По данным The Hill:
«В среду Госсекретарь Рекс Тиллерсон очертил новую стратегию США в Сирии, зависящую от установления неопределённого временными рамками военного присутствия в стране с целью отстранения от власти правительства сирийского президента Башара аль-Асада и сохранения находящихся в тупике групп боевиков.
Выступая в Стэнфордском Университете, Тиллерсон пытался обосновать расширенную военную роль США, поддержанную политическим решением при посредничестве ООН в раздираемой войной стране.
Вывод войсковой группировки США, сказал он, вероятно, будет иметь катастрофические последствия.
«Полный вывод войск из страны восстановит влияние Асада и продолжение жестокого обращения с собственным народом», сказал Тиллерсон». («Тиллерсон очертил план долговременного военного присутствия США в Сирии», The Hill)
Комментарии Тиллерсона акцентируют тот факт, что недавние рецидивы 7-летнего конфликта не умерили решимость Вашингтона свергнуть избранное правительство в Сирии и навязать стране своё политическое видение. Они также подтверждают, что в обозримом будущем США намерены оккупировать части Сирии. Как ясно говорится в статье:
«Замечания госсекретаря в среду дают сигнал о его недвусмысленном одобрении долгосрочного военного присутствия США в этой стране». (The Hill)
В четверг Тиллерсон отказался от своего более раннего заявления, сказав, что его комментарии «неверно истолковали».
«Вся та ситуация неверно истолкована, неверно представлена, (и) некоторые люди неверно высказывались. Мы вовсе не создаем сил пограничной безопасности».
К сожалению, СМИ не «неверно представили» намерения Вашингтона или его политику. На самом деле подробности циркулируют с прошлых выходных, когда в The Defense Post появилась статья с заявлением о создании сил безопасности границы численностью 30 000 человек. Вот отрывок из той статьи:
«Возглавляемая США коалиция по борьбе с ИГ* в настоящее время тренирует силы для обеспечения безопасности вдоль сирийской границы в рамках операции против смещения фокуса борьбы с ИГИЛ*. Подразделения численностью 30 000 человек будут частично состоять из ветеранов-бойцов и действовать под руководством Сирийских Демократических Сил, заявили The Defense Post в Комбинированной объединённой тактической группе для проведения операции «Непоколебимая решимость» (CJTF-OIR).
Коалиция работает совместно с Сирийскими Демократическими Силами (SDF) с целью создать и подготовить новые сирийские силы охраны границ (BSF). В настоящее время есть около 230 лиц, проходящих подготовку во вступительном классе BSF с целью итоговой численности приблизительно 30 000»... сказал офицер по связям с общественностью полковник Томас Ф. Вил...
BSF будут размещены вдоль долины реки Евфрат — отмечая западный край территории внутри Сирии, ныне контролируемый SDF – и на иракской и турецкой границах», сказал он». (The Defense Post)
Как мы отмечали ранее, Вашингтон решительно настроен опустить «железный занавес» вдоль Евфрата, согласующийся с его планом раздробить Сирию на мелкие части, поддержать врагов центрального правительства и создать безопасное убежище для проведения атак на правительство в Дамаске. В таком ключе этот 30 000-й контингент «сил безопасности границы» оказывается вообще не силами охраны границы, а скользким типажом марионеточной оккупационной армии Вашингтона в стиле Мэдисон-авеню. Факт остаётся фактом, «в Коалиции рассказали The Defense Post, что «северная армия» не является признанным термином в Сирии» и это демонстрирует важность, уделяемую Вашингтоном его особому «названию продукта». Прозвище «силы безопасности границы» помогает утаивать тот факт, что Вашингтон вооружал и подготавливал большей частью курдскую марионеточную армию, преследуя стратегические цели в Сирии, в число которых входит свержение правительства Башара аль-Асада, раскол страны на мелкие принадлежащие племенам территории и приведение к власти в столице послушной марионетки, которая будет следовать диктату Вашингтона.
С целью достижения этих целей Вашингтону пришлось сделать значительные уступки своим курдским союзникам в Сирийских Демократических Силах, которые представляют собой «альянс боевиков в северной и восточной Сирии с доминированием курдской YPG». Курды ожидали, что США окажут уважение требованиям курдов о курдской родине, автономном образовании, вырезанном из северной четверти Сирии, части территории к востоку от Евфрата, захваченного во время боёв с ИГИЛ. Заявление Тиллерсона подтверждает, что США будут оказывать поддержку защите курдскими марионетками этой территории, подразумевая, что администрация Трампа всеми силами и авторитетом поддержит одностороннее создание курдского государства в восточной Сирии. (Официально США выступают против создания Курдистана, но их действия на месте демонстрируют поддержку его создания).
Естественно, это было с неодобрением встречено другими странами региона, которые стремились обуздать надежды курдов. Руководители Сирии, Ирана, Ирака и Турции были против возникновения Курдистана, хотя президент Турции Эрдоган пока наиболее откровенен. По словам турецкой ежедневной газеты Hurriyet:
«Президент Реджеп Тайип Эрдоган угрожал воспрепятствовать созданию в северной Сирии поддерживаемых США сил безопасности границы численностью 30 000 человек, по большей части из числа отрядов Народной самообороны (YPG). Вооружённые силы Турции закончили подготовку к операции против YPG в их цитадели Африне, на северо-западе Сирии, и Манбидже в северной Сирии, сказал Эрдоган 15 января на церемонии открытия в Анкаре.
«Операция может начаться в любой момент. Операции в других регионах последуют за ней», сказал президент, отметив, что турецкая армия уже наносит удары по позициям YPG.
«Америка признала, что находится в процессе создания террористической армии у нашей границы. Что нам надо сделать, так это уничтожить эту террористическую армию в зародыше», сказал Эрдоган... «Мы не будем нести ответственности за последствия». (The Hurriyet)
Стоит отметить, что США никогда не консультировались со своим союзником по НАТО Турцией до инициации нынешнего плана. Это заставляет предположить, что внешнеполитические круги, которые составили эту ошибочную схему, могли, вероятно, посчитать, что Эрдоган и его товарищи будут обмануты тонкой завесой пиара о «безопасности границы». Надежды вашингтонских деятелей на операцию по информационному прикрытию и пропаганду, возможно, затуманила их рассудки и подорвала способность понимать, как их пиар-афера может взорваться у них же перед носом (что и произошло).
Несмотря на весь этот переполох, в решимости Вашингтона закрепить в Сирии своё постоянное военное присутствие нет ничего нового; на самом деле план был именно таков с первого дня. Основа стратегии США в Сирии много раз за последние годы модифицировалась, в частности после того, как сирийские силы освободили промышленный узел Сирии Алеппо, что стало поворотным моментов в конфликте. С тех пор циркулировали новости о плане «Б», который признает реальность того, что Асад останется у власти после окончания войны, но перенаправит усилия США на более достижимые цели, вроде захвата огромной территории к востоку от Евфрата, которую можно использовать для будущих операций по дестабилизации режима.
Основные очертания плана «Б» были представлены в докладе Брукингского института ведущим военным аналитиком Майклом О’Хэнлоном. Вот отрывок из статьи 2014 года под названием «Демонтаж Сирии: новая стратегия для самой безнадёжной войны Америки»:
«… единственным реальным способом продвижения может быть план, который по сути приведет к демонтажу Сирии... международное сообщество должно работать с целью создания внутри Сирии со временем «замкнутых анклавов» с более жизнеспособной безопасностью и правлением... Создание подобных убежищ обеспечит автономные зоны, которые никогда не должны столкнуться с перспективой правления либо Асадом, либо ИГИЛ...» .(«Демонтаж Сирии: новая стратегия для самой безнадежной войны Америки», Майкл О’ Хэнлон, Брукингский институт).
Оккупация восточной Сирии курдскими марионетками вполне соответствует основному плану О’ Хэнлона по расколу страны на части и созданию «анклавов» сопротивления, которые США будут поддерживать. Это вариация на тему «разделить и захватить», которую США много раз использовали в прошлом.
План «Б» — резервный план Вашингтона сегодня, когда смена режима более недоступна. Стратегия предполагает, что Вашингтон вовсе не планировал уйти после поражения ИГИЛ, а всегда намеревался остаться с целью создания баз на востоке, ( Судя по Bloomberg News, США теперь обладают 10 постоянными базами к востоку от Ефрата) поддержки оккупационной армии и продолжения войны против существующего правительства. Таков план и сегодня, несмотря на провалившиеся попытки Вашингтона скрыть свои мотивы, стоящие за трогательными «силами безопасности границы». Эрдоган и все остальные уже поняли смысл этого мошенничества и выразили свое неудовольствие.
Проблема с планом «Б» в том, что им предполагается, что Россия и её партнеры по коалиции попытаются освободить удерживаемую курдами восточную Сирию и, таким образом, втянутся в кровавый и длительный конфликт, который превратится в стратегический кошмар, равно как и в пиар-катастрофу. Это — сценарий, на который рассчитывает Вашингтон. А на самом деле,
Главный советник Трампа по национальной безопасности, генерал-лейтенант Герберт МакМастер много писал на эту тему и объяснял, как подорвать усилия продвигающейся армии. Вот отрывок из презентации МакМастера в Центре стратегических и международных исследований 4 мая 2016 года:
«... что требуется для сдерживания сильного государства, ведущего ограниченную войну с ограниченными целями на полях сражений, включающих более слабые государства... это передовое сдерживание, возможность поднять цену успеха на передовой и воспользоваться походом к сдерживанию, который согласуется с устрашением путем отрицания, убеждения вашего врага, что он неспособен достичь своих целей разумной ценой, а никак не подходом отдаленной балансировки и угрозы карательных действий позже и на далёком расстоянии, и, как мы знаем со всей очевидностью — недавний опыт подтверждает, что этот подход несостоятелен».
«Передовое сдерживание»? Это необходимо прояснить.
МакМастер говорит, что вместо угрозы нанести ответный удар когда-нибудь в будущем, США должны использовать «устрашение отрицанием», то есть сделать как можно сложнее и дороже для России достижение её стратегических целей. (Комментарии МакМастера сконцентрированы на участии России в событиях в Сирии). Через поддержку курдских бойцов и создание постоянных американских баз, как считает МакМастер, США смогут сорвать усилия России по восстановлению Сирии в прежних границах, что является одной из основных целей миссии. Цель передового сдерживания не в том, чтобы победить в войне, а в том, чтобы воспрепятствовать победе врага. Обратная сторона этой теории — когда ни одна сторона не может победить — в том, что нет ни политического урегулирования, нет конца сражениям и нет способа вернуть людей в свои дома, чтобы они смогли возобновить жизнь в мире и безопасности. То есть в действительности план разработан для продолжения страданий, продолжения разрушений и продолжения кровопролития. Это решение, которое не даёт никакого решения, это война без конца и края.
Что ещё более важно, «передовое сдерживание» — военная стратегия, игнорирующая более широкую политическую ситуацию, на которую неблагоприятно влияет заявление Вашингтона о «силах безопасности границы». Теперь карты выложены на стол и все основные игроки могут видеть, что именно у США в рукаве. Руководители Сирии, Ирака, Ирана и особенно Турции могут видеть, что Вашингтон — не честный посредник, а умелый и хладнокровный конъюнктурщик, способный пожертвовать даже своими союзниками ради достижения собственных узких геополитических целей.
В результате Эрдоган занял позицию сближения с Россией, что в Вашингтоне прозвучало как сигнал опасности, что и следовало ожидать. В конце концов — в более широком смысле — Турция для США более важна, чем Украина. По сути, она представляет собой сухопутный мост и энергетический хаб, которому суждено связать Европу и Азию в крупнейшую в мире зону свободной торговли. Если Турция уйдёт с вашингтонской орбиты и перейдёт в московский лагерь, вашингтонский план по «развороту к Азии» рухнет целиком и полностью.
Итак, пока МакМастер может представлять себе, что передовое сдерживание воспрепятствует России достичь её целей, вполне очевидно, что политика уже работает в пользу Путина. Любой промах Вашингтона только добавляет убедительности и репутации Путина как надёжного партнёра. Проще говоря, президент России постепенно заменяет Вашингтон в качестве гаранта региональной безопасности. Это — тектонический сдвиг, да такой, что влиятельные лица США определённо будут об этом сожалеть в будущем.
Идёт «смена караула» на богатом энергоносителями Ближнем Востоке, и Вашингтон там — лишний.
Примечание:
* — группировка, запрещённая в РФ.