Россия не станет ждать, когда её исключат из Совета Европы (СЕ), и выйдет из него сама, чтобы не доставить радости своим критикам. Об этом заявил министр иностранных дел Сергей Лавров в откровенном интервью телеканалу Euronews, добавив, что это его «твердая позиция».
Так глава российского МИД ответил на состоявшееся на днях предупреждение генерального секретаря СЕ Турбьёрна Ягланда: с июня 2019 года право России на представительство в уставных органах СЕ — Комитете министров (КМСЕ) и Парламентской ассамблее (ПАСЕ) — будет приостановлено, если Москва не начнет выплачивать членские взносы. Она сократила их с июня 2017 года на 11 миллионов евро за лишение российской делегации в ПАСЕ права голоса после событий на Украине и воссоединения Крыма с Россией в 2014 году. Ягланд дал ясно понять, что не рассчитывает на то, что Москва снова начнёт платить, и поэтому новый бюджет СЕ будет составлен без учета российского взноса.
Таким образом, поскольку СЕ не собирается идти навстречу России, а униженная лишением её делегации в ПАСЕ права голоса Москва не намерена более финансировать по полной программе страсбургских русофобов, разрыв с СЕ — это уже, в принципе, решенный вопрос, особенно в условиях новых готовящихся ограничений, делающих российское участие в нём уже совершенно бессмысленным. После слов Лаврова стало ясно и то, кто возьмет на себя инициативу вывода России из обходившейся ей в копеечку и к тому же враждебной структуры — Москва.
Почему Москва это сделает
Лавров подробно разъяснил, почему Москва пойдет на разрыв с СЕ. Он не считает, что «участие в Совете Европы для России важнее, чем участие России в Совете Европы для европейских стран». К тому же, по словам министра, СЕ совершенно не оправдал ожиданий России, которая вступала туда, «исходя из того, что он обеспечивает общеевропейское универсальное правовое и гуманитарное пространство», а оно оказалось «просто подорвано» противоправным и совершенно сознательным лишением прав российской делегации в ПАСЕ.
Поэтому, продолжал министр, если противники России хотят исключить её из СЕ, «мы им такой радости не доставим, мы уйдем оттуда сами». Когда это конкретно произойдет, Лавров не сказал, но понятно, что речь идет о ближайших двух месяцах. Как ранее сообщила на этот счет спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко, Москва определится с членством в СЕ до января. Так что по срокам всё сходится.
Глава российского МИД констатировал, что по причине «приостановки» деятельности России в СЕ для Москвы будут «попросту нелегитимными» новый генсек этой структуры, который будет избираться в июне следующего года, и другие функционеры. Лавров также сообщил, что Россия потребует от Комитета министров СЕ подтвердить равенство всех делегаций в ПАСЕ. Он предупредил, что «если такое решение будет заблокировано, это будет шагом, на который сознательно пошли те, кто в своем антироссийском угаре просто хочет СЕ похоронить».
Конечно, «похоронить» СЕ у России не получится, и задачи такой она перед собой не ставит, но урезать «довольствие» своим злобным критикам Москве вполне по силам: ежегодно Россия перечисляла в бюджет СЕ десятки миллионов евро, покрывая 8% всех расходов этой структуры. Среди спонсоров СЕ до того, как Россия частично приостановила свои выплаты, она находилась на 4 месте в списке из почти 50 стран, обходя по этому показателю даже Британию, совсем немного уступая Франции, Германии и Италии, но ничего позитивного от этого не имея.
Сложившийся консенсус
Озвученные Лавровым намерения поддерживаются российской политической элитой, поскольку кроме унижений и злобствований Россия в последние годы от СЕ не видела ничего.
Так, спикер Госдумы Вячеслав Володин не исключил в недавнем телеинтервью «выхода из этой структуры», где Россия утратила возможность на что-либо влиять. «Более половины уже судей европейского суда избрано. Мы не участвовали. Комиссар по правам человека избран. Мы не участвовали», — перечислил Володин. Он отметил, что Россия выполнит все свои финансовые обязательства в случае принятия поправок в регламент ПАСЕ об отмене санкционных норм, позволяющих дискриминировать национальные делегации, и будет в этом случае участвовать в её работе, хотя пока ПАСЕ «вопреки всему, занимает абсолютно неконструктивную позицию».
В условиях, когда старые санкции никто не собирается отменять, а на горизонте замаячили новые, председатель Госдумы предложил не зацикливаться на ПАСЕ, сделать ставку на развитие альтернативного формата в рамках Евразии. Назвав недавнее совещание спикеров парламентов Евразии в Анталье «хорошей альтернативой» ПАСЕ, Володин напомнил, что в этом форуме участвовало в два раза больше глав парламентов Евразии, чем в предыдущем. Расширилась и повестка дня, которая включала такие вопросы, как развитие экономики, охрана окружающей среды, устойчивое развитие, в то время как годом ранее обсуждались «вопросы безопасности, борьбы с терроризмом». Володин констатировал, что «есть не только тема, а есть огромная потребность обсуждать те проблемы, которые можно решить, преодолеть только совместно», и «интерес к такому диалогу — огромный».
Ещё более резко высказался, комментируя угрозу Ягланда, глава комитета Госдумы по международным делам Леонид Слуцкий: «Сегодняшняя деструктивность организации и ее институтов, в первую очередь ПАСЕ, говорит о том, что, возможно, нам стоит самим подумать о приостановлении или замораживании членства России в Совете Европы, не дожидаясь, пока какие-то антироссийские ухари начнут процедуру исключения». По сути, это почти то же самое, что сказал Лавров. «Приостановка» и «замораживание» членства России в европейском междусобойчике уже имеют место. Слуцкий, конечно, имел в виду именно уход.
Это подтверждается словами главы думского комитета о том, что в России «просто устали от бесконечной русофобской истерии, устали от деструктива, дискриминации и двойных стандартов в ПАСЕ, которые ничего не имеют общего с духом демократии и верховенством закона». Он указал на недопустимость ситуации, когда «делегация страны, бывшей много лет одним из основных плательщиков СЕ, не участвует в выборах судей ЕСПЧ и верховного комиссара Совета Европы по правам человека». Приведя целый ряд аргументов, почему «наше сотрудничество с этими институтами Совета Европы становится все менее и менее легитимным» и будет сворачиваться, Слуцкий с сожалением сделал вывод, что «России не стоит уже держаться за членство в Совете Европы».
Почему наконец-то?
Все вышеприведенные суждения не просто справедливы, а являются запоздалым признанием того, что Россия — это не Европа, она не хуже, и не лучше, просто другая. Они указывают на то, что настало, наконец, время отказаться от наивных попыток затесаться в число европейских стран, так как Россия для этого слишком самобытна и велика. Что нужно, в конце концов, осознать, что Россию будут больше уважать и меньше совать нос в её дела, если она открыто объявит себя евразийской страной, коей и является. Москва должна честно признать, что нельзя пытаться добиться успеха, попирая элементарные законы геополитики. Согласно им, Россия – Евразия, Heartland, Суша и «цивилизация Суши» или, как писал русский геополитик Петр Савицкий, – «Срединное государство».
Его периферией выступает не только Европа, но и Китай, который, несмотря на своё кратополитическое и экономическое могущество, является, с геополитической точки зрения, второстепенным игроком, относящимся к расширенной береговой зоне, так же как и Европа – «мысом Евразии». Поэтому дело тут даже не в конкретных поводах и размолвках с СЕ, а в том, что эта структура и Россия в принципе несовместимы.
Даже если отдельные русские, особенно из верхних слоев общества, реально любят Европу и могут сойти за европейцев, дело это не меняет. Так как большинство их соотечественников таковыми не являются и стать европейцами, комфортно чувствовать себя в европейских институтах никогда не смогут. Их истинная природа, которая, повторим, не лучше, и не хуже, просто другая, этого не допустит. К тому же, большинство европейских русских ощущают свою близость и любят Европу, которой уже нет, и они также предпочтут, если их поставят перед выбором, консервативные евразийские ценности торжеству постмодерна с гей-парадами, «мультикультурализмом», «секс-просветом» в школах и прочими «прелестями» в стиле Кончиты Вурст.
В общем, с членством России в СЕ пора завязывать. Как с совершенно бесполезным, затратным, мало того, вредным мероприятием. В Москве это уже поняли. Наконец-то.