В последние годы Соединенные Штаты буквально «достали» Европу своими экстерриториальными санкциями против тех или иных стран
Вопреки международному праву, признающему только санкции, одобренные Советом Безопасности ООН, Вашингтон требовал и продолжает требовать, чтобы трансатлантические союзники участвовали во всех санкциях, которые исходят из США. Угрожая вторичными санкциями в отношении тех компаний и банков стран-союзниц, которые осмелятся нарушать первичные санкции Вашингтона.
Европа оказывается в роли вассала Америки, который порой несет потери от санкций большие, чем те страны, против которых они изначально направлены. Взять, например, экономические санкции Вашингтона против России, которые начали вводиться весной 2014 года. Потери американского бизнеса от санкций были и остаются незначительными в силу того, что торгово-экономические отношения России и США находились изначально на относительно невысоком уровне. А вот потери европейского бизнеса как минимум такие же, как и экономические потери самой России.
По оценкам ООН, обнародованным в сентябре прошлого года, экономика России потеряла в результате санкций 55 миллиардов долларов за три года. А вот экономике Евросоюза эти санкции обходились 3,2 миллиарда долларов в месяц. За три года набежало около 100 млрд долларов. Получается, что главной жертвой санкций оказалась не Россия, а Евросоюз. Европа тихо ворчала и возмущалась, но терпела. Эти санкции высветили истинный характер «высоких отношений» между Америкой и ее европейскими союзниками.
Другой стороной этих «высоких отношений» явились вторичные санкции Вашингтона против отдельных компаний и банков Старого света. Так, в 2014 году крупнейший французский банк BNP Paribas был оштрафован министерством юстиции США на сумму 9 млрд долл. за нарушение американских санкций против Судана, Ирана и Кубы. Общая сумма подобных штрафов, уплаченных европейскими банками в казну США, исчисляется десятками миллиардов долларов. Среди наказанных - такие гиганты европейского банковского бизнеса, как HSBC, Standard Chartered, Lloyds TSB Bank, Barclays, Deutsche Bank, Societe Generale и т.д.
Все удивлялись терпению Европы, ворчавшей, но продолжавшей нести нелегкое бремя «союзника» Вашингтона. Многие эксперты пытались объяснять такое иррациональное терпение тем, что, мол, руководители европейских государств – назначенные Вашингтоном марионетки (яркий пример – Ангела Меркель). Другие - тем, что, мол, Вашингтон обеспечивает военную безопасность Старого света, и это дает ему право командовать Европой. Третьи – полной апатией и безволием европейцев, их неспособностью защищать свои права.
И вот неожиданно в мае этого года Европа впервые за долгие годы показала Америке зубы. Причиной этого стало объявление президентом США Дональдом Трампом 8 мая о выходе Соединенных Штатов из соглашения с Ираном по ядерной программе. Его официальное название - Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД). Напомню, что соглашение было достигнуто в результате длительных переговоров с Тегераном «шестеркой» международных посредников (Россия, США, Британия, Китай, Франция, Германия) в 2015 году. Кроме того, Трамп объявил о восстановлении всех санкций против Исламской Республики Иран (ИРИ), действие которых было приостановлено как результат достигнутой сделки.
Вашингтон начал действовать молниеносно. Министерство финансов США объявило, что санкции против ИРИ вступят в силу через 90-180 дней. С 6 августа будет восстановлен запрет на покупку стали, угля и драгметаллов, остановлен импорт иранской продукции в США и ограничены операции с гособлигациями Ирана. Спустя 180 дней после объявления Трампа санкции затронут портовых операторов Ирана, корабли под флагом Ирана и судостроительную отрасль страны.
9 мая Вашингтон ввел санкции против иранских оборонных структур, а 15 мая под ограничения попал глава Центрального банка Ирана Валиоллы Сеифа. К изначальным лживым поводам для выхода из соглашения и возобновления санкций (якобы Тегеран не выполняет условий соглашения по ядерной программе) добавились такие надуманные предлоги ужесточения санкций, как поддержка Тегераном «Хезболлы», с которым борется Израиль в Ливане и Сирии, а также расширение иранского влияния на всем Ближнем Востоке, от Йемена до Ливана, от Сирии до Ирака. Госдеп США дополнительно разъяснил: никаких компенсаций добросовестным компаниям, пришедшим в эту страну в 2016-2018 гг., со стороны Америки не будет.
Для Европы это решение стало ударом ниже пояса. После снятия санкций 1 января 2016 года гиганты бизнеса Старого света наперегонки рванулись в Иран. Французские (Total, Airbus), немецкие (BASF, Siemens) и итальянские (Eni) компании подписали сделки по освоению иранских нефтегазовых месторождений, поставкам энергоносителей в Европу, развитию транспорта и иной инфраструктуры в ИРИ. Эксперты говорят, что общий объем всех заключенных и подготовленных к подписанию сделок измеряется десятками миллиардов (долларов, евро). Так, компания Saipem, дочерняя структура нефтяного гиганта Eni заключила с Национальной иранской нефтяной компанией (NIOC) договор на сумму 5 млрд. долл. Компания Airbus должна, согласно заключенным контрактам, поставить в ИРИ около 200 самолетов на сумму около 20 млрд долл.
Если европейские участники СВПД выйдут из соглашения и присоединяться к санкциям (а Вашингтон уже 8 мая выразил надежду на это), то это будет означать для европейских компаний гигантские упущенные выгоды, а также реальные потери на сумму в несколько миллиардов евро осуществленных инвестиций. Европейские СМИ назвали главными потенциальными жертвами американского шантажа следующие компании Старого света: Airbus, Siemens, Peugeot-Citroen, Renault, Total, Eni, Danieli.
Примечательно, что выход США из соглашения по СВПД сопровождался угрозами вторичных санкций Вашингтона в адрес преимущественно европейских стран. Россия и Китай почти не упоминались. Впрочем, Россия не упоминалась по вполне понятным причинам: она и так находится под первичными санкциями Вашингтона. Два раза казнить Россию никак не получится. А вот почему Китай оказался в тени? Тем более, что Пекин однозначно заявил, что выходить из соглашения по СВПД не собирается и даже осудил (правда, в мягкой форме) Вашингтон за его выход из соглашения. Европе обидно. Если она уйдет из Ирана, то ее место немедленно займут Китай и Россия.
Вот, например, французский нефтяной гигант Total приобрел контрольный пакет (50,1%) в огромном иранском месторождении природного газа Южный Парс. 30% приобрела китайская государственная нефтяная корпорация CNPC. Остальные 19,9 процентов остаются в собственности иранской государственной нефтяной компании. Китайский участник проекта CNPC уже объявила, что готова приобрести французскую долю. Total напряженно ищет выход из ситуации, но, скорее всего, ей придется уступить место китайцам.
Наверное, самое мягкое и дипломатичное заявление европейских чиновников на решения Вашингтона по Ирану сделала глава дипломатии ЕС Федерика Могерини: «Мы выразили сожаление в связи с решением США о выходе из СВПД и признали, что снятие санкций, связанных с ядерной программой, и нормализация торговых и экономических отношений с Ираном являются основной частью соглашения. Она добавила:
Мы договорились углубить наш диалог на всех уровнях. Наши эксперты уже сегодня начали работать. Мы договорились начать интенсивные экспертные консультации, которые, как я уже сказала, начались сегодня, с Ираном, с целью достичь практических решений в течение следующих нескольких недель.
Верховный представитель ЕС по иностранным делам Федерика Могерини. Фото: www.globallookpress.com
Менее дипломатично выразился председатель Европейского совета Дональд Туск: «Помимо традиционных политических проблем, таких как укрепление Китая и агрессивная позиция России, мы наблюдаем теперь и новые феномен: капризную напористость американской администрации. Глядя на последние решения президента Трампа, кто-то даже мог подумать: при таких друзьях нужны ли враги?». Немного подумав, добавил: «Но, честно говоря, Европа должна быть признательна президенту Трампу, потому что благодаря ему мы избавились от всех иллюзий. Он заставил нас понять, что, если нужна помощь, вы должны ее оказать себе сами».
Председатель Европейского совета Дональд Туск. Фото: www.globallookpress.com
Пожалуй, наиболее резонансными оказались заявления министра экономики и финансов Франции Бруно Ле Мэра. Министр подчеркнул, что после сделки 2015 года Франция начала восстанавливать свои позиции в Иране и не собирается покидать страну:
Наши компании Total, Renault, Peugeot, Sanofi, Danone находятся в Иране. Мы восстанавливаем свои позиции в Иране, и мы хотим защищать свои интересы.
Он также призвал Европу «не быть вассалом США» и отстаивать свои экономические интересы: «Кем мы хотим быть? Хотим быть вассалами, которые беспрекословно подчиняются решениям, принимаемым США? Мы хотим, чтобы США стали экономическим жандармом планеты? Мы, европейцы, со своими экономическими интересами, хотим продолжать торговые связи с Ираном в рамках стратегического соглашения и отказа Ирана от ядерного оружия. Мы считаем, что это правильный путь, и поэтому мы продолжаем вести торговлю с Ираном».
Уже к середине мая Брюссель выразил консолидированную позицию Европы по Ирану: выходить из СВПД она не будет, а торгово-экономическое сотрудничество с ИРИ будет продолжено.
Предложены некоторые конкретные ответы на решение Вашингтона. Например, Брюссель решил активировать так называемый «блокирующий статут» — акт, который был принят ЕС в 1996 году в качестве противодействия вторичным санкциям против Кубы (но так не был использован). Также неожиданного политики нескольких европейских стран стали говорить о необходимости создания специального банка, через который компании Старого света могли бы осуществлять расчеты с Ираном с евро. Такой расчетный центр мог бы вести в дальнейшем операции и с другими странами, против которых Вашингтон объявил или может объявить санкции.
Наблюдаемую в мае нынешнего года реакцию Европы на заявление Трампа по Ирану некоторые эксперты поспешили назвать «бунтом», «восстанием», «началом освободительного движения» Старого света против Нового света. Я не спешу разделить их оценки. Судя по всему, желаемое выдается за действительное. На чем основано мое сомнение? – Даже не на том, что у руля власти в ряде европейских стран находятся марионетки Вашингтона. Или на том, что Европа сильно зависит от военного «зонтика» Вашингтона. На первое место я ставлю существующую уже с прошлого века невидимую сделку между Старым и Новым светом: первый конвертирует свою свободу и независимость на конкретные экономические выгоды, получаемые от второго. Такими выгодами является устойчивое положительное сальдо торговли Европы с США, составляющее ежегодно не менее 100 млрд. евро (табл. 1).
А вот для сравнения данные о торговле ЕС с Ираном (табл. 2)
Сопоставление цифр двух таблиц позволяет сделать вывод, что «морковка» в виде торговли ЕС с Америкой многократно больше «морковки» в виде торговли Европы с Ираном. Отсюда вывод: Европа пошумит-пошумит, но затем потихоньку вернется в американское стойло. Европу охватила истерика от того, что ее лишают иранской «морковки». Но эта истерика в бунт против Америки не перерастет.
Помимо активного сальдо торговли Европа имеет от Америки такую «морковку», как доступ на рынок инвестиций последней. Прямые накопленные инвестиций всех стран ЕС в США на конец 2016 года, по данным европейской статистики, составили 2.744,0 млрд евро. А прямые накопленные инвестиции США в ЕС равнялись 2.391,1 млрд евро. И здесь преимущество на стороне Европы. Чистое положительное сальдо по показателю прямых накопленных инвестиций составило 352,9 млрд евро.
Даже если чисто гипотетически представить, что Европа-вассал начала «освободительное движение» против Америки-феодала, то у этого феодала есть эффективная управа на своего вассала. А именно санкции против Европы в виде замораживания или даже конфискации европейских активов, находящихся в американской юрисдикции. Итак, Европе есть что терять. В этом и заключается причина ее такой «послушности» Вашингтону.
Но я не утверждаю, что эта «послушность» европейского вассала вечна. Дело в том, что Трамп с упорством, достойным удивления, рубит сук, на котором сидит и лично он, и вся Америка. Начатая им возня с введением импортных пошлин и другими протекционистскими мерами будет постепенно сокращать положительно сальдо торговли Европы с США. Может быть, лет через пять (условно) сальдо станет нулевым, «морковка» исчезнет. Вот тогда Европе действительно нечего будет терять. И она, проигнорировав очередную порцию угроз дяди Сэма, начнет, наконец, выстраивать масштабные и долгосрочные торгово-экономические отношения с Ираном. Правда, к тому времени, как я думаю, освобожденные европейцами «экологические ниши» уже будут заняты китайскими компаниями. И, может быть, и российскими (если будем расторопными, смелыми и последовательными).
Автор: Катасонов Валентин
Рейтинг публикации:
|