8 сентября в Москве прошли переговоры президента России Владимира Путина и премьер-министра Армении Никола Пашиняна – третья их встреча с того момента, когда лидер охвативших Армению массовых уличных протестов был утверждён главой правительства.
Открывая переговоры, глава российского государства констатировал поступательное развитие двустороннего диалога, готовность «сверить часы по поводу нашего текущего взаимодействия и в долгосрочной перспективе». Россия лидирует в инвестициях в Армению и является её первым торгово-экономическим партнёром. В. Путин указал на сотрудничество в сфере энергетики, на низкие цены российского газа, поставляемого в Армению. Н. Пашинян говорил о необходимости «попытаться раскрыть весь потенциал развития наших отношений».
Между тем политико-дипломатический фон визита не назовёшь безоблачным. Выступая 3 сентября с лекцией в МГИМО, министр иностранных дел России Сергей Лавров говорил: «Нас тревожит, что ситуация в Армении сейчас продолжает бурлить, в частности расследуются события десятилетней давности, происходят аресты. Мы считаем это внутренним делом Армении. И хотим, чтобы эти внутренние дела оставались на прочной почве закона и конституции, а также были поскорее преодолены с тем, чтобы Армения могла сконцентрироваться на созидательных задачах».
В заочную полемику с Лавровым тотчас вступил посол США в Ереване Ричард Миллз, заявивший, что правительство Армении должно [? – Авт.] ответить на высказывания главы российской дипломатии. Фактически посланец Вашингтона обозначил то, что и раньше было секретом Полишинеля, а именно: заинтересованность правительства США в придании армяно-российским отношениям напряжённого характера. Миллз заявил также о необходимости «провести объективное и детальное расследование событий 1 марта 2008 года», хотя фабула выдвинутых второму президенту Роберту Кочаряну обвинений выглядит не слишком убедительной и политически мотивированной.
31 августа Владимир Путин позвонил Кочаряну, лишённому возможности выезжать из страны, чтобы поздравить его с 64-летием. Затем стало известно об отмене розыска на российской территории бывшего министра обороны Армении Микаэла Арутюняна, заочно арестованного на родине в связи с «делом 1 марта 2008 года».
«Наши отношения с Россией имеют особое значение и место, и мы надеемся, что эффективность данных отношений существенным образом повысится. Армяно-российские отношения должны быть на более высоком уровне, более стратегическими, более партнерскими и ещё более братскими», – отметил перед приездом в Москву Н. Пашинян. Подобные заявления делаются регулярно, но некоторые лица из окружения премьер-министра Армении придерживаются иного мнения.
Мы писали об увольнении советника Пашиняна по внешнеполитическим вопросам Арсена Харатяна, возможно, причастного к «казусу Хачатурова». Не исключены следственные действия и против другого международного чиновника – главы Евразийской экономической комиссии Тиграна Саркисяна, тесно связанного с европейскими и международными финансовыми структурами. По словам политического обозревателя Давида Петросяна, «Харатян присутствовал на закрытой части встречи премьера Армении и канцлера Германии. Вероятно, он позволил себе несогласованные высказывания, за что сразу же поплатился. Показательно то, что на совместной с Меркель пресс-конференции Пашинян особенно акцентировал на том, что не собирается пересматривать отношения с одними партнерами в угоду другим».
Другое противоречие внутри правящей в Армении команды связано с отправкой армянских военнослужащих (военных медиков, связистов, сапёров) в Сирию. Соответствующая договорённость была достигнута с прежним руководством Армении, напоминает Д. Петросян, и глава правительства нарушать её не стремится, но «прозападная часть премьерской команды против этого, считая, что подобные действия чреваты осложнением отношений с США и в целом с Западом». Это касается и присутствия на территории Армении 102-й российской военной базы; некоторые наблюдатели высказывают опасения, что не исключено рассмотрение вопроса о целесообразности дальнейшего пребывания базы на армянской земле. А выпущенные «революционными» властями из тюрьмы предводители вооружённой группы «Сасна Црер» говорят о необходимости ухода российских пограничников с армяно-турецкой границы. В ответ тем, кто сомневается в целесообразности подобных шагов в условиях участившихся нарушений с турецкой стороны, звучат эмоциональные заявления о суверенитете и национальном достоинстве. Непростые отношения премьера с той частью его окружения, которая подталкивает к более жёсткому разговору с Москвой, создают дополнительную неопределённость.
Даже среди приверженцев провозглашённого Пашиняном курса на строительство «новой Армении» возникают вопросы в связи с присутствием в его окружении представителей экзотических сектантских течений, лиц нетрадиционной ориентации, питомцев прозападных «неправительственных» структур и т. п. Недавно стало известно о предстоящем в середине ноября в Ереване «Форуме ЛГБТ-христиан» Восточной Европы и Центральной Азии; закопёрщиком выступает «Европейский форум ЛГБТ» с офисом в Амстердаме, финансируемый фондами «Открытое общество» и Arcus.
Наконец, противоречивые высказывания главы правительства по карабахскому вопросу вызывают подозрения, что Пашиняну просто нечего сказать, что его команда не имеет «никакой концепции по урегулированию нагорно-карабахского конфликта». Обещание обсудить концепцию карабахского урегулирования на очередном митинге на площади Республики означает отсутствие такой концепции; ещё более опасна разбалансировка единого экономического и оборонного пространства Республики Армения и Нагорно-Карабахской Республики. И вряд ли случайным было высказывание Ильхама Алиева на саммите Совета сотрудничества тюркоязычных государств в Киргизии: «Мы надеемся, что новое руководство Армении займет конструктивную позицию в решении армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта, наши территории будут освобождены от оккупации, территориальная целостность Азербайджана будет восстановлена и в регионе воцарятся мир и сотрудничество». Так или иначе, повестка дня в карабахском урегулировании сдвигается не в пользу Еревана.
Ключевым с точки зрения национальной безопасности Армении остаётся высокий уровень военно-технического сотрудничества с Москвой. В третьей декаде июля в крупных тактических учениях на полигонах «Камхуд» и «Алагяз» приняли участие более трёх тысяч российских военнослужащих; в начале сентября на полигоне «Алагяз» прошли учения более пятисот военных с привлечением около ста единиц автомобильной и бронетанковой техники, вертолётов, современных беспилотных летательных аппаратов. Мероприятия прибывших в Армению американских и британских военных выглядят куда более скромно. Смена руководства в Армении никак не повлияла на военно-техническое сотрудничество Москвы и Еревана, заявил глава Федеральной службы РФ по военно-техническому сотрудничеству Дмитрий Шугаев. Все подписанные контракты действуют. Недавно завершились поставки вооружений по армяно-российскому кредитному соглашению на 200 миллионов долларов. Обсуждается возможная закупка шести многофункциональных истребителей Су-30СМ (по внутрироссийским ценам), способных нести сверхточные ракеты дальнего радиуса действия и эффективно бороться против систем ПВО противника.
Недавно в Москве побывала армянская военная делегация во главе с министром обороны Давидом Тонояном, принявшая участие в военно-технической выставке «Армия-2018» и форуме «Неделя национальной безопасности». Было подписано соглашение о производстве в Армении новейших образцов автоматов Калашникова АК-12 и АК-15. Укрепление связей по линии военных ведомств и развитие торгово-экономических контактов даёт надежду на выход российско-армянских отношений из зоны турбулентности и содержательного вакуума, говорит глава общественной организации «Диалог» Юрий Навоян. Выходить из этой зоны нужно: после смены власти в Армении не было ни одного заседания совместной межправительственной или межпарламентской комиссии. А ведь в сфере экономического сотрудничества есть что обсудить. Например, функционирование ЗАО «Южно-Кавказская железная дорога», где недавно проводился обыск, или Армянской АЭС, о раздутости штатов которой говорит Пашинян. И нет фактов обращений армянской стороны, на которые следовал бы отказ российских партнёров.
Российские сторонники Н. Пашиняна в социальных сетях шутят на тему его переговоров с В. Путиным
«Только что завершилась моя встреча с президентом РФ Владимиром Путиным. Мы провели эффективную беседу, по итогам которой можем зафиксировать, что армяно-российские отношения блестящие. В наших отношениях нет ни одной проблемы ни по одному направлению», – заверил Пашинян в Facebook по окончании переговоров в Кремле и перед встречей с российскими бизнесменами армянского происхождения. Между тем проблемы взаимопонимания между Ереваном и Москвой нарастали все предшествующие годы. Будущее покажет, насколько удастся переломить эту тенденцию.
Заглавное фото: пресс-служба президента РФ