4 марта американские сенаторы Рэнд Пол от Республиканской партии и Том Юдалл от демократов представили Конгрессу США проект закона о прекращении американского участия в войне в Афганистане. Законопроект предлагает администрации за 45 дней разработать план вывода военнослужащих США из Афганистана в течение года. Основаниями для такого шага, по мнению сенаторов, является то, что армия США достигла целей, поставленных перед ней после террористического акта 9/11: Бен Ладен убит, запрещённая в России террористическая группировка «Аль-Каида» практически уничтожена.
Комментируя данную законодательную инициативу, «Нью-Йорк Таймс» писала, что дополнительные цели войны включали в себя формирование афганского правительства, способного самостоятельно управлять страной и побеждать своих врагов, но без содействия Соединённых Штатов это, мол, недостижимо. На самом деле «недостижимо» это как раз из-за того, что США уже 18-й год оккупируют Афганистан.
Так или иначе, понимание неспособности режима в Кабуле существовать без помощи США заставило Трампа в прошлом году пересмотреть своё прежнее решение о полном выводе американского контингента из Афганистана и ограничиться только его сокращением. По планам на сегодняшний день, 7 тыс. американских военнослужащих должны оставаться в Афганистане неопределённо долгое время.
Однако эти планы могут быть нарушены решением Конгресса. Опросы показывают, что 61% американцев поддерживает вывод войск. Уход США из Афганистана без завершения политического урегулирования обречёт эту страну на новый этап междоусобной войны с перспективой второго прихода талибов к власти. Сегодня талибы контролируют более ¾ территории страны.
В такой обстановке администрация США предпринимает манёвры, вызывающие протест официального Кабула. В Дохе (Катар) проходят закрытые переговоры между представителями США, Афганистана и движением «Талибан» (запрещено в России). Однако афганская сторона обвинила США в том, что представители Вашингтона исключают афганских переговорщиков из процесса и предают своих союзников. «Мы возмущены. У нас нет понимания происходящего», – заявил Хамдулла Мохиб, советник по национальной безопасности президента Афганистана. По его словам, специальный представитель Трампа по Афганистану Залмай Халилзад не информирует афганскую делегацию о содержании переговоров, которые он ведёт с талибами. «Нам дают лишь крохи информации, нас держат за последних людей», – говорит Мохиб.
Тем временем появились сообщения, что американцы и талибы уже составили проект мирного соглашения без участия Кабула. «Это унижение афганского правительства. Руководители сил безопасности Афганистана глубоко обеспокоены, – подчёркивает Мохиб. – Как мне их убедить, что их не предали?» По мнению Мохиба, американцы затеяли на этих переговорах новую игру, в результате которой власть будет передана талибам, а временным переходным президентом будет назначен американский ставленник. Скорее всего, им станет Залмай Халилзад, афганец по происхождению. Об этом и пытаются договориться за кулисами переговоров.
Официальный Вашингтон назвал высказывания Хамдуллы Мохиба «домыслами», но в Кабуле к ним относятся серьёзно. Мохиб три года возглавлял посольство Исламской Республики Афганистан в Вашингтоне и неплохо знает, на что способна американская дипломатия. Его аргументы заслуживают внимания ещё и потому, что Вашингтон стремится к урегулированию отношений между движением «Талибан» и «Исламским государством» (запрещено в РФ), которое с некоторых пор появилось в Афганистане.
Боевики ИГ уже второй год контролируют практически все населённые пункты в граничащих с Туркменистаном афганских уездах Дарзаб и Коштеппа. По сообщениям ряда агентств, неопознанные вертолёты сбрасывают этим боевикам грузы со всем необходимым. С официальным запросом по поводу данных фактов к Соединённым Штатам обращались члены афганского парламента, но ответа не было. Этот же вопрос перед Вашингтоном ставил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, но и в этом случае ответом было молчание.
На севере Афганистан граничит с Туркменией, Узбекистаном и Таджикистаном. Афгано-туркменская граница уже превращена в арену боестолкновений. 17 марта крупный отряд талибов, насчитывавший, по некоторым данным, до 1 тыс. боевиков, атаковал контрольно-пропускные пункты в уезде Бала-Мургаб северо-западной провинции Бадгис.
10 марта информационное агентство «Реалист» со ссылкой на «высокопоставленный источник в российской армии» сообщило: «Американцы перебросили из северного Ирака и восточной Сирии тысячи террористов в северный и северо-западный Афганистан. Пентагон планирует дестабилизировать союзников России по ОДКБ – Киргизию и Таджикистан. Тем не менее под удар в первую очередь попадают Туркмения и Казахстан. Высокий конфликтный потенциал наблюдается во всех республиках Средней Азии, включая Узбекистан».
Тем временем представитель движения «Талибан» выразил удовлетворение «существенным прогрессом, достигнутым на переговорах в Дохе» со спецпредставителем США по Афганистану Залмаем Халилзадом. Своим «сдержанным оптимизмом» по поводу переговоров с талибами поделился и председатель Объединённого комитета начальников штабов США генерал Джозеф Данфорд.
Усилия американской дипломатии по урегулированию в Афганистане в конечном счёте могут привести к тому, что, добившись бескровной смены режима в Кабуле, США оставят на северной афганской границе большую мину замедленного действия для всей Центральной Азии.