Провал «долгоиграющей» попытки государственного переворота в Венесуэле, инспирированной Вашингтоном, стал уже, практически, свершившимся фактом. Это признал даже мутящий в стране с начала года воду самозваный «президент» и лидер вялотекущих протестов Хуан Гуайдо, заявив на митинге, что для настоящего переворота «недостаточно солдат и представителей режима, которые захотели бы его поддержать».
Мировые СМИ все чаще пишут об устроенном им бедламе, как о «неудавшейся» или даже «провальной революции». Абсолютная неспособность этого лощеного пустомели и его сторонников к чему-либо, кроме произнесения пламенных речей, давно стала очевидной для всех, как в самой Венесуэле, так и за ее пределами. История, безусловно, не закончена, но уже можно подвести некоторые итоги и сделать кое-какие выводы.
Провал данной латиноамериканской авантюры Соединенных Штатов, без преувеличения, является исторической вехой. Шутка ли – России и ее союзникам удалось не просто разрушить планы Госдепа США по смене неугодного ему режима, но и сделать это, можно сказать, под самым носом у американцев! Как сами они говорят – на их «заднем дворе». Значение этой геополитической победы трудно переоценить. Более того, она, в корне противоречит некоторым давно устоявшимся стереотипам международной
политики. Например, о «всесилии» Вашингтона, для которого, якобы не существует препятствий к тому, чтобы менять ставшей неугодной ему власть в любой стране мира по собственному усмотрению. Заметим, это уже второе по счету крупное поражение США подобного характера, после того, как именно благодаря российскому вмешательству сорвались американские планы свержения Башара Асада.
Более того, если в случае с Сирией нашим военным, прибывшим в страну в разгар бушевавшей там гражданской войны и, фактически, иностранной интервенции со стороны США и их союзников, пришлось действовать в кризисном режиме, то в Венесуэле, к счастью, пока удается не допустить аналогичной ситуации, вопреки, опять-таки, отчаянным стараниям американцев. Надо отдать должное нашим руководителям – в отличие от «Карибского кризиса», с которым некоторые сегодня сравнивают нынешнее противостояние между Вашингтоном и Москвой, не потребовалось ни переброски через океан ядерных ракет, ни броска к берегам Соединенных Штатов атомных подводных лодок. С лихвой хватило сотни российских военных, прибывших на двух самолетах и группы китайских товарищей в погонах.
На самом деле, столь малые силы оказались достаточны в силу того, что наша страна задолго до разразившегося кризиса поставила Каракасу современное вооружение и военную технику, которая сейчас является мощнейшим сдерживающим фактором для потенциальных агрессоров. России, наконец-то удалось сработать на опережение, избавив себя от необходимости действовать в авральном порядке и с большим риском. Огромное значение имеет и то, что легитимный президент Николас Мадуро и его окружение (прежде всего главы силовых ведомств), энергичны, деятельны и сдаваться не собираются. Его пример лишний раз доказывает, что России имеет смысл помогать только тем лидерам, которые этого заслуживают как минимум собственной стойкостью и последовательностью, а не бросают все и улепетывают сломя голову в Ростов от толпы сброда, которого и толковыми путчистами-то назвать сложно.
Безусловно, очередной вехой в развитии событий в выигрышном для нашей страны ключе стала состоявшаяся 6 мая в Финляндии встреча Государственного секретаря США Майка Помпео и главы МИД России Сергей Лаврова. Надо сказать, что накануне этого события господин Госсекретарь повел себя, мягко говоря, не совсем корректно – он принялся раздавать интервью, в которых раз за разом повторял: «Русские должны уйти из Венесуэлы! Иранцы должны уйти из Венесуэлы! Кубинцы должны уйти! Все, кто мешает установлению демократии, должны уйти!» При этом высокопоставленный вашингтонский чиновник всячески подчеркивал, что у него еще «будет разговор с господином Лавровым на эту тему». Мол, я ему там вложу ума «на полях» Арктического совета, будут русские знать, как «тиранов» поддерживать! Вот только, судя по итоговым заявлениям главы российской дипломатии, если кто-то кому-то и «вправлял мозги» во время состоявшегося в финском Рованиеми короткого разговора, то точно не Помпео Лаврову... Сергей Викторович весьма сдержано оценил эту мимолетную встречу, подчеркнув, что речь на ней шла «о реальных делах, а не о политических декларациях», тем самым обозначив степень «серьезности» отношения Москвы к громким декларациям главы Госдепа.
Гораздо важнее и показательнее итоги состоявшихся накануне серьезных и обстоятельных переговоров все того же Лаврова с его венесуэльским коллегой Хорхе Арреасом. Последний после собственного визита в Москву, похоже, переполнен оптимизмом и энтузиазмом. Исходя из уже сделанных им заявлений, российско-венесуэльские отношения развиваются в крайне выгодном для Каракаса ключе. Какое там «уходить»! Если верить Арреасу, Россия намерена не просто продолжать поддержку Николаса Мадуро и венесуэльского народа в борьбе против экспансии США, но и всемерно ее расширять. Речь, по его словам, идет, прежде всего, о «создании совместно с Россией и Китаем новой, альтернативной системы обмена денежными средствами». Фактически, об очередной попытке введения противовеса подконтрольного Вашингтону SWIFT с целью обхода любых санкций США. И, более того, как сказал руководитель МИД Венесуэлы, о вполне возможном расширении российской военной миссии в стране. То, что это не пустые разговоры подтверждает заявление Сергея Лаврова, сделанное после встречи с Арреасом: «Курс России на последовательную и твердую поддержку законного правительства Венесуэлы во главе с президентом Мадуро, остается неизменным»!
После этого господа Помпео и Болтон в один голос чуть ли не ежедневно твердящие о том, что кто-то там откуда-то должен «убираться», могут разве что устроить в качестве протеста флэшмоб на лужайке Белого Дома. Никто их совершенно не боится, и выполнять их «команды», щелкнув каблуками, не собирается. В Москве, во всяком случае, точно. Да и в Каракасе тоже... Между тем, Дональд Трамп после личного телефонного разговора с президентом России Владимиром Путиным внезапно «прозрел» и принялся во всеуслышание заявлять о том, что «никакого русского вмешательства в Венесуэле нет». Однако, публика вроде Болтона с Помпео то ли не услышала этих его слов, то ли сделал вид, что не поняла, и вовсю продолжает носиться с идеями о военном вмешательстве. По имеющейся информации, хозяина Белого Дома эти авантюристические планы в последнее время стали раздражать не на шутку.
Как утверждают информированные источники, с некоторых пор Трамп стал весьма и весьма скептически относиться к докладам собственного окружения касательно Венесуэлы Он по десятку раз переспрашивает, надежны ли поступающие оттуда сведения и «призывает к осторожности в этом вопросе». От любых разговоров о возможности прямой американской интервенции президент приходит чуть ли не в ярость. Касается это, прежде всего «сладкой парочки» Болтон-Помпео, так и рвущихся повоевать. Трампа можно понять, вот только хлынувшего в США потока завернутых в звездно-полосатые флаги гробов перед выборами ему не хватало! Да и вообще, нынешний глава государства крайне негативно относится к любому использованию армии Соединенных Штатов вне их пределов.
Серьезно поменялось, кстати говоря, и отношение американского лидера к Хуану Гуайдо. Понятно, что не в лучшую сторону. Президент попросту больше не верит этому балаболу, наобещавшему в Вашингтоне, что стоит лишь ему призвать народ к «революции», как Венесуэла упадет в руки его хозяев подобно переспевшему яблоку. Насколько известно, Трамп обвиняет «главного оппозиционера» Каракаса, как минимум, в отсутствии «хорошо продуманного плана по приходу к власти», да и вдобавок в многократной переоценке собственных возможностей. При таком раскладе, надо полагать, на самозванце можно ставить крест...
Было бы просто отлично, если бы в Вашингтоне, наконец, поняли, что вести с Москвой и ее союзниками разговоры с позиции силы – дело совершенно бесполезное. Замечательно было бы, если б там «прищемили хвост»» и умерили пыл собственным «ястребам», рвущимся продолжать внешнюю политику в таком стиле, как будто сейчас на дворе конец 90-х. Куда как неплохо было бы снизить накал в отношениях между США и Россией и, наконец, хотя бы попытаться наладить между странами равноправные отношения. Впрочем, если даже всего этого не произойдет прямо сейчас, наша страна все равно уже в выигрыше, поскольку события в Венесуэле так или иначе приближают именно эти результаты.