизации и оно крайне хрупко». Да, оно и в самом деле хрупко, и многие будут по нему скучать, когда оно окончательно исчезнет.
Проблема в политическом презрении
Брачные консультанты говорят, что когда в паре один смотрит на другого с презрением, это главный показатель, что взаимоотношения, вероятно, потерпят неудачу. Американцы, которые ранее знали, как не соглашаться друг с другом без взаимного презрения, по-видимому, об этом забывают. А новостные СМИ, распространяющие гневные вопли в погоне за рейтингами и просмотрами страниц, лишь ухудшают проблему.
Что может улучшить положение? Было бы неплохо, если бы люди чувствовали социальные связи, которые выходят за пределы политики. Ранее жизнь американцев включала массу посреднических организаций — церковь, организации-братства, организации соседей — которые выходили за рамки политики. Но они сократили влияние и пришли в упадок, и в действительности для многих политика, по-видимому, стала заменой религии и организаций-братств. Если вы ассоциируете себя с вашей политикой, то вы не будете ассоциировать себя с людьми, которые не разделяют ваши взгляды.
Правила буржуазной вежливости тоже помогали держать положение под контролем, но, конечно, эти правила многие годы расщеплялись. Возможно, нам их будет не хватать.
Америка уже пережила одну катастрофическую гражданскую войну, и те, кто в ней воевал, проделали впоследствии удивительно хорошую работу по объединению, осознав, как ужасно быть политически разделёнными, когда брат встает против брата. Давайте надеяться, что нам не придётся учить этот урок снова подобным же образом.