В интересное время живем. Ключевым источником обозначения государственной позиции по фундаментальным вопросам современности раньше были пространные меморандумы и официальные выступления для прессы, а сегодня им становится служба коротких сообщений Twitter. Еще каких-то пять-десять лет назад коллективное единство Запада основывалось на схожести взглядов и подходов к святым принципам демократии, а сегодня Вашингтон говорит просто: «Вы все – встали там, слушаете сюда».
Во всяком случае, заявление помощника госсекретаря США по делам Европы и Евразии Уэсса Митчелла в твиттере выглядит именно так. Четко. Кратко. Емко. Конкретно. Почти в приказном тоне по-военному. Ну, или когда после недружественного корпоративного слияния к руководству компании приходит новая администрация, которая известить персонал о переменах нужным считает, а вот как-либо дипломатически миндальничать - нет. Да и к чему перед собственностью политесы разводить? Мы вас купили, теперь вы нам должны. Просто и понятно.
С этого момента Америка больше не намерена мириться с ростом влияния ее геополитических противников в Восточной и Центральной Европе. Таковыми объявлены Россия и Китай. Вашингтон не собирается дожидаться, пока враги доберутся до собственной американской территории, потому борьба начнется на самых дальних подступах. В том числе потому, что агрессия противников США несет самые разнообразные угрозы и самим "американским друзьям", в списке которых обозначены как воюющие за демократию Украина и восстанавливающаяся после российской агрессии Грузия, так и находящаяся под угрозой российского вторжения Белоруссия. Последнее наверняка вызвало глубокое изумление в Минске.
В этой связи союзники, друзья и партнеры теперь обязываются строго соблюдать четыре новых базовых принципа американской политики в ЦВЕ.
Во-первых, "Вашингтон будет добиваться позитивного влияния за рубежом посредством своего имиджа. Америка – могущественная демократия, яркий маяк свободы, чей свет привлекает других". В вольном переводе это означает строгое требование говорить про США как про покойника – только хорошее и непременно в восторженных тонах. Вне зависимости от фактического положения дел.
Во-вторых, "США ожидают, что страны, которым Америка помогает, не будут попустительствовать соперникам". Это особенно интересно и, пожалуй, наиболее важно из всех нововведений. За предельно кратким и размытым определением стоит целый пласт фактически угроз. Ирония в том, что распространяются они буквально на всех. Западная Европа упрекается в усилении своей энергетической зависимости от России. И наплевать, что экономически США не способны предложить ей хоть сколько-нибудь сопоставимой альтернативы.
Американский газ на 20-30% дороже российского по определению. И сделать с этим, кроме вот такого прямого запрета, буквально ничего нельзя. Но это вовсе не значит, что могут расслабиться всякие там прибалты с поляками. Не газом единым, что называется. Китай здесь упоминается также недаром. Он тоже противник, и его инвестиции несут угрозу американскому доминированию. А значит никаких проектов с Пекином. И про будущие прибыли от участия в "новом шелковом пути" тоже следует забыть. Все, это противники, дружить с ними запрещено. Или сами понимаете...
В-третьих, "США будут уважать территориальную целостность и суверенитет союзников - Украины, Грузии и даже Белоруссии, как бастионов, защищающих от российского неоимпериализма." В переводе на простой русский, пока союзники занимают однозначно антироссийскую позицию, они могут творить что угодно. Те, которые хотят такое творить. Остальным строго указывается, что признание, скажем, выбора крымского народа, несмотря на все демократические референдумы и полное соответствие международным принципам, является делом неуместным. А то ишь, удумали.
Как недавно сказала пресс-секретарь МИД РФ Мария Захарова, только за 2017-й год Крым посетило больше ста парламентских, партийных и общественных делегаций из зарубежных стран. Более половины – из стран ЕС, а значит, и из государств-членов НАТО. А некоторые, особое несознательные, вроде итальянцев, уже договорились до того, что предлагают перестать отрицать очевидное и законность вступления Крыма в состав РФ таки признать официально. Отставить разговорчики в строю! Правила тюремного лагеря одни для всех.
Четвертый принцип вообще восхитителен. Буквально вишенка на торте. Ибо в вольном переводе звучит, как прямое категорическое требование ни при каких обстоятельствах не брать дешевых китайских займов. Ни на что. Ни на какие цели. Потому как через них Пекин осуществляет хищническое давление на государства Центральной и Восточной Европы. Демократия демократией, но "Вашингтон ожидает, что государства будут уважать права своих соседей". Каким образом США оказались соседом какой-нибудь Чехии понятно не очень, зато схожесть с типичной манипуляцией не очень умной женщины – ты не должен делать то, что мне не нравится, - видна без дополнительных пояснений.
Что новые менеджеры "общей компании" дипломатическому протоколу не обучены, это понятно. Тот же Митчелл никогда дипломатией не занимался и профильного образования не получал. Он классический технократ и циничный аналитик, причем явно неплохой. Основанный и возглавляемый им, как президентом и исполнительным директором, Центр анализа европейской политики (СЕРА) за двенадцать лет стал одним из самых влиятельных профильных аналитических центров в США. Митчелл также отметился в наблюдательных советах при других исследовательских центрах в Восточной Европе, например Пражского центра трансатлантических отношений и Словацкой Атлантической комиссии.
Иными словами, Аарон Уэсс Митчелл буквально олицетворяет собой то, что принято называть инструментом американского геополитического влияния в Европе. Но раньше он и ему подобные люди обычно тщательно избегали публичности, прячась за дверями невзрачных кабинетов с очень неконкретными названиями. Раз их пришлось вывести на первый план, значит, дела с влиянием пошли совсем плохо. По-хорошему следовать в сложном фарватере причудливой американской внешней политики "просто по велению души" союзники уже не очень согласны. Американский истеблишмент полагает, что для поправки дела требуются розги. Отсюда и лаконичность формы и откровенно командный тон.
Теперь самое время запастись попкорном и большой чашкой чая, потому что дальше шоу обещает наблюдателям немалую интригу. Требовать-то американцы, конечно, могут, но исполнение их желаний неизбежно несет союзникам суровые издержки, а местами даже прямые убытки.
Вот как, например, можно отдать 18 млрд долларов прямых накопленных китайских инвестиций в ЦВЕ? Только одни испанцы получили почти 2 млрд! Компенсировать их Вашингтон не собирается. Наоборот, главным смыслом союзнических отношений он считает простую схему, когда союзники всеми силами отдают ему свои деньги. И вот захотят ли они по озвученным правилам дальше играть – сейчас становится самым интересным моментом. А если нет, то что смогут этому сопротивлению противопоставить США, и как долго после этого еще просуществует НАТО?