5 июня в Москве председатель КНР Си Цзиньпин подписал с президентом России Владимиром Путиным Совместное заявление об укреплении глобальной стратегической стабильности. Этим страны продемонстрировали всему миру свои намерения, как постоянных членов Совета Безопасности ООН, приложить все усилия для защиты глобальной стратегической стабильности и сохранения мира во всем мире.
После окончания холодной войны, стремясь обеспечить собственную «абсолютную безопасность», США в одностороннем порядке разрушили международную правовую базу, опираясь на колоссальную военную мощь и арсенал стратегического вооружения. В июне 2002 года, несмотря на ярые протесты со стороны России и Китая и других стран, правительство Буша вывело страну из Договора об ограничении систем противоракетной обороны, подписанного в 1972 году, и начало размещать по всему миру свои системы ПРО, нарушая стратегический баланс между США и СССР, а также существующую глобальную стабильность. С этого момента США почувствовали свободу и стали проводить масштабные разработки, освоение и размещение различных противоракетных комплексов.
В 2010 году для поддержания некоторой устойчивости между двумя странами президент США Барак Обама подписал с президентом России Дмитрием Медведевым Договор о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-III). Однако после прихода к власти Дональда Трампа в 2017 году интенсифицировалось размещение и испытание систем ПРО по всему миру. В мае 2018 года, не принимая во внимание резкий протест сторон, США вышли из ядерной сделки с Ираном, что негативным образом сказалось на механизме нераспространения ядерного оружия. 2 февраля 2019 года правительство Трампа официально заявило о приостановлении исполнения обязательств по Договору о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, подписанному в 1987 году и официальном выходе из договора в течение шести месяцев. Таким образом США в очередной раз нанесли удар по международной правовой базе, обеспечивающей глобальную стратегическую стабильность.
Сейчас из договоров, регулирующих баланс сил между США и Россией остался только СНВ-III, срок действия которого истекает в 2021 году. Стороны не вели переговоров о его продлении или заключении нового договора. Российская сторона неоднократно высказывалась за возобновление переговоров, надеясь продлить договор еще на пять лет, однако США всячески избегали обсуждения этой темы, считая, что времени еще достаточно. Судя по политике, осуществляемой правительством Трампа, страна витает в мечтах об «американском превосходстве» и «вновь великой Америке», не стремясь при этом сохранить баланс сил и стабильность в мире. В подобной ситуации законодательная база глобальной стратегической стабильности буквально висит на волоске!
Иными словами, ядерные державы уже не ориентируются на факт «гарантированного взаимного уничтожения». Располагая как наступательными, так и оборонительными силами, они могут развязать войну, нанеся упреждающий удар. В свою очередь ядерные державы, не обладающие стратегической обороноспособностью, неизбежно начнут стремиться к установлению нового баланса сил для достижения стратегической стабильности. Новая гонка стратегического вооружения неизбежна. Унилатерализм, которого придерживается правительство Трампа, приведет к новой гонке вооружения и боязни ядерного оружия. Сейчас мир во всем мире и судьба всего человечества столкнулись с беспрецедентным вызовом.
Именно на этом фоне Си Цзиньпин объявил всему миру, подписав с Путиным совместное заявление, что Китай и Россия, как постоянные члены Совбеза ООН и ядерные державы, стремятся сохранить глобальную стратегическую стабильность, решительно выступая против действий какой-либо страны, направленных на ее разрушение. Мнения Китая и России по данному вопросу сходились всегда. В частности, это можно увидеть на примере совместного заявления, подписанного 25 июня 2016 года в Пекине лидерами двух стран, предвидевшими суровые испытания, с которыми придется столкнуться в будущем. В заявлении говорилось о явлениях, нарушающих глобальную стратегическую стабильность, таких как распространение систем ПРО на территории Евразии отдельными странами и военно-политическими союзами, развитие высокоточного ударного вооружения и милитаризация космоса, а также приобретение биологического оружия террористическими организациями. В заявлении говорилось и о принципах сохранения стратегической стабильности в политической и военной сферах, а также содержались призывы к укреплению диалога, сотрудничеству и обмену между всеми странами-участницами для обеспечения мира во всем мире.
На сегодняшний день глобальная стратегическая стабильность безжалостно нарушается. Перед лицом серьезных вызовов, с которыми сталкивается система международной безопасности, лидеры Китая и России опубликовали еще одно совместное заявление, выразив в нем свою обеспокоенность. Стороны занимаются систематизацией имеющихся договоров и иных документов, относящихся к данному вопросу. Так, Россия и Китай совместно передали в ООН проект Договора о предотвращении размещения оружия в космосе и применения его против космических объектов, упомянув «новые рубежи» глобальной стратегической стабильности, сформированные новой наукой и технологиями в военной области. В совместном заявлении говорится, что выход США из Договора по ПРО и ДРСМД, а также размещение противоракетных комплексов на Земле и в космосе негативно влияет на международную безопасность и Договор СНВ-III, срок действия которого истекает в 2021 году. Это увеличивает неопределенность в области ядерных ракет и ведет к гонке вооружений.
В заявлении критикуется «политика совместного использования ядерного оружия», идущая вразрез с Договором о нераспространении ядерного оружия. От стран, размещающих свое ядерное оружие за рубежом, требуют вернуть его на собственную территорию. Также в нем содержится протест против отказа США исполнять обязательства в рамках ядерной сделки с Ираном и введения односторонних санкций против Ирана, недовольство в отношении нежелания США ратифицировать Договор о полном запрете испытаний ядерного оружия и препятствий, которые американцы устраивают экспертам ООН, пытающимся опубликовать доклад о противостоянии гонке вооружения в космосе. Совместное заявление дает всему миру четко понять, что система глобальной стратегической стабильности находится на грани развала, поэтому миролюбивым странам нужно действовать незамедлительно, прилагать совместные усилия на непростом пути к миру во всем мире.
Совместное заявление показало, что лидеры России и Китая намерены отстаивать общие для всего человечества интересы, заключающиеся в сохранении глобальной стратегической стабильности. В заявлении выражается обеспокоенность, связанную с разрушением некоторыми странами принципов международного права, гарантировавших глобальную стабильность. Вместе с тем заявление отражает решимость лидеров России и Китая отстаивать интересы всего человечества. Используемые в заявлении формулировки показывают, что оно стало более прямым и резким, чем то, которое было подписано в 2016 году, что в нем более серьезно описана опасность, которую несут в себе действия, осуществляемые США. Данный документ по-прежнему призывает все мировое сообщество, включая Соединенные Штаты, разрешать волнующие их вопросы посредством диалога и консультаций, способствовать повышению уровня взаимного доверия, не допускать стратегического недопонимания и ошибочных суждений, совместно защищать глобальную стратегическую стабильность и мир во всем мире.
Совместное заявление глав России и Китая в очередной раз показало миру, что в ходе борьбы за сохранение стратегической стабильности, отношения всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия на новом этапе стали еще более тесными. В заявлении слышится миролюбивый голос народов всех стран мира, возможно, это не растрогает тех, кто сознательно поступает вопреки здравому смыслу, но им все равно не остановить неумолимо движущуюся вперед историю.
Цзи Чжие (季志业) — заместитель председателя Китайской ассоциации по контролю над вооружениями и разоружению, президент Китайской академии современных международных отношений.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.