Не секрет, что до последнего времени вектор турецкой внешней политики был ориентирован на Запад – страна является членом НАТО, да и желание пополнить ряды стран ЕС было высказано турецким руководством не раз.
Однако изменяющиеся реалии и двуличное поведение западных политиков, похоже, могут кардинально изменить как политику турецких властей, так и отношение к Западу у жителей республики.
Так, никакого конкретного обещания принять Турцию в ЕС так и не поступило, а население страны уже вовсе не горит желанием влиться в Евросоюз – если раньше за вступление в ЕС высказывалось 75% населения Турции, то в настоящее время этого желает всего 20% граждан.
Показательно и то, что до сих пор не произошла либерализация визового режима между Турцией и Шенгенской зоной. Это решение также откладывается на протяжении многих лет.
И на этом фоне весьма объясним призыв президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана к странам-участницам БРИКС позволить Турции вступить в организацию. Об этом он заявил во время пресс-конференции на саммите группы, проходившем в ЮАР.
По словам Эрдогана, Турция хочет стать частью группы и занять свое место в БРИКС. «Если вы нас возьмете, то группу будут называть БРИКСТ», — заявил он.
О серьезности намерений турецкого лидера свидетельствует и то, что он предложил государствам БРИКС отказаться от доллара и перейти на расчеты в национальных валютах и электронных деньгах.
Впрочем, удивляться такому повороту событий вряд ли стоит: выгоды вступления Турции в БРИКС очевидны, взаимоотношения между странами внутри БРИКС в корне отличаются от формата отношений в ЕС и НАТО, и основаны не на доминировании отдельных государств, а на равноправии участниц союза.
Напомним, что Турция и ранее проявляла интерес к участию в экономических и политических форумах, в которых участвует Россия. Так, в ЕАЭС – Турция вероятный кандидат на вступление в Союз, а в ШОС – имеет статус партнера по диалогу.
По мнению ведущего научного сотрудника Института востоковедения РАН Бориса Долгова, это «показывает, что Турция видит потенциал и этих новых форматов, и, разумеется, возможности своего экономического сотрудничества с Россией, которое самым активным образом развивается».
Разумеется, случившееся вызвало недовольство Запада, которому вовсе не по душе изменение политики Турции, наметившееся в последнее время. Но вряд ли это уже имеет какое-то значение: сразу же после сообщения о желании вступить в БРИКС, турецкий лидер заявил о том, что США скоро потеряет Турцию в качестве союзника.
Конечно же, вопрос о вступлении Турции в БРИКС нельзя считать решенным. Но перспективы у нее есть: комментируя заявление турецкого президента, Владимир Путин заявил, что расширение Объединения пока не планируется, однако он не исключил, что в будущем у организации будут новые члены.
А вот в сотрудничестве с Западом Турция уже никаких перспектив не видит. И именно это, а также понимание того, что на многие глобальные политические и экономические проблемы в мире оказывают решающее влияние объединения, в которых ведущую роль играет Россия (БРИКС, ШОС, ЕАЭС), послужило поводом для решительного пересмотра своей политики руководством Турции.
Рейтинг публикации:
|