Переброска террористов велась и раньше, в ту же Сирию боевики приезжали с самых разных стран мира – из североафриканских Ливии, Туниса и Марокко, а также центральноазиатских и европейских государств. Но после разгрома террористов в Сирии, движение боевиков началось в обратном направлении и сейчас грозит хаосом Африке, считает директор Института стратегических исследований РУДН Дмитрий Егорченков.
Террористическая угроза для Ливии
Разгромленные на территории Сирии при ключевом участии России боевики ИГИЛ1 (запрещенная в РФ террористическая группировка, прим. ФБА) вынуждены в спешном порядке искать новые точки для воссоздания своего «халифата». Сразу несколько источников ФАН отмечают, что террористы перебрасывают свои силы в ливийский город Мисурата, где их может возглавить сам главарь ИГИЛ Абубакр Аль-Багдади.
По словам экс-спикера Высшего народного комитета Ливии Мусы Ибрагима, речь идет о переброске в Ливию из провинции Идлиб как минимум 6 тысяч боевиков, что является довольно серьезной силой, способной изменить расстановку сил в стране. Террористы из Сирии в данном случае играют роль наемников, которым поручено раскрутить в Ливии спираль терроризма, чтобы распространить впоследствии свое присутствие на всю территорию Африки.
«Ни для кого уже не секрет, что международный терроризм сегодня является кочующей структурой, работающей по франчайзинговой схеме. Руководители соответствующих силовых структур как российских, так и зарубежных не первый год говорят о том, что такие структуры, как ИГИЛ и ряд других группировок постоянно перебрасывают боевиков в те точки, в которых планируется создавать напряженность самыми разными международными игроками.
Таким образом, террористические организации становятся своего рода подрядчиками по хаосу, к которым в сегодняшних условиях может обратиться кто угодно, в том числе частный бизнес, заинтересованный в каких-то рейдерских схемах, спецслужбы или религиозные экстремисты.
Переброска террористов велась и раньше, в ту же Сирию боевики приезжали с самых разных стран мира – из североафриканских Ливии, Туниса и Марокко, а также центральноазиатских и европейских государств. Но после разгрома террористов в Сирии, движение боевиков началось в обратном направлении и сейчас грозит хаосом региону», - комментирует собеседник ФБА «Экономика сегодня».
Напомним, что двумя годами во многом именно благодаря ВКС РФ сирийские правительственные войска смогли переломить ситуацию и уничтожить самую большую и хорошо финансируемую террористическую организацию ИГИЛ. Бандформирования были полностью разгромлены, а ключевые населенные пункты освобождены. Всего за время операции при поддержке РФ было уничтожено свыше 87,5 тысяч боевиков, освобождено 1411 населенных пунктов.
Ситуация на севере Африки
«Потерявшие любой смысл своего существования на сирийской земле боевики потихонечку начинают переезжать в другие места - кто в Центральную Азию, прежде всего, в Афганистан, кто на север Африки, кто-то ищет для себя другие варианты применения, вплоть до Индонезии, Субсахарской Африки и местами даже Латинской Америки. Сообщения о массовой переброске тысяч боевиков в Ливию единовременно надо, конечно, проверять.
Но при этом никто не будет отрицать, что в Ливии сегодня происходит новый виток внутреннего противостояния. Все это говорит о том, что те силы, которые и раньше не гнушались сотрудничеством с откровенными экстремистами, попытаются вновь воспользоваться этим ресурсом. Где-то в районе Мисураты легко могут появиться боевики ИГИЛ в большем размере, чем они присутствовали там раньше», - предполагает Дмитрий Егорченков.
Ранее в Мисурате уже были арестованы 11 боевиков ИГИЛ, которые свободно чувствовали себя на территории, контролируемой силами Правительства национального согласия (ПНС). А активизация террористов на юге страны отвлекает силы от операции Ливийской Национальной Армии Халифы Хафтара в Триполи. Получается, что армия Хафтара сегодня играет важнейшую роль в противодействии ИГИЛ на севере Африки.
Тем не менее, становится все очевиднее, что террористы вновь попытаются возродить самопровозглашенный «халифат», перенеся его в Северную Африку. На этом фоне угроза стремительно растет не только для Ливии, но и для всего континента, учитывая высокую активность экстремистов в целом ряде африканских государств.
Противодействие террористической угрозе осложняет тот факт, что к Африке в отличии от Ближнего Востока пока не приковано такое большое внимание ведущих геополитических центров силы, а финансовые и военные возможности региональных государств на порядок ниже. На фоне не самой оперативной реакции мирового сообщества, ситуация в Ливии и на севере Африки легко может выйти из-под контроля.
«Абсолютно к африканскому континенту Ливию я бы не причислял. Когда мы говорим об Африке, то с точки зрения большой политики нужно говорить об Африке южнее Сахары, а вот средиземноморский блок тесно связан с теми процессами, которые проходят в Южной Европе. Мы это хорошо видим по тем волнам преступности и эмигрантов, которые в Европу все еще продолжают проникать, поэтому, конечно самые разные европейские страны от Италии до Франции должны внимательно наблюдать за тем, как развивается ситуация на этом направлении», - считает Егорченков.
1 Организация запрещена на территории РФ.