На прошлой неделе президент Сербии Александр Вучич оказал исключительно радушный прием российскому президенту Владимиру Путину. Десятки тысяч людей наводнили Белград, чтобы приветствовать Путина у входа в православную церковь Святого Саввы, размахивая сербскими и российскими флагами, а также транспарантами, восхваляющими Путина за его стремление восстановить русоцентричный панславянский мир и противостоять глобальному господству Америки.
Сербия, несмотря на свое прозападное руководство и ориентацию на Европейский Союз, имеет исторические связи со славянским «старшим братом», который поддерживал Белград на протяжении многих веков, а в последний раз во время бомбардировки НАТО в 1999 году. Это единственная европейская страна, которая действительно близка к России, исторически связана с ней общими православными и славянскими корнями, а сегодня – ежедневным поездом Москва-Белград и двусторонним безвизовым соглашением. Путин пообещал инвестировать 1,4 миллиарда долларов США в инфраструктуру газопровода для Сербии, которая давно закупает весь свой природный газ у России.
Впрочем, двусторонние связи выходят далеко за рамки культурного и этнического сходства, и здесь речь уже идет о широких геополитических стратегиях Москвы.
Русский мир
Белградский праздник любви – еще один кирпич в гигантской международной структуре, которую российские официальные лица называют «русским миром». Официальные российские СМИ постоянно освещают события, связанные с «русским миром», такие как конференции «российских соотечественников» в разных странах. Хотя СССР распался, путинский Кремль постепенно возвращает обширные земли своей бывшей империи в свою сферу влияния.
«Россия была великой державой на протяжении многих веков и остается таковой, – заявил Путин 16 августа 1999 года перед депутатами Государственной думы, пытаясь получить одобрение своей кандидатуры на пост премьер-министра. – У нее всегда были и остаются легитимные зоны интересов за рубежом, как на территории бывшего Советского Союза, так и в других местах». Это оказалось программным заявлением на долгие годы вперед. Будущий российский лидер пообещал полностью изменить униженную страну, которая, после нескольких лет хаоса при Борисе Ельцине, балансировала на грани краха.
Годом ранее Россия объявила о дефолте по своим внешним обязательствам. Пенсии и заработная плата бюджетникам выплачивались с задержкой в несколько месяцев. Инфраструктура страны стремительно разрушалась. Значительная часть национального богатства оказалась в руках олигархов. На Дальнем Востоке многие граждане были вынуждены вести примитивное существование охотников-собирателей.
Некогда могучая армия России проиграла две войны в Чечне. Три бывших советских республики вступили в НАТО, приблизив границы альянса вплотную к границам России. А всего через несколько месяцев силы НАТО вытеснили сербские войска из Косово.
Это были мучительные события для Путина, бывшего офицера КГБ и патриота России. Он поставил новые цели для внешней политики страны: вернуть Россию на мировую арену, восстановить былое международное влияние и отвоевать обратно бывшие советские территории.
Назад в будущее
Этот процесс начался в Чечне, мятежной российской провинции, которая превратилась в символ бессилия Ельцина. Всего за четыре года правления Путина чеченские сепаратисты были раздавлены и полностью обеспечена «территориальная целостность».
Избегая касаться революции, идеологии и сталинских репрессий, Путин выборочно прославлял российское прошлое. Он возвратил старые советские символы, в том числе и государственный гимн сталинской эпохи – хотя и с новым текстом – и неоднократно восхищался достижениями советской науки, такими как космические исследования, а также с гордостью говорил о победе СССР во Второй мировой войне. Впрочем, в своих выступлениях президент Путин касался и досоветских тем, в том числе роли православной церкви, а также наследия русских писателей и философов.
Представление Путина об отечестве сочетает в себе отдельные элементы царской империи и Советского Союза, а также этно-географической России. В 2014 году он представил концепцию «зоны легитимных интересов» России – страны СНГ, Прибалтики, и так называемый «русский мир», то есть страны с многочисленным русскоговорящим меньшинством. Это и есть империя, которую стремится восстановить Кремль.
В своем выступлении перед парламентом в 2006 году Путин сказал: «Мы должны признать, что распад СССР был крупнейшей геополитической катастрофой… для российского народа он стал настоящей трагедией. Десятки миллионов наших соотечественников оказались за пределами российской территории. Более того, эпидемия дезинтеграции коснулась и самой России».
«Миллионы этнических русских» в бывших советских республиках означают, что «русский мир» распространяется далеко за пределы российских границ. «В начале XX столетия «русский мир» и Российская империя представляли собой, в сущности, одно и то же. Население империи составляло около 170 миллионов человек, то есть приблизительно одну седьмую часть от общей численности населения Земли, на тот момент около миллиарда человек. Теперь, когда на планете насчитывается более 6 миллиардов, русские составляют лишь одну пятидесятую часть населения мира. Это несправедливо, учитывая наши географические размеры», – сказал Вячеслав Никонов, глава фонда «Русский мир».
Горячие точки
Центральное место в этом «русском мире» занимает Крым, который обеспечивает России стратегически важный выход к Черному морю. Этим, прежде всего, и объясняется неожиданный и исключительно успешный захват полуострова в 2014 году. Этим шагом Путин «убил двух зайцев»: восстановил территорию России и бросил вызов Западу. Крым, провинция дореволюционной России, был «подарен» Украине в 1954 году. Путин говорил, обращаясь к миллионам сограждан: «В сердцах и умах людей Крым всегда оставался неотъемлемой частью России».
Еще одна горячая точка, которую часто упускают из виду – крошечное Приднестровье на востоке Молдовы, где проживает преимущественно русское население. Москва поддерживает сепаратистский режим, несмотря на взятые на саммите ОБСЕ в Стамбуле обязательства прекратить свое военное присутствие. В настоящее время маятник качнулся в другую сторону. Хорошие новости приходят не только из Приднестровья, но и из самой Молдовы. Новый президент Игорь Додон придерживается пророссийских взглядов, восхищается Путиным и критикует НАТО, Румынию и Запад.
Украина – другая история. На мартовских президентских выборах победа пророссийского кандидата выглядит практически нереальной. Крым, военное противостояние на востоке страны, споры из-за Керченского пролива и постоянный поток оружия сепаратистам – всего этого, похоже, достаточно, чтобы страна оставалась нестабильной. Впрочем, это отвечает интересам Москвы. Таким образом, хотя Киев «потерян», Путин управляет ситуацией в стране.
У Москвы непростые отношения с Грузией, и она держит свои войска в Южной Осетии и Абхазии. А где может возникнуть следующая горячая точка? Некоторые считают, что для этого лучше всего подходит Прибалтика, где много этнических русских. Однако, учитывая, что страны Балтии входят в НАТО, это было бы слишком рискованно.
Несмотря на потерю Прибалтики и Украины, Путин в значительной мере предотвратил распад, который выглядел весьма вероятным при Ельцине.
С момента крушения СССР самым пророссийским из бывших советских государств остается Беларусь. Авторитарный лидер республики Александр Лукашенко уже четверть века железной рукой руководит страной, порой бросая вызов Кремлю, но в целом оставаясь лояльным. Две страны практически объединились в конфедерацию.
Третьим столпом альянса, ориентированного на Россию, является Казахстан, где президент Нурсултан Назарбаев правит еще с восьмидесятых годов. Он установил беспрецедентный культ личности, где дворцы, музеи и даже потенциальный мавзолей, ожидающий его смерти – все в новой столице Казахстана Астане – является детищем Назарбаева.
Похожая, хотя и не столь многочисленная русская община имеется в гористом Кыргызстане. Страна является абсолютно пророссийской, хотя после двух кровавых революций, она стала более демократичной, чем Казахстан. Поскольку многие киргизы работают в России, страна сильно зависит от Москвы.
Россия по-прежнему сохраняет вооруженные силы в Таджикистане, но Узбекистан и Туркменистан несколько более отдалены в политическом отношении, особенно после того, как многие этнические русские в девяностые годы бежали оттуда в страхе перед исламским фундаментализмом. Тем не менее, Центральная Азия склеена между собой различными договорами, инициированными Москвой.
Преодолевая огромные испытания, Путин вновь объединил гигантскую империю. Он является ключевым игроком на мировой арене, несмотря на скромные размеры российской экономики и недостаток «мягкой силы». Более того, он восстановил национальную гордость, вернув стране статус великой державы. Эти успехи позволяют предположить, что вряд ли Путин откажется от своей исторической миссии по восстановлению региональной роли России и ее международного влияния в обозримом будущем.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 11
Рейтинг поста:
После 1990 года, государство потеряло 5 млн. км2 територии, и 130 млн. людей .... !!!
От Алекс Зес:
Восстановить СССР нельзя. Это все равно что взять себе на баланс дополнительный груз, к тому же людей с совершенно иной уже ментальностью. Иное дело создать и закрепить зоны влияния сформировав приемлемый уровень сотрудничества. Наша задача не спустить наши ресурсы в унитаз мифа СССР, а развиться до уровня когда из желающих попасть над наше влияние будет очередь. Это разные модели. Нам необходимо процветание народа, а не идеологические мифы. Над этим кстати сейчас власть как раз и работает, весьма последовательно.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 540
Рейтинг поста: