w720h405fill

Республиканская партия пытается предотвратить, похоже, уже неизбежную расправу над Робертом Кочаряном. Бывшая правящая партия инициировала сбор подписей, чтобы освободить его из-под стражи.

Экс-президент Армении был задержан 27 июля в Ереване по так называемому делу «1 марта». В этот день 2008 года, как утверждает обвинение, он осуществил «свержение государственного строя». Тогда недовольные избранием Сержа Саргсяна на пост президента вышли на митинги, которые привели к столкновениям с полицией. Погибли около 10 человек. Ответственность за это кровопролитие нес Кочарян, т.к. на момент выборов все еще исполнял обязанности главы государства.

Кто прав в этой истории, кто нет, решит суд. Но с точки зрения России ясно одно. Новый премьер-министр Никол Пашинян, пришедший к власти на волне «бархатной революции», сводит счеты с «друзьями Кремля», к которым, безусловно, относился и Кочарян.

В тот же день, когда забирали экс-президента, ереванский суд выдал ордер на арест генерального секретаря ОДКБ Юрия Хачатурова. По тому же обвинению в свержении конституционного строя. Во время событий марта 2008 года он занимал пост замглавы министра обороны и с 2008 года являлся начальником генштаба Армении. Хотя Хачатурова позже освободили под залог, ситуация от этого лучше не стала. ОДКБ – военный союз, которым де-факто руководит Россия. Можете себе представить, что Норвегия, игнорируя США, арестует генсека НАТО Йенса Столтенберга?

Реакция Москвы, собственно, доказала, что ситуация зашла далеко и это уже не только внутриармянские дела – аргумент, который многие повторяли во время апрельских событий в стране. В дело вмешался глава МИД Сергей Лавров, впервые выступив с прямым заявлением и даже критикой новых властей в Ереване.

«События последних дней явно нарушают позитивный настрой, идут вразрез с недавними заявлениями нового руководства Армении, что у него нет намерений организовывать преследование своих предшественников по политическим мотивам», — заявил Лавров.

Пашинян всячески пытается отмести слухи о возможном прозападном курсе Еревана, заверяя в том, что дружба с Россией, как и членство в ОДКБ – «священные коровы». Но, так или иначе, на более низком уровне чувствуется рост антироссийской истерии. Так, в социальных сетях, в том числе в Facebook, активно распространяется пост о необходимости вывести 102-ю российскую военную базу из Гюмри. Вот один из постов:

«102-я военная база России представляет большую опасность для безопасности Армении. Хотелось бы надеяться, что мы достигнем согласия с Николом Пашиняном, и устраним это зло из нашей страны, и станем поистине свободной и независимой Арменией»,- пишет Артур Ханоян. Автор предлагает подписать пользователям соответствующую петицию.

Любопытно, что распространением подобных идей занимаются бывшие сотрудники Фонда Сороса, находящиеся в составе правительства Пашиняна. Это Даниэл Иоаннисян («армянский Навальный»), координирующий работу по реформе избирательного закона, и помогающий ему в этом первый вице-премьер Арарат Мирзоян и его бывший пресс-секретарь Карпис Пашоян, являющийся защитником прав ЛГБТ. Поводом для недовольства стал инцидент 17 июля, когда жители села Паник были обеспокоены звуками выстрелов и взрывов из-за военных учений на военной базе в Гюмри.

Политолог Денис Коркодинов связывает назревшие противоречия между союзниками по ОДКБ и ЕАЭС с поисками постреволюционной Арменией своего места в системе международных отношений: «Ереван мечется между блоками НАТО и ОДКБ. Такой процесс естественен для любого государства, в котором произошла смена власти в результате революционных событий».

Он также подчеркнул отсутствие опыта Пашиняна в большой политике, что приводит к «ошибкам в системе имиджевого позиционирования государства».

Эксперт не исключает нарастания российско-армянских противоречий вследствие наличия в правительстве Пашиняна прозападных элементов.

«Есть определенные группировки сил, которые склонны побудить Никола Пашиняна испортить отношения с Москвой. Взять хотя бы во внимание скандал в селе Паник Ширакского района. Но пока это не является устоявшимся трендом. Иначе говоря, Россия способна сопротивляться в качестве реакции на прозападные тенденции в Армении, тогда как в армянском обществе пока доминирующей точкой зрения является необходимость дружить с Москвой. Однако все может очень быстро измениться в зависимости от того, какая группировка сил в Ереване в конечном итоге одержит верх», — рассказал Коркодинов.

Панику разводить не нужно. Еще официально никто не требовал закрыть 102-ю базу, и о выходе из ОДКБ публичной речи не было. Но нельзя не заметить, что новое руководство Армении, в отличие от предыдущего, все чаще действует без оглядки на Москву, особенно в вопросах внутренних. Визит лидера страны-члена ОДКБ в Брюссель на саммит НАТО и то, что расправа над «друзьями Кремля» началась почти сразу после возвращения Пашиняна домой, тоже дает пищу для размышлений.

Как говорится, будем посмотреть…