Организованная при непосредственном руководстве президента Си Цзинпиня, она проходила в рамках «Карнавала азиатской культуры». Конечно, на ней присутствовали неоднозначные, китчевые и приторные оттенки, но главным было то, что сам Си должен был сказать Китаю и всей Азии.
В своей определяющей речи китайский руководитель фактически подчеркнул, что принуждение одной цивилизации выступать против другой «глупо» и «пагубно». В концепции Си диалога цивилизаций он упомянул Новые Шёлковые Пути или Инициативу «Пояса и Пути» как программы, которые «расширяют каналы коммуникационного обмена».
Спокойствие и разумность Си представляют собой резкий контраст посланию предвыборной кампании президента США Дональда Трампа с лозунгом «Сделать Америку снова великой».
Запад против Востока и Юга
Сравните и сопоставьте замечания Си с тем, что происходило на форуме по безопасности в Вашингтоне всего двумя неделями ранее. Там бюрократ Кайрон Скиннер, директор отдела политического планирования Госдепартамента, охарактеризовал соперничество США и Китая как «столкновение цивилизаций» и «борьбу с совершенно иной цивилизацией и идеологией, чего раньше у США не было».
А ведь всё ещё хуже. Эта цивилизация названа «не бело-европейской» — не столь уж деликатное воскрешение в XXI веке «жёлтой угрозы» (Давайте вспомним: «не-бело-европейская» Япония времён Второй Мировой войны первоначально была «жёлтой угрозой»).
Принцип «разделяй и властвуй», приправленный расизмом, представляет собой ядовитую смесь, которая уже многие десятилетия включена в гегемонистский сценарий США. Эта смесь отсылает к труду Самуэла Хантингтона «Столкновение цивилизаций и преобразование мирового порядка», опубликованную в 1996 году.
Псевдо-теория Хантингтона, сочинённая человеком, мало что знающем о многополярной сложности Азии, не говоря уж об африканский и южно-американской культурах, была безжалостно развенчана по всему глобальному Югу. На деле Хантингтон даже и не выдвинул оригинальную пусть и некорректную концепцию. Она была творением англо-американского историка и комментатора Бернарда Льюиса, который в США считается ведущим специалистом по Ближнему Востоку.
Разделяй, властвуй, завоёвывай
Как подчеркнул основатель «Форума конфликтов» Алистер Крук, в исламских государствах Льюис постоянно проповедовал приправленный расизмом принцип «разделяй и властвуй». Он был горячим сторонником смены режима в Иране, а его рецепт ведения дел с арабами был таков: «потрясать большой дубинкой», поскольку по его мнению единственное, что они уважают, это сила.
Крук напоминает нам, что начиная с 1960-х Льюис слыл мастером определения уязвимостей в «религиозных, классовых и этнических различиях, как средстве положить конец ближневосточным государствам». Льюис для определенного политического спектра — герой, тем более для публики, к которой принадлежат входят бывший вице-президент США Дик Чейни и госсекретарь США Майк Помпео.
Сегодня же мы живем в эру «реинкарнации Льюиса». Учитывая, что исламский мир по большей части приведён к покорности и впал в оцепенение или смятение, «столкновение цивилизаций» по сути применяется, хотя и в меньшем масштабе, к сдерживанию или к уничтожению шиитского Ирана.
В то же время настоящее столкновение — как настаивает госдепартамент — идёт с Китаем.
Хантингтон, подобно Льюису, не включает Россию в «Запад». Ревизионистский госдепартамент включает. Иначе как можно оправдать «Никсона наоборот»? (быть «Никсоном наоборот», давайте вспомним, это рекомендация Киссинджера президенту Дональду Трампу: применять принцип «разделяй и властвуй» к России и Китаю — но на этот раз соблазняя Россию).
Ревизионистский Пентагон выступил с «Индо-тихоокеанской» концепцией. Единственное оправдание этого сочетания в том, что этим двум зонам следует проводить внешнюю политику, подчинённую американской гегемонии.
Логика всегда одна: «разделяй и властвуй» и «сталкивай цивилизации» — раскол, провоцирующий хаос по всей Евразии.
Но эта стратегия применяется на фоне решающего исторического положения: эры, когда Инициатива выстраивается как дорожная карта для последовательной евразийской интеграции.
Куда идёшь, человечество?
Нетрудно заметить ироничные улыбки на лицах китайских стратегов, рассматривающих «большую картину» с точки зрения 5 000-летней цивилизации. Христианский Запад, как уникальная дорожная карта, призванная избавить человечество от зла — на деле фундамент Pax Americana — ими считается в лучшем случае забавной выдумкой.
Сегодня эта выдумка выглядит откровенно опасной, погрязшей в исключительности и демонизации «иных» в мириадах различных форм. Иные — от Исламской Республики Иран до атеистического Китая, не говоря уж об «автократичной» России — автоматически считаются проявлениями «зла».
Китай же, наоборот, политеистический, плюралистический, многополярный — охватывает конфуцианство, буддизм, даосизм. Это отражается в нынешнем стремлении к многополярной мировой системе. Что имеет значение, так это единство многообразия — что и подчеркнул Си в своей ключевой речи. В ней мы обнаруживаем Китай и Персию, две древние цивилизации — не случайно связанные древним Шёлковым Путём — думающих схожим образом.
И есть ещё ужасающее положение планеты, которое тормозит нынешний жуткий спектакль политического безумия. Географ из Калифорнийского университета (UCLA) в Лос-Анджелесе и автор бестселлеров Джаред Даймонд не совсем точен, но по его оценке существует 49% вероятность, «что мир, каким мы его знаем, около 2050 года перестанет существовать».
Как выразился литераор Нафиз Ахмад:
«За последние 500 или около того лет человечество ережило «бесконечный рост» цивилизации, основанный на своеобразной мешанине идеологических взглядов на мир, этические ценности, политические и экономические структуры и личное поведение. Именно такая парадигма порождает представление о людях, как несвязанных, атомизированных, конкурирующих единицах, стремящихся довести до максимума своё материальное потребление в рамках основного механизма самоудовлетворения».
Сегодня мы живём не при столкновении цивилизаций, а при кризисе цивилизации.
Если парадигма, по которой большая часть человечества едва ли выживает, не изменившись — а мало признаков, что оно изменится — то для «столкновений» не останется никаких цивилизаций.