Фото из открытых источников
На Азиатском экономическом форуме на Хайнане председатель КНР Си Цзиньпин подтвердил курс на глобализацию, но не по-американски. Выступая на церемонии открытия ключевой части Азиатского экономического форума (АЭФ) в Боао (остров Хайнань), председатель КНР Си Цзиньпин подтвердил впечатление, которое сложилось у многих после его выступления на последнем Всемирном экономическом форуме в Давосе (Швейцария) — Китай сместил обратившихся к политике протекционизма США в качестве локомотива и движущей силы глобализации.
Мало того, Китай предлагает глобализацию нового типа: на добровольной основе и без военного диктата, который всё чаще используют США даже по отношению к своим ближайшим союзникам с целью получения конкурентных преимуществ. Востребованность в новом типе глобализации в мире есть. Поэтому китайская модель будет продолжать набирать популярность. Особенно по мере реализации политики президента США Дональда Трампа "Америка превыше всего", которую тот, понимая, что у не так много времени, проводит в режиме торговых войн, ввода санкций и пошлин в обход ВТО, пересмотра экономических соглашений путём выкручивания рук и принуждения партнёров к невыгодным для них сделкам.
Неслучайно главными темами завершающегося 11 апреля форума, который неспроста называют "Восточный Давос", стали реформы, открытость, инновации и "Пояс и путь". В нём участвуют свыше двух тысяч высокопоставленных представителей из 63 стран мира, включая Россию. В их числе президенты Филиппин и Австрии, премьер-министры Монголии, Новой Зеландии, Пакистана и Сингапура.
Мир и сотрудничество — предпосылка всего
"В современном миропорядке сложились тенденции, когда мир и сотрудничество неразрывно связаны друг с другом, в них заинтересованы все жители нашей планеты. Мышление холодной войны и игр с нулевой суммой уже устарело и не имеет будущего. Искоренить совместные проблемы можно только путём последовательных мер, направленных на поддержание мира и развития, на взаимодействие", — цитирует Си Цзиньпина ТАСС.
"Пять лет назад я выдвинул инициативу «Один пояс, один путь». С тех пор более 80 стран и международных организаций подписали документы о сотрудничестве с Китаем в рамках этого проекта", — с гордостью сообщил Си Цзиньпин. Председатель КНР в нескольких словах раскрыл смысл этой "новой инициативы": "Китай не делает никаких мелочных геополитических расчётов, не создаёт каких-либо закрытых объединений, не ставит себя выше других и не навязывает никому никакие сделки". Он отметил, что хотя это идея Китая, "её возможности и результаты принесут выгоду всему миру".
Чем отличаются две глобализации: по-американски и по-китайски?
Как же это отличается от глобализации по-американски: там все выгоды достаются США, вернее, американским инвесторам, а все издержки, особенно в начале, — странам, в которые они инвестируют, как, впрочем, и собственным трудящимся. А когда эти страны, пройдя через трудности и лишения, начинают конкурировать с США и побеждают в конкурентной борьбе за счёт более упорного труда и более дешёвой рабочей силы, США начинают обвинять их "нечестной конкуренции", что их кто-то "обдирает". Американцы вводят против конкурентов болезненные пошлины и санкции, чтобы ликвидировать неблагоприятные для них торговые дефициты. Что мы сейчас и наблюдаем во всей красе...
Глобализация по-китайски заключается в другом: ничто никому не навязывается, участие стран — добровольное, если они сами решают, что им это выгодно. В 2013 году председатель Си Цзиньпин выдвинул концепции "Экономического пояса Шёлкового пути" "Морского Шёлкового пути" в рамках инициативы "Один пояс — один путь", цель которой — создание транспортного, энергетического и торгового коридора между Азией и Европой, углубление экономического, торгового и научно-технического сотрудничества между Азией, Евразией и Европой.
В своей речи на саммите Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) в Перу Си Цзиньпин пообещал "бороться с протекционизмом" и продвигать "многосторонние торговые сделки". В этом же духе он высказался и в Боао, как бы отвечая на предъявленные Пекину Вашингтоном претензии по этой части: "Китай ещё значительнее откроет рынки, особенно в сфере финансов и страхования, снимет ограничения на инвестиции, в области производства, в частности, в автомобилестроении, мы ужесточим меры в сфере защиты интеллектуальной собственности".
Лидер КНР дал понять, как Пекин будет бороться с торговыми ограничениями, которыми Китай собираются обложить США, — путём развития внутреннего потребления, если американцам и другим так хочется самим производить потребительские товары, а не импортировать их из новой "мастерской мира", как это делалось в предыдущие десятилетия.
"Мы будем расширять масштабы импорта. Внутреннее потребление — движущий фактор экономического развития Китая, цель которого — удовлетворить увеличивающийся спрос населения нашей страны, благосостояние которого постоянно растёт", — подчеркнул Си Цзиньпин.
В качестве конкретных шагов он назвал предстоящее значительное снижение в текущем году пошлин на автомобили и другие импортные товары. Он также выразил надежду, что развитые страны в свою очередь снимут ограничения на экспорт высокотехнологичной продукции в Китай.
Трудно сказать, насколько искренен был тут Си Цзиньпин, но он это сказал: "Китай не стремится к положительному торговому балансу. Мы искренне желаем увеличить импорт и достичь более сбалансированного международного платёжного баланса". Понятно, почему это было сказано: торговый дефицит США с КНР, по оценкам американской стороны, достигает 500 миллиардов долларов. И тем не менее на попытки Вашингтона уменьшить его с помощью пошлин Китай ответил угрозами контрсанкций, дав понять, что не желает общения со своим крупнейшим должником в таком стиле, и что им лучше договориться.
Суммируя основные принципы глобализации по-китайски как результата внутренних процессов в стране, которые Си Цзиньпин называет "новой эрой социализма с китайской спецификой", председатель КНР заявил: "Мы продолжим улучшать ситуацию в нашей стране путём реформ и преобразований, предпримем решительные шаги в области инноваций и развития, расширим рамки открытости и кооперации и наконец будем сотрудничать с остальным миром, внося вклад в развитие всего человечества".
Китай отчётливо понимает, что предлагаемый им тип глобализации нуждается в стабильном мировом порядке. Глава китайского государства в этой связи подчеркнул необходимость "всеобщей, комплексной и скоординированной безопасности" и "защиты миропорядка и системы международных отношений, в основе которой лежат цели и принципы устава ООН". Как же эти слова контрастируют со сделанным почти одновременно заявлением постпреда США при ООН Никки Хейли по поводу ситуации вокруг Сирии после очередной фейковой химатаки или даже её полной имитации: США сами примут меры, если СБ ООН не накажет "виновных" в этом, которыми американские власти требуют от мирового сообщества считать Сирию, Иран и Россию.
У Китая другая логика. Необходимо, по словам Си Цзиньпина, "координировать свои позиции при реагировании на традиционные и нетрадиционные вызовы в сфере безопасности, усилить двустороннее и многостороннее сотрудничество". Китайский лидер высказался также за то, чтобы "различные механизмы обеспечения безопасности были взаимно толерантны и гармоничны, чтобы одни из них дополняли другие путём сотрудничества, а не ущемляли или подрывали друг друга". Только так, указал он, мир "придёт к всеобщей и совместной безопасности".
Си Цзиньпин: мы никогда не будем никому угрожать
Явно намекая на различие подходов КНР и США, Си Цзиньпин заверил участников "Восточного Давоса": "Независимо от того, каких успехов достигнет Китай в своём развитии, он никогда не станет угрожать кому-либо в попытке подорвать существующую международную систему или расширить зону своего влияния".
Он добавил, что Китай будет "защищать глобальный мир", "вносить вклад в его процветание и поддерживать международный порядок".
Добавим от себя, что в отличие о разглагольствований о свободе и демократии, которые превращены Западом в таран для достижения своих эгоистических интересов и установления контроля за политикой других государств, Китай никому не навязывает ничего подобного. Зато китайская модель экономического развития, добровольно принятая рядом стран Азии и Африки, обеспечивает зачастую двузначный экономический рост.
Провокация и реакция
Прозвучавшие в Боао заявления Си Цзиньпина уже вызвали на себя огонь США. Через газету одного из ближайших союзников Америки — Австралии — "Сидней морнинг геральд" Китай обвинили в намерении создать "военную базу" в Вануату в интересах постоянного военного присутствия в Южно-Тихоокеанском регионе, хотя "официальных предложений" правительству Вануату на этот счёт Пекином "пока не сделано".
Комментируя эту "новость", глава МИД Австралии Джули Бишоп заявила, что ей ничего на этот счёт не известно, но при этом она напомнила организаторам вброса, "что Вануату является суверенным государством, которое вправе самостоятельно решать свои вопросы в сфере обороны и внешней политики".
Этот обернувшийся фактически против США эпизод — независимо от того, стоит за ним что-то реальное или нет — показал, что мир и глобализация по-китайски имеют неплохие шансы заменить Pax Americana, потому что это выгодно всем, даже ближайшим американским союзникам. И это обрекает США на совсем не блистательную изоляцию в освобождающемся из-под их диктата глобальном многополярном мире.
Латышев Сергей
Источник