Что ж, мы видим, к чему вся эта прогулка привела, запустив, как оказалось раскручивающуюся катастрофуразрастающихся террористических движений, несостоявшихся государств и сорванное с мест население по всему Большому Ближнему Востоку и Африки — и спустя 14 лет, к эре Трампа. В конце концов без вторжения в Ирак вливание ошеломляющего количества американских долларов в бедственные, нескончаемые войны и последующее «вторжение» в ту страну атакующего терроризма, ИГ* и беженцев, президента Трампа невозможно было представить на посту.
Стоя на некоем шоссе, ведущем в ад, он представляет собой американский эквивалент несостоявшегося государства и, как сегодня полагает постоянный автор TomDispatch, автор недавно вышедшей книги «Последствия: Путешествие в разбитые мечты Восточной Европы», он находится в процессе существенного ухудшения ситуации. Подумайте о политике Дональда Трампа, как о вторжении в Ирак на глобальном уровне. В годы после 9/11, но прежде, чем он появился на сцене, США помогли растревожить части планеты от Пакистана до как минимум Ливии. Как столь ярко демонстрирует Феффер, президент Трамп теперь по-видимому, намерен растревожить остальную часть планеты, начав войну против международного сообщества в своем уникальном стиле. Рассмотрите его подход, обновленную версию «Шока и трепета» или тактику «обезглавливания», начатые тем вторжением 15-летней давности. Что может пойти не так?
Том
* * *
У Дональда Трампа есть план, как разрешить кризис с наркотической зависимостью в Америке — прихлопнуть всех наркодилеров.
«У нас есть торговцы наркотиками и наркодилеры, они убивают сотни и сотни людей», заявил Трамп на недавнем совещании в Белом Доме, на котором обсуждалась проблема злоупотребления опиатами. «У некоторых стран есть очень, очень суровые штрафы — даже смертная казнь — и кстати, у них намного меньше проблем с наркотиками, чем у нас».
Трамп заявил, что позаимствовал идею убийства наркодилеров у своего приятеля, пожизненного президента Китая Си Цзиньпиня. Первое: американский президент открыто заимствует программу уголовного судопроизводства у автократа (и к тому же коммуниста). Честно говоря, у Трампа явно на уме опыт и демократической страны. За прошедшие два года президент Филиппин Родриго Дутерте поощрял разгул неофициальных полицейских расправ, нацеленных на торговлю наркотиками, которая по данным Human Rights Watch привела к гибели более 12,000 филиппинцев. Хотя Международный Уголовный Суд начал расследование «преступлений против человечности» Дутерте, Трамп расхваливал его за «невероятную работу» по программе противодействия наркотикам.
Склонность президента к смертной казни для наркодилеров — всего лишь один пример его повсеместного презрения к правам человека, поскольку он приятельствует с самыми отъявленными автократами мира и направляет Пентагон обеспечивать, чтобы нынешние катастрофы с правами человека по всему миру ещё более ухудшились. В то же время он предлагает сократить программы Госдепартамента, продвигающие демократию и права человека, одновременно пытаясь отбросить назад движения за права и свободы в США.
Подумайте о нем, как о водителе, которому доверено управлять крупнейшим транспортным средством мира, несмотря на полное незнание дорожных правил. Неудивительно, что прогноз движения выглядит мрачно — при стороннике жёстких мер Майке Помпео в роли госсекретаря, его департамент окажется ещё меньшим «лежачим полицейским» в президентской опасной игре в «гляделки» с глобальным сообществом.
Двойные аплодисменты лицемерию
Внешняя политика США обычно была отчётливо двуличной. Вашингтон регулярно выявлял у противников нарушения прав человека, одновременно по большей части игнорируя вопиющие нарушения у своих ближайших друзей. Во время холодной войны, например, США по обыкновению нападали на Советский Союз за ужасающий список нарушений по правам человека, но совершенно развязали руки Фердинанду Маркосу на Филиппинах, Шаху Ирана и другим подобным.
Конечно, Госдепартамент публиковал утомительный ежегодный доклад по нарушениям прав человека, который на протяжении полувека предоставлял мрачные подробности репрессивных правительств, вроде саудовского и египетского. Но это не препятствовало последующим администрациям поставлять этим автократиям фактически всю оружейную и военную помощь, которая по их словам им была нужна, даже при том, что Вашингтон ввёл эмбарго на вооружения для Китая после того, как Пекин подавил протесты на площади Тяньаньмэнь в июне 1989. И когда США снимают подобные эмбарго, как было с Вьетнамом в 2016году, то дело тут в геополитике (сдерживании Китая), и не имеет никакого отношения к правам человека.
Теперь является Дональд Трамп, бескомпромиссный лицемер практически по любому вопросу — за исключением прав человека. Тут-то он расширил подход американской политики закрывать глаза почти на всё. За несколькими исключениями, которые доказывают правило, он может меньше тревожится о подобных нарушениях, даже когда в них вовлечена его собственная администрация — в том числе те, кто избивает жён, симпатизирующие нацистам и неисправимо коррумпированные, не говоря уж о военном персонале США за границей (или работники ICE в этой стране).
Рассмотрим это знаковые перемены в эру Трампа. Когда в прошлом году Госдепартамент опубликовал свой доклад по правам человека, Госсекретарь Рекс Тиллерсон даже не потрудился собрать традиционную пресс-конференцию или сам представить обнаруженное, хотя был в то время в Вашингтоне. В докладе этого года, неопубликованном и запаздывающем, будет по сообщениям более короткая часть по правам женщин и различного рода дискриминации, что подсказывает шумные протесты со стороны более 170правозащитных организаций. «Это даёт явный сигнал, что репродуктивные права женщин не являются для этой администрации приоритетом, и это даже не такое нарушение прав, о котором мы должны сообщать», сказал Politico неназванный представитель Госдепартамента.
Письмена уже на стене, и крупными буквами — с самого начала эры Трампа. В мае 2017 года на своей первой встрече с персоналом Госдепартамента Тиллерсон предупредил, что права человека не должны стать препятствием при следовании США своим национальным интересам, это предупреждение внесло свой вклад в волну последовавших отставок. Аналогично, в первой Стратегии Национальной Безопасности едва ли ввоббще упоминалось о правах человека.
Сокращающийся вклад Госдепартамента отражает сокращение самого госдепартамента. Стоит ожидать, что Помпео будет ещё более агрессивен, чем Тиллерсон в сокращении персонала с помощью незаполненныхдолжностей послов ( в том числе в Южной Корее и Европейском Союзе), чистки по политическим причинам, выплаты за более ранний выход на пенсию и основные сокращения в посольствах, как например на Кубе. Среди многих высоких позиций, остающихся незанятыми, есть и те на которые даже нет предложенных кандидатур — заместитель министра по гражданской безопасности, демократии и правам человека или помощник министра по демократии, правам человека и труду (или, если уж на то пошло, специального посланника по правам человека в Северной Корее). Команда Трампа предложила сократитьбюджет Госдепартамента на 25%, с $53 миллиардов до $39 миллиардов, однако Конгресс поднял мятеж и уменьшил сокращение всего до 6% в окончательном законопроекте, подписанном президентом на прошлой неделе. Как часть подобных мер суровой экономии Трамп хотел эффективно уничтожить основой груз «продвижения демократии», распотрошив Национальный Фонд за Демократию (NED) и связанные с ним организации.
Критики NED — а их много — будут радоваться. Но не позволяйте себя одурачить — альтернативный мир, который создаёт Трамп, будет ещё более мрачным.
Пули, а не бюллетени
Атака Трампа на дипломатию не представляет собой какое-либо повсеместное сокращение деятельности Америки в мире. В конце концов, расходы Пентагона будут расти на $80 миллиардов ежегодно, что почти вдвое превышает сокращающийся бюджет Госдепартамента. И помните, что Пентагон активно участвует в нарушениях прав человека по всему миру.
Например, он предоставляет Саудовской Аравии оружия на миллиарды долларов (в том числе кассетные боеприпасы), чтобы вбомбить Йемен в каменный век, и произведённые в Америке самолеты-заправщики Ф-16, которые дислоцируются у саудовцев и обеспечивают логистическую поддержку в этой опустошающей воздушной войне. Результатом стала катастрофа с более чем 5 000 погибших мирных граждан, страшный голод и кризис здравоохранения, который в 2017 году привёл к более, чем 2 000 жертв от эпидемии холеры, а 50 000 детей погибли от недоедания и болезней.
Будучи кандидатом в президенты, Дональд Трамп обещал «разбомбить к чёрту» ИГ*, хороши же были его слова. Администрация Трампа увеличила число воздушных атак против этой группировки в 2017 году, не обращая внимания на жертвы среди мирного населения. Например, на «столицу» ИГ сирийский город Ракку было сброшено до 20 000 бомб. В одном особенно подлом случае, ООН обвинилавозглавляемую США коалицию в нарушении международных законов при бомбёжке школьного здания вблизи того города в марте 2017 года, причём погибли 150 человек из числа укрывавшихся там беженцев. Подобные действия сочетаются с безразличием администрации Трампа к военным преступлениям, совершённым сирийским правительством и его российским союзником.
В Афганистане Трамп аналогично дал военным США полную свободу рук атаковать Талибан. С августа и до конца прошлого года Вашингтон провёл почти столько же воздушных ударов, как и за 2015-й и 2016-й вместе взятые. Кого удивит, что Афганистан в 2017 году получил больше гражданских смертей, чем в любой иной сравнимый по длительности период этой 16-летней войны?
Иногда Белый Дом всё же говорит о защите прав человека, как в указе, подписанной в конце 2017 года, обращающем внимание «на серьёзное нарушение прав человека и коррупцию по всему миру». Однако в указе перечислены лишь 13 человек, в том числе бывший президент Гамбии, торговец оружие на Балканах, политик из Гватемалы и сын генерального прокурора России.
Иными словами, во вселенной Трампа нарушения прав человека совершаются лишь горсткой «паршивых парней». Самые крупные в мире нарушители прав человека в этом списке отсутствуют — поскольку многие из них числятся лучшими друзьями президента.
Изобилие для тиранов
Президент Трамп высказал мнение об установлении тесных рабочих отношений с самыми худшими автократами планеты. Его первая официальная поездка в мае 2017 года была совершенно типичной. Он не отправился с обычным инаугурационным турне в Канаду, Мексику или Европу. Нет, он отправился в Саудовскую Аравию, страну, где отсутствует демократия, где женщины в подчинённом положении, не разрешается свобода слова или собраний, где введены жёсткие ограничения для шиитского меньшинства. Вот место прямо для Трампа! Он выступил с речью в Эр-Рияде с осуждением терроризма, даже не упомянув о саудовском вкладе в суннитский экстремизм по всему миру и добавил ко всему прочему обещание королевству вооружений на $110 миллиардов.
Саудовская Аравия в друзьях у США со времён президента Франклина Д. Рузвельта. Однако Трамп хочет связать Вашингтон и Эр-Рияд ещё более тесно в единый анти-иранский фронт (назначение Майка Помпео, известного иранофоба, может лишь усилить это стремление). И саудовская королевская семья была лишь одной в длинном списке деспотов Трампа, в который входят Дутерте и президент России Владимир Путин. («У меня всегда была хорошая интуиция в отношении Путина»). В том же списке Реджеп Тайип Эрдоган, кого Трамп расхваливал («мы прекрасные друзья»), пусть даже турецкий лидер бросает журналистов в тюрьмы и проводит военную кампанию против курдского меньшинства собственной страны. Что до его приятеля Си, то Трамп недавно превозносил президента Китая за то, что тот дал себе возможность править всю жизнь, очень сожалея, что неназванный американский президент не может сделать то же самое.
А ещё есть Аюдель Фаттах эль-Сиси в Египте, захвативший власть при насильственном перевороте в 2013 году, убив сотни, заключив в тюрьмы тысячи людей, с пытками противников. Для Трампа это всего лишь признаки силы духа. «Я просто хочу, чтобы все знали, что мы во многом поддерживаем президента Сиси, он проделал фантастическую работу в очень сложной ситуации», сказал он, приветствуя руководителя Египта в Белом Доме в апреле 2017 года.
Подобная «дружба» на самом деле даёт «зелёный свет» дурному поведению. Вскоре после того, как Трамп пожимал руки руководителям различных арабских государств в Саудовской Аравии в мае 2017 года, например, Бахрейн ополчился на свободную прессу , а в Египте резко выросло число незаконных убийств. Саудовская Аравия начала блокаду Катара, частично из-за его поддержки демократических движений во время Арабской весны и относительной свободы его поддерживаемого государством агентства Аль-Джазира. Хотя Катар и был близким союзником Вашингтона — крупнейшая американская база в регионе расположена именно там — Трамп сразу же написал в Твиттере о поддержке блокады.
Возможно, что самый близкий союзник, родственная душа за морями — это Биньямин Нетаньяху. Премьер-министр Израиля в полной мере пользуется подобными отношениями, чтобы наращивать давление на палестинское сообщество с помощью противозаконных казней, расширения поселений, налётов полиции и вечной блокада Газы. В свою очередь Трамп дает Нетаньяху всё, что то пожелает, в том числе посольство США в Иерусалиме и признание этого города столицей Израиля.
Трамп поднимал вопрос прав человека лишь в случае четырёх стран: Ирана, Кубы, Венесуэлы и Северной Кореи. После года на посту с обменом ударами с Ким Чен Ыном он недавно сделал резкий разворот, предложив сесть за стол переговоров с руководителем Северной Кореи, так что «ось зла» сократилась до трёх участников.
Помимо них его позиция такова, что суверенные государства могут делать всё, что хотят внутри собственных границ, а сам он перешёл с явным энтузиазмом к подавлению прав человека дома. Как и его друг Виктор Орбан в Венгрии, Трамп сделал мишенью иммигрантов; как и Путин в России, он сделал мишенью ЛГБТ, как и Эрдоган в Турции он обвинил ведущие СМИ во враждебности, и как его правые приятели в Европе, он сдвинулся ближе к неонацистам. Неудивительно, что Amnesty International назвала Трампа «угрозой» правам человека.
Удары по международному сообществу
Администрация Трампа продолжает вести длительные войны Америки по всему Большому Ближнему Востоку и Африке. В различные моменты сам президент угрожал напасть и на Северную Корею, и на Венесуэлу. А при Помпео во главе Госдепартамента и ещё большем иранофобе кровожадном Джоне Болтоне на посту советника по национальной безопасности, вполне может последовать военный конфликт с Ираном.
Однако, пока единственная «новая» война президента Трампа — метафорическая, против международного сообщества, но с более чем реальными последствиями.
Он быстро вышел из Транс-Тихоокеанского Партнёрства, а затем и из Парижского соглашения по климату, регулярно угрожая подорвать шестистороннее ядерное соглашение с Ираном, подписанное администрацией Обамы — все его действия отражают его отвращение ко всему, что отдает интернационализмом (или к самому Обаме).
Его нападение на порядок с правами человека в глобальном масштабе ещё более вызывающий. Одним из первых жестов его стало введение «глобальной политики затыкания рта», ограничивающей американское финансирование организаций, обеспечивающих помощь в планировании семьи по всему миру. За лето его администрация втихомолку подготовила закрытие отдела Госдепартамента, который расследует геноцид и преступления против человечности. В октябре было заявлено о будущем выходе их культурной организации ООН ЮНЕСКО (якобы из-за её анти-израильской предвзятости).
Вскоре после этого администрация отменила глобальный миграционный пакт, который годом ранее с энтузиазмом провёл Обама. Месяц спустя администрация сократила финансирование агентству ООН по оказанию помощи беженцам, оказывающего помощь палестинским беженцам, а теперь готовится сократить сотрудничество с Международным Уголовным Судом. Однако, самая крупная мишень — Совет по правам человека ООН. Посол в ООН Никки Хейли выставила Совету ультиматум: «Если он не изменится, то мы должны стремится к продвижению прав человека вне совета». Хотя Совету приходилось следовать требованиям США, но Трамп и компания без сомнений не заинтересованы в его «реформировании». (Вашингтон даже не потрудился заменить своего специального представителя в Совете).
Ни одна международная инициатива не избежала стать мишенью администрации, даже Инициатива прозрачности добывающих отраслей (EITI), глобальный стандарт, введенный 52 странами, в задачу которого входит сокращение коррупции в секторах энергетики и добычи. Как прокомментировал Адам Дэвидсон в «Нью-Йоркере», «Администрация Трампа активно проводит в реальной политике заявленное недоверие — даже осуждение — международных договоров, разработанных для улучшения жизни людей всего мира. Отказ от EITI — не просто шоу, это шаг к демонтажу архитектуры глобального правления».
Инстинктивно Дональд Трамп просто ненавидит «глобализм», представляющий собой антитезис его доктрине «Америка превыше всего». Если он своего добьётся, США просто не смогут придерживаться поддержки глобальных инициатив, это подорвёт любой вид глобального планирования или сотрудничества с мирными намерениями. Как премьер-министр Британии Маргарет Тэтчер верила только к отдельных лиц, а не в «общество», так и Трамп отвергает ООН и верит лишь во влиятельных действующих лиц. Как изложили в статье в мае 2017 года в «Уолл-Стрит Джорнал» его прежние помощники, советник по национальной безопасности МакМастер и бывший советник по экономическим вопросам Гэри Кон, «Мир — не «глобальное сообщество», а арена, где страны, неправительственные действующие лица и бизнес вовлечены в конкуренцию за выгоды». Благодаря команде Трампа международное сообщество быстро деградирует в Всемирную рестлинг-индустрию.
Поначалу глобальная воинственность президента возымела определённый объединяющий эффект. Даже когда США вышли из парижского соглашения по климату, например, две последних уклонявшихся страны (Сирия и Никарагуа) его подписали, и остальные страны мира подтвердили стремление к достижению целей соглашения без участия США. Перед лицом возможного выхода США из Иранского ядерного соглашения, остальные подписанты (Европа, Россия, Китай и Иран) удвоили усилия по его сохранению.
Но хулиганы оказывают разрушительное воздействие на социальные нормы, а это означает, что единственный влиятельный нарушитель правил может многое сделать, чтобы подорвать глобальные организации. Таким образом, выход администрации Трампа из соглашения по климату во многим уменьшил глобальные усилия. Европейцы неохотно согласились сформировать рабочую группу с США по изменению Иранского ядерного соглашения, а иранцы недавно продемонстрировали, что могут выйти из неё, если европейцы не смогут удержать Вашингтон в рамках. Нарушая международные правила поведения, Трамп теперь их переписывает, чтобы отразить свою экстремальную версию «американской исключительности».
После геноцида и кровопролития Второй Мировой ООН и основополагающие её документы по правам человека представили миру отличную, более гуманную траекторию развития. Дональд Трамп пытается заставить ветер историю изменить направление в сторону более ранней эры крови и грязи, кровожадного национализма и ничем не ограниченного капитализма. Он заключил неофициальный альянс с автократами и финансистами всего мира против ООН и прав человека в целом.
В этой реинкарнации прежнего процветать будут богатые и сильные — по крайней мере некоторое время. Трамп и его дружки будут вести себя, как бандиты — по крайней мере, некоторое время. И пока граждане не объединятся, невзирая на границы, чтобы спасти порядок прав человека от этого нападения, у слабых и многочисленных будет немного мест, куда обратиться на всё более бессердечной планете.
Примечание:
* — организация, запрещённая в РФ.